Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:22, реферат
Страны-лидеры автомобильного рынка (Германия, Япония, Франция, США, Южная Корея) занимают первые позиции в мировой экономике, так как автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы и играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.
Таблица 2.5 Динамика производства автомобилей в мире с 1980 по 2011 г., тыс. шт22.
Страна |
1980 |
1990 |
2000 |
2010 |
2011 |
Рост (раз) | |
1 |
Китай |
222 |
509 |
2069 |
18264 |
18418 |
82,9 |
2 |
США |
8009 |
9782 |
12800 |
7761 |
8653 |
1,1 |
3 |
Япония |
11042 |
13487 |
10140 |
9625 |
8398 |
0,8 |
4 |
Германия |
3978 |
4976 |
5526 |
5906 |
6311 |
1,6 |
5 |
Южная Корея |
123 |
1322 |
3144 |
4272 |
4657 |
37,9 |
6 |
Индия |
114 |
362 |
801 |
3536 |
3936 |
34,5 |
7 |
Бразилия |
1165 |
914 |
1681 |
3382 |
3406 |
2,9 |
8 |
Мексика |
490 |
820 |
1935 |
2345 |
2680 |
5,5 |
9 |
Испания |
1181 |
2053 |
3032 |
2388 |
2354 |
2,0 |
10 |
Франция |
3378 |
3769 |
3348 |
2228 |
2295 |
0,7 |
11 |
Канада |
1369 |
1947 |
2962 |
2071 |
2134 |
1,6 |
12 |
Россия |
1884 |
1074 |
1202 |
1403 |
1988 |
1,05 |
13 |
Иран |
161 |
45 |
141 |
1599 |
1648 |
10,2 |
14 |
Великобритания |
1312 |
1565 |
1813 |
1393 |
1464 |
1,1 |
15 |
Таиланд |
73 |
305 |
325 |
1644 |
1458 |
20,0 |
Данные таблицы выявляют несколько весьма интересных и часто скрытых от широкой общественности тенденций. Во-первых, это чрезмерная эйфория по поводу привлечения в нашу страну ведущих глобальных автомобильных компаний. Как свидетельствует статистика, еще в 2010 г. объемы производства автомобилей в стране были, как это ни парадоксально, на 25% ниже уровня 1980 г. То есть в советское время автомобилей в стране производилось больше, чем теперь. Лишь в 2011 г. этот уровень был превзойден, и то лишь на 100 тыс. штук. Иными словами, за тридцать лет существенного роста объемов производства в России не произошло.
Во-вторых, в эти же годы
наблюдался гигантский скачок производства
автомобилей в развивающихся
странах. В 1980 г., когда в Советском
Союзе уже существовала достаточно
развитая автомобильная промышленность
(по объемам производства – 1,9 млн
шт. – страна занимала пятое место
в мире), в Южной Корее было
произведено 123 тыс. автомобилей, в Китае
– 222 тыс., в Индии – 114 тыс., в Мексике
– 490 тыс., в Иране – 161 тыс., в Таиланде
– 73 тыс. Тогда в этих странах
собственной национальной автомобильной
промышленности не существовало. Однако
за прошедший период, пока отечественная
автомобильная промышленность топталась
на месте, Китай превратился в
ведущего глобального автопроизводителя
(18 млн. автомобилей в 2011 г.), Индия, Мексика
и Бразилия опередили Россию, а
Иран и Таиланд практически
В-третьих, темпы роста производства в России были одни из самых низких в мире. По этому показателю наша страна уступала всем крупным развивающимся странам, а также и ряду развитых стран. За 1980–2011 гг. объемы производства автомобилей выросли в Бразилии почти в 3 раза, в Мексике – в 5,5, в Иране – в 10, в Таиланде – в 20, в Индии – в 35, в Южной Корее – в 38, в Китае – в 83 раза, в то время как в России – только в 1,1 раза. В результате Россия скатилась с пятого места в мире на двенадцатое, и это, судя по всему, еще не предел.
