Анализ конкурентная борьба на рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения

Файлы: 1 файл

Рыночная конкуренция,содержание, виды и формы проявления + МИУ 04.2013.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Три главных естественных монополиста России: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);  Газпром (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); РЖД (железнодорожные перевозки).

Ярославские  естественные монополисты  - это, прежде всего, Водоканал, Центртелеком, ЖКХ.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит  вопросу о реформировании естественных монополий национального значения. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов19.

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В условиях стремления каждой фирмы максимализировать прибыли и, следовательно, расширять масштабы хозяйственной деятельности, фирмы выступают друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке предпочтений потребителей или, как говорят, за «доллар потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

В целом на несовершенных рынках основной формой конкурентной борьбы выступает неценовая конкуренция, которая, в последнее время становится все более и более изощренной, так как руководства компаний на ее осуществление выделяет как лучших специалистов, так и значительные финансовые ресурсы. Во многом данный факт диктует наличие такого понятия, как «недобросовестная конкуренция», что во многом характерно для современного рынка – рынка жесткой борьбы «за место под солнцем»

В заключении особо подчеркнем, что в целом от эффективной конкурентной борьбы в настоящее время зависит сама возможность существования предприятия в будущем.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля 2009 г.)

  1. Ариевич Г., Кондратьев А., Макурин И., Синицын А. Вместе трудно, порознь грустно. PR в банках // Советник. 2004. № 7.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Экономика, 2007.
  3. Бренер М. Монополисты и коррупционеры в одном «пакете» // Московский бухгалтер. 2009. № 17-18, сентябрь.
  4. Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение.  1991. № 1.
  5. Колнооченко О. Каким должен быть новый Закон о естественных монополиях // Бюджет. 2009. № 6, июнь.
  6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс, 1993.
  8. Мешалкин В. Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Экономика и жизнь. 2009. Выпуск 17, сентябрь.
  9. Основы экономической теории: Учеб. Пособие / Под общей редакцией Парфеновой Л.Б.; Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 1998.
  10. Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009.
  11. Свистунова Н. Мирные войны с конкурентами // Московский бухгалтер.  2004. № 11,  ноябрь. 
  12. Федосова М.А. В защиту конкуренции. Изменения в КоАП РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 6.
  13. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.  - М., 1992. Т.2.
  14. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Право и экономика, 1995.

1 Основы экономической теории: Учеб. Пособие / Под общей редакцией Парфеновой Л.Б.; Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 1998. С. 58.

2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Экономика, 2007. С.170.

3 Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2007. С. 249.

4 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.  - М., 1992. Т.2, С. 45.

5 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Ст. 34

6 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля 2009 г.)

7 Федосова М.А. В защиту конкуренции. Изменения в КоАП РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 6. С. 23.

8 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Право и экономика, 1995. С.392.

9 Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение.  1991. № 1. С. 27.

10 Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 54.

11 Свистунова Н. Мирные войны с конкурентами // Московский бухгалтер.  2004. № 11,  ноябрь.  С. 24.

12 Ариевич Г., Кондратьев А., Макурин И., Синицын А. Вместе трудно, порознь грустно. PR в банках // Советник. 2004. № 7.  С. 21.

13 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс, 1993. С. 61.

14  Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 85.

15 Там же.

16 Паращук С. А. Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2009. С. 85.

17 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля 2009 г.). Ст. 4.

18 Мешалкин В. Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Экономика и жизнь. 2009. Выпуск 17, сентябрь. С. 7.

19 Колнооченко О. Каким должен быть новый Закон о естественных монополиях // Бюджет. 2009. № 6, июнь. С. 16.


Информация о работе Анализ конкурентная борьба на рынках