Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Страны-лидеры автомобильного рынка (Германия, Япония, Франция, США, Южная Корея) занимают первые позиции в мировой экономике, так как автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы и играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

Глава II.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.5 Динамика производства автомобилей в мире с 1980 по 2011 г., тыс. шт22.

 

 

Страна 

1980

1990

2000

2010

2011

Рост (раз)

1

Китай

222

509

2069

18264

18418

82,9

2

США

8009

9782

12800

7761

8653

1,1

3

Япония 

11042

13487

10140

9625

8398

0,8

4

Германия 

3978

4976

5526

5906

6311

1,6

5

Южная Корея 

123

1322

3144

4272

4657

37,9

6

Индия

114

362

801

3536

3936

34,5

7

Бразилия 

1165

914

1681

3382

3406

2,9

8

Мексика

490

820

1935

2345

2680

5,5

9

Испания

1181

2053

3032

2388

2354

2,0

10

Франция

3378

3769

3348

2228

2295

0,7

11

Канада 

1369

1947

2962

2071

2134

1,6

12

Россия 

1884

1074

1202

1403

1988

1,05

13

Иран 

161

45

141

1599

1648

10,2

14

Великобритания 

1312

1565

1813

1393

1464

1,1

15

Таиланд

73

305

325

1644

1458

20,0


 

Данные таблицы выявляют несколько весьма интересных и часто  скрытых от широкой общественности тенденций. Во-первых, это чрезмерная эйфория по поводу привлечения в  нашу страну ведущих глобальных автомобильных компаний. Как свидетельствует статистика, еще в 2010 г. объемы производства автомобилей в стране были, как это ни парадоксально, на 25% ниже уровня 1980 г. То есть в советское время автомобилей в стране производилось больше, чем теперь. Лишь в 2011 г. этот уровень был превзойден, и то лишь на 100 тыс. штук. Иными словами, за тридцать лет существенного роста объемов производства в России не произошло.

Во-вторых, в эти же годы наблюдался гигантский скачок производства автомобилей в развивающихся  странах. В 1980 г., когда в Советском  Союзе уже существовала достаточно развитая автомобильная промышленность (по объемам производства – 1,9 млн  шт. – страна занимала пятое место  в мире), в Южной Корее было произведено 123 тыс. автомобилей, в Китае  – 222 тыс., в Индии – 114 тыс., в Мексике  – 490 тыс., в Иране – 161 тыс., в Таиланде – 73 тыс. Тогда в этих странах  собственной национальной автомобильной  промышленности не существовало. Однако за прошедший период, пока отечественная  автомобильная промышленность топталась  на месте, Китай превратился в  ведущего глобального автопроизводителя (18 млн. автомобилей в 2011 г.), Индия, Мексика  и Бразилия опередили Россию, а  Иран и Таиланд практически приблизились к российскому уровню.

В-третьих, темпы роста  производства в России были одни из самых низких в мире. По этому  показателю наша страна уступала всем крупным развивающимся странам, а также и ряду развитых стран. За 1980–2011 гг. объемы производства автомобилей  выросли в Бразилии почти в 3 раза, в Мексике – в 5,5, в Иране  – в 10, в Таиланде – в 20, в Индии  – в 35, в Южной Корее – в 38, в Китае – в 83 раза, в то время  как в России – только в 1,1 раза. В результате Россия скатилась с  пятого места в мире на двенадцатое, и это, судя по всему, еще не предел.

Интересно сравнить российский автомобильный сегмент с ближайшими конкурентами – странами БРИК. Структура  автомобильного рынка стран БРИК, как и темпы его роста, значительно  различаются (таблица 2.6).

Таблица 2.6 Структура автомобильного рынка стран БРИК, % 23

 

 

Бразилия 

Россия 

Индия

Китай

Объем продаж

 

100

100

100

В том числе:

       

Национальные производители 

Менее 1

36

30

51

Локализованные иностранные производители 

81

28

70

46

Импорт 

19

36

Менее 1

3


Бразилия отличается от других стран БРИК исключительно высоким  удельным весом автомобилей иностранных  марок, произведенных крупнейшими  мировыми компаниями, локализовавшими  свое производство в этой стране, – 81%. В Индии этот показатель составляет около 70%, в Китае – около 50%, в  России – около 30%. Наша страна отличается от других стран БРИК исключительно  высокой долей импорта, на который  приходится почти 40% автомобильного рынка, в то время как в Бразилии –  только 19%, в Китае – 3%, а в Индии  – менее 1%.

Для ясного видения инвестиционной привлекательности необходимо построить матрицу стран по отдельным функциям в цепочке производства автомобилей (табл. 2.7). 