Интересно сравнить российский
автомобильный сегмент с
Таблица 2.6 Структура автомобильного рынка стран БРИК, % 23
Бразилия |
Россия |
Индия |
Китай | |
Объем продаж |
100 |
100 |
100 | |
В том числе: |
||||
Национальные производители |
Менее 1 |
36 |
30 |
51 |
Локализованные иностранные |
81 |
28 |
70 |
46 |
Импорт |
19 |
36 |
Менее 1 |
3 |
Бразилия отличается от других стран БРИК исключительно высоким удельным весом автомобилей иностранных марок, произведенных крупнейшими мировыми компаниями, локализовавшими свое производство в этой стране, – 81%. В Индии этот показатель составляет около 70%, в Китае – около 50%, в России – около 30%. Наша страна отличается от других стран БРИК исключительно высокой долей импорта, на который приходится почти 40% автомобильного рынка, в то время как в Бразилии – только 19%, в Китае – 3%, а в Индии – менее 1%.
Для ясного видения инвестиционной привлекательности необходимо построить матрицу стран по отдельным функциям в цепочке производства автомобилей (табл. 2.7).
Таблица 2.7 Степень инвестиционной привлекательности автомобильной промышленности стран БРИК
Функции |
Бразилия |
Китай |
Индия |
Россия |
Исследования |
Очень привлекательны вследствие накопленного опыта и потребностей в ориентированных на страну моделей |
Привлекательны до тех пор, пока персонал не переходит в китайские компании |
Привлекательность связана преимущественно с ИТ-специалистами |
Отсутствие спроса на специфические для страны модели делает инвестиции в исследования и разработки непривлекательными |
Производство комплектующих |
Производство местных |
Очень привлекательно вследствие импортных барьеров, большого числа фирм-поставщиков и низких факторных издержек |
Привлекательно ввиду низких факторных издержек |
Не очень привлекательно вследствие недостаточного числа фирм-поставщиков, относительно низкого качества и валютных рисков |
Производство автомобилей |
Привлекательный региональный рынок. Квалифицированная рабочая сила и относительно низкие издержки |
Очень привлекательно, поскольку огромный местный рынок перевешивает проблемы с издержками |
Очень привлекательно вследствие наличия большого и растущего рынка рабочей силы, хотя объемы автомобильного рынка невелики |
Относительно высокие трудовые издержки, однако присутствие иностранных компаний объясняется хеджированием внешних рисков |
Продажи |
Умеренный рост продаж, однако хорошие перспективы экспорта на соседние рынки |
Наиболее крупный и |
Очень быстрый рост, хотя объемы автомобильного рынка невелики |
Рынок наиболее сильно задет экономическим кризисом, но обещает быстрое восстановление |
В ближайшей перспективе,
согласно оценкам, доля национальных производителей
автомобилей в Индии и Китае
будет неуклонно повышаться, а
в России, наоборот, падать, приближаясь
к модели бразильского рынка, где
господствуют локализованные мировые
производители и где
Из-за сравнительно недолгого существования международного автомобильного рынка в России, этот рынок гораздо более волатилен, чем в других странах БРИК, а его развитие менее предсказуемо. Например, российский рынок подвергся наиболее сильному воздействию последнего финансово-экономического кризиса. В то время как продажи автомобилей в Бразилии и Индии выросли в 2009 г. на 10–15%, а в Китае – на 40%, в России они упали почти на 50%.
