Анализ конкурентная борьба на рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения

Файлы: 1 файл

Рыночная конкуренция,содержание, виды и формы проявления + МИУ 04.2013.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Основой для дифференциации продуктов являются дополнительные потребительские свойства (расфасовка, отличия упаковок).  На зрелом рынке  именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров.

В настоящее время, специалисты  выделяют новый подход к дифференциации11. По их мнению, следует лидировать по какой-то одной характеристике. Скажем, фирма-поставщик должна определиться, чем она будет отличаться от своих конкурентов. Либо тем, что на складе самый большой ассортимент товаров, либо фирма осуществляет самую оперативную доставку среди соперников.

Отличаться от конкурентов  можно и «идеей наследования». К примеру, банк работает уже более 10 лет на благо клиентам, это показатель стабильности и надежности. В настоящее время в банковском секторе отчетливо прослеживается ориентация на клиентов – потребителей. Поэтому российские банки в настоящее выбирают такие слоганы, как: «Нам выгодно, чтоб Вы стали богатыми», «Здесь Вас встречают, Вас выслушают, Вам советуют деловые люди»,  «Нет такой работы, которую мы не выполним для Вас»,  
«Вы нуждаетесь в поддержке? Мы поддержим Вас деньгами»12.

Отличаться может и  товар, и некоторые другие подходы.

Что касается конкуренции  в отдельно взятой нише, то она основана обычно на двух факторах: либо у фирмы более низкие затраты, чем у соперников, либо она предлагает что-то отличное в своих услугах и товарах.

 

 

 

 

 

 

 

2.4 РЕКЛАМА КАК МЕТОД КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

 

Цель рекламы фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

О влиянии рекламы на степень  конкуренции в различных отраслях есть два совершенно разные мнения. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама является, по существу, формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей и, таким образом, позволяет каждой фирме получить большую степень монопольной власти на рынке. Реклама убеждает потребителей, что на свете мало заменителей предполагаемого продукта. Реклама делает кривую спроса фирмы менее эластичной, позволяя последней назначать более высокие цены и получать повышенные прибыли. Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм отрасли и, выступая для них в качестве барьера, защищает созданные фирмы от новых потенциальных конкурентов. Проконкурентная точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения  количества заменителей продуктов, известных покупателям. Следовательно, реклама делает кривую спроса любого, особенно действующего в условиях монополистической конкуренции, продавца более эластичной, а цены и прибыли имеют тенденцию к снижению. Большее знание о пригодности продуктов благодаря рекламе успешно увеличивает число заменителей и делает отрасль более конкурентной. Исходя из этого, очевидно, что нет единого мнения в отношении экономических последствий рекламы. 

3.ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ  КОНКУРЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ  РЕШЕНИЯ

В данной главе данной курсовой работы будут затронуты, пожалуй, две основные проблемы в области конкуренции на российском рынке – это недобросовестная конкуренция и монополизированность российской экономики.

3.1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ-МЕТОД КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА НЕСОВЕРШЕННЫХ РЫНКАХ

 

Термин «недобросовестная конкуренция», как и данный правовой институт, впервые возник во Франции под влиянием судебной практики. Его стали использовать суды в целях защиты интересов предпринимателей от чрезвычайно жестких и иных негативных методов соперничества.

Понятие «недобросовестная конкуренция» (нем. unlauterer Wettbwerb, англ. unfair competition) несет негативную информацию о том, что действия конкурентов противоречат этическим категориям совести, морали, которые не регулируются правом. Законодательство почти всех стран использует данные категории в качестве критериев, с помощью которых определяются рамки правомерности поведения конкурентов и, соответственно, противоправности действий, выходящих за эти рамки.

