Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения
Основой для дифференциации продуктов являются дополнительные потребительские свойства (расфасовка, отличия упаковок). На зрелом рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров.
В настоящее время, специалисты выделяют новый подход к дифференциации11. По их мнению, следует лидировать по какой-то одной характеристике. Скажем, фирма-поставщик должна определиться, чем она будет отличаться от своих конкурентов. Либо тем, что на складе самый большой ассортимент товаров, либо фирма осуществляет самую оперативную доставку среди соперников.
Отличаться от конкурентов
можно и «идеей наследования». К примеру, банк
работает уже более 10 лет на благо клиентам,
это показатель стабильности и надежности.
В настоящее время в банковском секторе
отчетливо прослеживается ориентация
на клиентов – потребителей. Поэтому российские
банки в настоящее выбирают такие слоганы,
как: «Нам выгодно, чтоб Вы стали богатыми»,
«Здесь Вас встречают, Вас выслушают, Вам
советуют деловые люди», «Нет такой
работы, которую мы не выполним для Вас»,
«Вы нуждаетесь в поддержке? Мы поддержим
Вас деньгами»12.
Отличаться может и товар, и некоторые другие подходы.
Что касается конкуренции в отдельно взятой нише, то она основана обычно на двух факторах: либо у фирмы более низкие затраты, чем у соперников, либо она предлагает что-то отличное в своих услугах и товарах.
2.4 РЕКЛАМА КАК МЕТОД КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Цель рекламы фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.
О влиянии рекламы на степень
конкуренции в различных
Термин «недобросовестная конкуренция», как и данный правовой институт, впервые возник во Франции под влиянием судебной практики. Его стали использовать суды в целях защиты интересов предпринимателей от чрезвычайно жестких и иных негативных методов соперничества.
Понятие «недобросовестная конкуренция» (нем. unlauterer Wettbwerb, англ. unfair competition) несет негативную информацию о том, что действия конкурентов противоречат этическим категориям совести, морали, которые не регулируются правом. Законодательство почти всех стран использует данные категории в качестве критериев, с помощью которых определяются рамки правомерности поведения конкурентов и, соответственно, противоправности действий, выходящих за эти рамки.
По мнению уже упоминавшегося
русского исследователя Г.Ф.
Попытки найти объективный
критерий для разграничения
Таким образом, основной признак недобросовестной конкуренции - это то, чему противоречат действия конкурентов. Законодательство и доктрина различных стран относит к ним морально-этические нормы, обычаи делового оборота, правила конкуренции и положения законодательства.
Для правовой конструкции акта недобросовестной конкуренции следует определить сферу деятельности, в которой может совершаться данное правонарушение. В зарубежном законодательстве и правовой доктрине она определяется как широко, так и достаточно узко16. Так, одни авторы предлагают ограничить сферу деятельности, в которой акты недобросовестной конкуренции могут пресекаться областью торговли: в соответствии с их концепцией недобросовестная конкуренция присутствует тогда, когда один торговец совершает в ходе своей коммерческой деятельности по отношению к другому торговцу, занимающемуся сходной деятельностью, акт или виновное действие, могущее причинить последнему вред»... В праве Канады и Японии признается недопустимость недобросовестной конкуренции в сфере промышленности и торговли. Аналогичное положение содержится в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (п. 2 ст. 10-bis).
Более широко определяется сфера пресечения актов недобросовестной конкуренции в ФРГ. Так, в Законе о недобросовестной конкуренции, в парагр. 1, указывается, что неблагоприятные последствия наступают в случае совершения таких действий в деловом обороте с конкурентной целью. Определение понятия делового оборота в законе не содержится. Полагаем, что под деловым оборотом понимается предпринимательская деятельность в различных сферах экономики.
Во Франции в правовой доктрине подчеркивается правовая регламентация экономической конкуренции в форме пресечения недобросовестной конкуренции. Экономика здесь понимается в широком значении, включая помимо торговли и промышленности сельскохозяйственное производство и другие сферы. По французскому праву недобросовестная конкуренция пресекается в сфере деятельности свободных профессий (врачи, адвокаты и т.д.), а также при отправлении правомочий государственными органами, например в рамках государственной монополии в форме злоупотребления властью. Таким образом, происходит отождествление некоторых монополистических действий с актами недобросовестной конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в зарубежных странах по-разному определяется сфера деятельности, где пресекаются акты недобросовестной конкуренции. В соответствии с российским законодательством недобросовестная конкуренция подлежит преследованию на товарных и финансовых рынках.
По российскому
Деятельность недобросовестного конкурента влечет за собой различные негативные последствия для конкурентов и, самое главное, она может явиться причиной возникновения у них убытков. В этой связи особо стоит вопрос о том, чтобы противоправные действия жестко и своевременно пресекались и наказывались.
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве Российской Федерации.
Например. Фирма А распространила в периодических изданиях ложную информацию о том, что предлагаемый фирмой Б товар является некачественным. В результате таких действий объем продаж у фирмы Б резко упал, что в свою очередь привело к возникновению у нее убытков18.
Лицо, в отношении которого ведется нечестная конкурентная борьба, вынуждено защищаться. Для этого закон предоставляет ему соответствующие возможности.
Лицо, имеющее основания полагать, что в отношении его имеет место недобросовестная конкуренция, может обратиться соответствующий орган с заявлением о нарушении действующего антимонопольного законодательства. Заявление должно содержать следующее: сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание действий недобросовестного конкурента и существо требований, с которыми заявитель обращается. К заявлению должны быть также приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. На основании анализа представленных заявителем материалов уполномоченное лицо российского министерства по антимонопольной политике принимает решение о формировании специальной комиссии для рассмотрения данного дела. Если же признаки недобросовестной конкуренции, по мнению уполномоченного лица, в действиях предполагаемого правонарушителя отсутствуют, то в возбуждении дела о недобросовестной конкуренции заявителю будет отказано.
Решение вопроса о наличии в действиях лица состава правонарушения осуществляется непосредственно созданной для этого комиссией на основании имеющихся в деле документов, материалов, объяснений сторон, заключений экспертов и специалистов. Если комиссия придет к выводу, что имел место факт недобросовестной конкуренции, то лицу, совершившему данное правонарушение, будет выдано специальное предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Неисполнение в установленный срок обязательного предписания антимонопольного органа влечет за собой весьма серьезные финансовые санкции как для организаций, так и для их руководителей. В ситуации, когда потерпевшее лицо желает не только пресечь противоправные действия конкурента, но и намеревается взыскать с правонарушителя убытки, обращение в арбитражный суд минуя орган по антимонопольной политике выглядит более предпочтительным вариантом действий, поскольку потерпевшему не придется два раза в разных инстанциях доказывать, что в отношении его совершались противоправные действия. По общему правилу, закрепленному в ст. 15 ГК РФ, убытки должны возмещаться в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Правило о том, что убытки должны возмещаться в полном объеме, означает, что нарушитель обязан возместить пострадавшему и реальный ущерб, и упущенную выгоду.
Для взыскания убытков лицу, требующему их возмещения, придется в силу ст. 53 АПК РФ доказать в суде следующие факты:
Только доказав все
То есть можно сделать вывод, что процедура хоть и длительная, но законодательно она прописана и должна «работать». Но без проблем в нашей стране практически не бывает, поэтому данную норму закона необходимо совершенствовать в направлении ее большей результативности и эффективности обращения к ней.
3.2 МОНОПОЛИЗИРОВАННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА В НАШЕЙ СТРАНЕ
Прежде всего, необходимо
отметить, что чрезмерная монополизированность
рынка в нашей стране является
во многом наследством прежней
Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.