Таблица 2.9 Вступление РФ в ВТО: пошлины на новые иномарки24
Ввозная пошлина на новые автомобили |
Менее 1000 см3* |
1000-1500 см3* |
1500-1800 см3* |
1800-3000 см3* |
Более 3000 см3* | |
До вступления в ВТО |
30% |
1,2 € |
1,45 € |
1,5 € |
2,15 € |
2,8 € |
После вступления в ВТО |
25% |
1 € |
1,1 € |
1,25 € |
1,8 € |
2,35 € |
2013-2015 гг. |
25% |
1 € |
1,1 € |
1,25 € |
1,8 € |
2,35 € |
2016 г. |
23% |
0,67 € |
0,73 € |
0,83 € |
1,2 € |
1,57 € |
2017 г. |
20% |
0,33 € |
0,37 € |
0,42 € |
0,6 € |
0,78 € |
2018 г. |
17% |
|||||
2019 г. |
15% |
Примечание. * не менее € за 1 куб. см. объема двигателя
Для примера: пошлина для новой иномарки стоимостью 20 000 евро с двигателем 1,6 л составляла до вступления в ВТО 6000 евро при 30% пошлине, сегодня составляет 5000 евро при 25%, в 2017 г. при 20% около 4000 евро, в 2019 г. при 15% 3000 евро.
Пошлины на новые легковые автомобили снижены до 25% с 30%, и эта ставка действует в течение трех лет с даты присоединения России к ВТО. Начиная с четвертого года до седьмого года пошлины снизят с 25% до 15%. При этом запретительные пошлины на подержанные автомобили старше семи лет остаются без изменений, а пошлины на автомобили возрастом 3-7 лет снизят до уровня 20% в ближайшие 7 лет. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили, в среднем до 15% с 20-25%.
В то же время с 1 сентября необходимо уплачивать утилизационный сбор за каждую ввезенную машину. Частным лицам это обойдется в 3-5 тыс. руб., в зависимости от того, новый автомобиль или подержанный. Юридическим лицам ввоз каждой машины обойдется от 27 тыс. руб. и более.
В России в январе-октябре 2012 г. производство автомобилей выросло на 15%, а импорт – на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Импорт составил 800 тыс. машин, что более чем в 10 раз превысило экспорт (70 тыс.). Даже компания «Hyundai», владеющая самым мощным на сегодняшний день у нас заводом, не планирует развивать в ближайшее время российское направление.
По экспертным данным, производство автомобилей в России в мае и по итогам первых пяти месяцев может замедлиться еще больше по сравнению с апрелем и первым кварталом текущего года. Такая тенденция - следствие продолжающегося падения спроса из-за насыщения рынка и роста ставок кредитования, отмечают аналитики.
Согласно данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в январе-апреле 2013 года вырос всего на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 624 тысяч единиц.25 При этом по итогам первого квартала производство легковых машин в РФ увеличилось на 3,3% - до 459 тысяч единиц. Таким образом, темпы роста выпуска легковых автомобилей в стране заметно снизились. Производство зависит от рынка, поэтому если продажи снижаются, то объемы выпуска машин тоже уменьшаются. При этом темпы падения могут быть сопоставимы с отрицательной динамикой реализации.
В связи с обязательствами
Относительно изменения
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-апреле 2013 года сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 862,298 тысячи штук. При этом в апреле падение составило 8%, было продано 245,334 тысячи автомобилей.26
В мае отсутствует положительная динамика продаж как относительно мая 2012 года, так и относительно апреля 2013 года, несмотря на акции и специальные предложения, которые многие производители продлили до конца мая из-за продолжительных праздников и растянувшийся сезон отпусков с конца апреля до последних недель мая. Отложенный спрос мая будет реализован в июне, что будет способствовать лучшей динамике. Многие автопроизводители уже продлили свои акции до конца июня. Продажи за июнь будут показательными и позволят произвести адекватную оценку продаж на вторую половину 2013 года. Как и по итогам марта, спрос сохраняется в премиум и эконом сегментах, позволяя маркам демонстрировать положительную динамику. Продажам массовых марок поддержку основную оказывают собственные программы кредитования автопроизводителей, а также обновление модельного ряда или вывод новых моделей: Lada Granta, Renault Duster, Toyota RAV4 и некоторые другие.27
Информация о работе Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)