По мнению уже упоминавшегося русского исследователя Г.Ф. Шершеневича, этические условия существования конкуренции сводятся к тому, что «в основе хозяйственной деятельности человека лежит эгоистический мотив. Побуждаемый личным интересом, далекий от всякого сожаления к соперникам, каждый торговый деятель будет стремиться к организации сбыта своих товаров... Напротив, если бы человек совершенно отрекся от личного расчета и проникся альтруистическими мотивами... конкуренция была бы немыслима». А. Маршалл вообще полагал, что термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей13.

Попытки найти объективный  критерий для разграничения недобросовестной и добросовестной конкуренции предпринимались в зарубежной и отечественной правовой литературе. Так, О. Майер считал, что такой критерий необходимо определить исходя из понятия пользования в процессе соперничества своими или чужими силами. Эту точку зрения поддерживали Г. Шулер и В. Гольденберг14. Согласно этой позиции, если лицо в борьбе за клиентуру пользуется только своими силами, оно конкурирует добросовестно; если оно прибегает к силам другого, конкуренция становится недобросовестной. Однако данный критерий представляется спорным, так как и теоретически, и практически не может быть средством различения недобросовестной конкуренции от добросовестной. На это указывал А.И. Каминка, подчеркивая, что «предприниматель в коммерческой борьбе старается использовать не только собственные силы, сколько благоприятную для него конъюнктуру, складывающуюся из условий, в которых эти силы предпринимателя не играют никакой роли. Предприниматель может даже прибегнуть при этом к разного рода неблаговидным приемам, и все же мы не будем иметь понятия недобросовестной конкуренции»15. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Когда предприниматель путем различных некорректных действий узнает, что в определенном направлении проводится железная дорога, и использует данные сведения с целью организации своей фирмы в более удобном месторасположении и привлекает тем самым к себе местную клиентеллу, то победа в конкурентной борьбе считается одержанной не своими силами, но это не будет являться недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, основной признак недобросовестной конкуренции - это то, чему противоречат действия конкурентов. Законодательство и доктрина различных стран относит к ним морально-этические нормы, обычаи делового оборота, правила конкуренции и положения законодательства.

Для правовой конструкции акта недобросовестной конкуренции следует определить сферу деятельности, в которой  может совершаться данное правонарушение. В зарубежном законодательстве и  правовой доктрине она определяется как широко, так и достаточно узко16. Так, одни авторы предлагают ограничить сферу деятельности, в которой акты недобросовестной конкуренции могут пресекаться областью торговли: в соответствии с их концепцией недобросовестная конкуренция присутствует тогда, когда один торговец совершает в ходе своей коммерческой деятельности по отношению к другому торговцу, занимающемуся сходной деятельностью, акт или виновное действие, могущее причинить последнему вред»... В праве Канады и Японии признается недопустимость недобросовестной конкуренции в сфере промышленности и торговли. Аналогичное положение содержится в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (п. 2 ст. 10-bis).

Более широко определяется сфера пресечения актов недобросовестной конкуренции в ФРГ. Так, в Законе о недобросовестной конкуренции, в парагр. 1, указывается, что неблагоприятные последствия наступают в случае совершения таких действий в деловом обороте с конкурентной целью. Определение понятия делового оборота в законе не содержится. Полагаем, что под деловым оборотом понимается предпринимательская деятельность в различных сферах экономики.

Во Франции в правовой доктрине подчеркивается правовая регламентация  экономической конкуренции в  форме пресечения недобросовестной конкуренции. Экономика здесь понимается в широком значении, включая помимо торговли и промышленности сельскохозяйственное производство и другие сферы. По французскому праву недобросовестная конкуренция пресекается в сфере деятельности свободных профессий (врачи, адвокаты и т.д.), а также при отправлении правомочий государственными органами, например в рамках государственной монополии в форме злоупотребления властью. Таким образом, происходит отождествление некоторых монополистических действий с актами недобросовестной конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в зарубежных странах по-разному определяется сфера деятельности, где пресекаются акты недобросовестной конкуренции. В соответствии с российским законодательством недобросовестная конкуренция подлежит преследованию на товарных и финансовых рынках.

По российскому законодательству недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации17.

