Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения
В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Три главных естественных монополиста России: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач); Газпром (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); РЖД (железнодорожные перевозки).
Ярославские естественные монополисты - это, прежде всего, Водоканал, Центртелеком, ЖКХ.
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Для преодоления высокой
степени монополизации
Особое место в проблеме
демонополизации экономики
В условиях стремления каждой фирмы максимализировать прибыли и, следовательно, расширять масштабы хозяйственной деятельности, фирмы выступают друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке предпочтений потребителей или, как говорят, за «доллар потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
В целом на несовершенных рынках основной формой конкурентной борьбы выступает неценовая конкуренция, которая, в последнее время становится все более и более изощренной, так как руководства компаний на ее осуществление выделяет как лучших специалистов, так и значительные финансовые ресурсы. Во многом данный факт диктует наличие такого понятия, как «недобросовестная конкуренция», что во многом характерно для современного рынка – рынка жесткой борьбы «за место под солнцем»
В заключении особо подчеркнем, что в целом от эффективной конкурентной борьбы в настоящее время зависит сама возможность существования предприятия в будущем.
Решающую роль в создании
на рынке благоприятной
1 Основы экономической теории: Учеб. Пособие / Под общей редакцией Парфеновой Л.Б.; Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 1998. С. 58.
2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Экономика, 2007. С.170.
3 Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2007. С. 249.
4 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992. Т.2, С. 45.
5 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Ст. 34
7 Федосова М.А. В защиту конкуренции. Изменения в КоАП РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 6. С. 23.
8 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Право и экономика, 1995. С.392.
9 Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение. 1991. № 1. С. 27.
10 Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 54.
11 Свистунова Н. Мирные войны с конкурентами // Московский бухгалтер. 2004. № 11, ноябрь. С. 24.
12 Ариевич Г., Кондратьев А., Макурин И., Синицын А. Вместе трудно, порознь грустно. PR в банках // Советник. 2004. № 7. С. 21.
13 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс, 1993. С. 61.
14 Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 85.
15 Там же.
16 Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 85.
17 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля 2009 г.). Ст. 4.
18 Мешалкин В. Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Экономика и жизнь. 2009. Выпуск 17, сентябрь. С. 7.
19 Колнооченко О. Каким должен быть новый Закон о естественных монополиях // Бюджет. 2009. № 6, июнь. С. 16.