Деятельность недобросовестного конкурента влечет за собой различные негативные последствия для конкурентов и, самое главное, она может явиться причиной возникновения у них убытков. В этой связи особо стоит вопрос о том, чтобы противоправные действия жестко и своевременно пресекались и наказывались.

Аналогичные нормы содержатся в  законодательстве Российской Федерации.

Например. Фирма А распространила в периодических изданиях ложную информацию о том, что предлагаемый фирмой Б товар является некачественным. В результате таких действий объем продаж у фирмы Б резко упал, что в свою очередь привело к возникновению у нее убытков18.

Лицо, в отношении которого ведется нечестная конкурентная борьба, вынуждено защищаться. Для  этого закон предоставляет ему  соответствующие возможности.

Лицо, имеющее основания полагать, что в отношении его имеет  место недобросовестная конкуренция, может обратиться соответствующий  орган с заявлением о нарушении  действующего антимонопольного законодательства. Заявление должно содержать следующее: сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание действий недобросовестного конкурента и существо требований, с которыми заявитель обращается. К заявлению должны быть также приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. На основании анализа представленных заявителем материалов уполномоченное лицо российского министерства по антимонопольной политике принимает решение о формировании специальной комиссии для рассмотрения данного дела. Если же признаки недобросовестной конкуренции, по мнению уполномоченного лица, в действиях предполагаемого правонарушителя отсутствуют, то в возбуждении дела о недобросовестной конкуренции заявителю будет отказано.

Решение вопроса о наличии в  действиях лица состава правонарушения осуществляется непосредственно созданной для этого комиссией на основании имеющихся в деле документов, материалов, объяснений сторон, заключений экспертов и специалистов. Если комиссия придет к выводу, что имел место факт недобросовестной конкуренции, то лицу, совершившему данное правонарушение, будет выдано специальное предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Неисполнение в установленный  срок обязательного предписания  антимонопольного органа влечет за собой весьма серьезные финансовые санкции как для организаций, так и для их руководителей. В ситуации, когда потерпевшее лицо желает не только пресечь противоправные действия конкурента, но и намеревается взыскать с правонарушителя убытки, обращение в арбитражный суд минуя орган по антимонопольной политике  выглядит более предпочтительным вариантом действий, поскольку потерпевшему не придется два раза в разных инстанциях доказывать, что в отношении его совершались противоправные действия. По общему правилу, закрепленному в ст. 15 ГК РФ, убытки должны возмещаться в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Правило о том, что убытки должны возмещаться в полном объеме, означает, что нарушитель обязан возместить пострадавшему и реальный ущерб, и упущенную выгоду.

Для взыскания убытков лицу, требующему их возмещения, придется в силу ст. 53 АПК РФ доказать в суде следующие  факты:

    • во-первых, что со стороны ответчика действительно имела место недобросовестная конкуренция;
    • во-вторых, наличие у себя убытков (расходов) и их реальный размер. Для этого истец должен будет представить суду обоснованный расчет понесенных убытков;
    • в-третьих, наличие причинной связи между понесенными убытками и совершенным ответчиком правонарушением.

Только доказав все перечисленные  факты и представив обоснованный расчет причиненных недобросовестным конкурентом убытков, потерпевшее  лицо вправе рассчитывать на положительное  решение суда.

То есть можно сделать вывод, что процедура хоть и длительная, но законодательно она прописана и должна «работать». Но без проблем в нашей стране практически не бывает, поэтому данную норму закона необходимо совершенствовать в направлении ее большей результативности и эффективности обращения к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 МОНОПОЛИЗИРОВАННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА В НАШЕЙ СТРАНЕ

 

Прежде всего, необходимо отметить, что чрезмерная монополизированность рынка в нашей стране является во многом наследством прежней экономической  системы. Однако, в настоящее время данная проблематика еще более усилилась.

Изучая реестр можно  придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня –  это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

Информация о работе Анализ конкурентная борьба на рынках