Таблица 2.7 Степень инвестиционной привлекательности автомобильной промышленности стран БРИК

Функции

Бразилия

Китай

Индия

Россия

Исследования

Очень привлекательны вследствие накопленного опыта и потребностей в ориентированных  на страну моделей

Привлекательны до тех пор, пока персонал не переходит в китайские компании

Привлекательность связана преимущественно  с ИТ-специалистами

Отсутствие спроса на специфические  для страны модели делает инвестиции в исследования и разработки непривлекательными

Производство комплектующих

Производство местных комплектующих  для локального рынка привлекательно ввиду торговых барьеров; производство комплектующих для глобального  рынка затруднено по причине валютного  курса

Очень привлекательно вследствие импортных  барьеров, большого числа фирм-поставщиков  и низких факторных издержек

Привлекательно ввиду низких факторных  издержек

Не очень привлекательно вследствие недостаточного числа фирм-поставщиков, относительно низкого качества и  валютных рисков

Производство автомобилей

Привлекательный региональный рынок. Квалифицированная  рабочая сила и относительно низкие издержки

Очень привлекательно, поскольку огромный местный рынок перевешивает проблемы с издержками

Очень привлекательно вследствие наличия  большого и растущего рынка рабочей  силы, хотя объемы автомобильного рынка  невелики

Относительно высокие трудовые издержки, однако присутствие иностранных  компаний объясняется хеджированием  внешних рисков

Продажи

Умеренный рост продаж, однако хорошие  перспективы экспорта на соседние рынки

Наиболее крупный и быстрорастущий рынок из всех стран БРИК

Очень быстрый рост, хотя объемы автомобильного рынка невелики

Рынок наиболее сильно задет экономическим  кризисом, но обещает быстрое восстановление


 

В ближайшей перспективе, согласно оценкам, доля национальных производителей автомобилей в Индии и Китае  будет неуклонно повышаться, а  в России, наоборот, падать, приближаясь  к модели бразильского рынка, где  господствуют локализованные мировые  производители и где практически  не производятся национальные автомобильные  бренды.

Из-за сравнительно недолгого  существования международного автомобильного рынка в России, этот рынок гораздо  более волатилен, чем в других странах БРИК, а его развитие менее предсказуемо. Например, российский рынок подвергся наиболее сильному воздействию последнего финансово-экономического кризиса. В то время как продажи автомобилей в Бразилии и Индии выросли в 2009 г. на 10–15%, а в Китае – на 40%, в России они упали почти на 50%.

Таблица 2.9 Вступление РФ в ВТО: пошлины на новые иномарки24

 

Ввозная пошлина на новые автомобили

Менее 1000 см3*

1000-1500 см3*

1500-1800 см3*

1800-3000 см3*

Более 3000 см3*

До вступления в ВТО

30%

1,2 €

1,45 €

1,5 €

2,15 €

2,8 €

После вступления в ВТО

25%

1 €

1,1 €

1,25 €

1,8 €

2,35 €

2013-2015 гг.

25%

1 €

1,1 €

1,25 €

1,8 €

2,35 €

2016 г.

23%

0,67 €

0,73 €

0,83 €

1,2 €

1,57 €

2017 г.

20%

0,33 €

0,37 €

0,42 €

0,6 €

0,78 €

2018 г.

17%

         

2019 г.

15%

         

Примечание. * не менее € за 1 куб. см. объема двигателя

Для примера: пошлина для  новой иномарки стоимостью 20 000 евро с двигателем 1,6 л составляла до вступления в ВТО 6000 евро при 30% пошлине, сегодня составляет 5000 евро при 25%, в 2017 г. при 20% около 4000 евро, в 2019 г. при 15% 3000 евро.

Пошлины на новые легковые автомобили снижены до 25% с 30%, и эта ставка действует в течение трех лет  с даты присоединения России к  ВТО. Начиная с четвертого года до седьмого года пошлины снизят с 25% до 15%. При этом запретительные пошлины  на подержанные автомобили старше семи лет остаются без изменений, а  пошлины на автомобили возрастом 3-7 лет снизят до уровня 20% в ближайшие 7 лет. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили, в среднем до 15% с 20-25%. 

В то же время с 1 сентября необходимо уплачивать утилизационный сбор за каждую ввезенную машину. Частным лицам  это обойдется в 3-5 тыс. руб., в  зависимости от того, новый автомобиль или подержанный. Юридическим лицам  ввоз каждой машины обойдется от 27 тыс. руб. и более. 

В России в январе-октябре 2012 г. производство автомобилей выросло на 15%, а импорт – на 25% по сравнению с аналогичным  периодом 2011 г. Импорт составил 800 тыс. машин, что более чем в 10 раз превысило экспорт (70 тыс.). Даже компания «Hyundai», владеющая самым мощным на сегодняшний день у нас заводом, не планирует развивать в ближайшее время российское направление.

По экспертным данным, производство автомобилей в России в мае и по итогам первых пяти месяцев может замедлиться еще больше по сравнению с апрелем и первым кварталом текущего года. Такая тенденция - следствие продолжающегося падения спроса из-за насыщения рынка и роста ставок кредитования, отмечают аналитики.

Согласно данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в январе-апреле 2013 года вырос всего на 1,4% по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года – до 624 тысяч единиц.25 При этом по итогам первого квартала производство легковых машин в РФ увеличилось на 3,3% - до 459 тысяч единиц. Таким образом, темпы роста выпуска легковых автомобилей в стране заметно снизились. Производство зависит от рынка, поэтому если продажи снижаются, то объемы выпуска машин тоже уменьшаются. При этом темпы падения могут быть сопоставимы с отрицательной динамикой реализации.

В связи с обязательствами иностранных  автопроизводителей по увеличению объемов  производства в России и объявленными планами по локализации новых моделей в России, динамика объемов производства будет отличаться от динамики объемов продаж в лучшую сторону.

Относительно изменения объемов  продаж аналитики сходятся во мнении, что роста рынка не будет, скорее наоборот.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-апреле 2013 года сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 862,298 тысячи штук. При этом в апреле падение составило 8%, было продано 245,334 тысячи автомобилей.26

В мае отсутствует положительная динамика продаж как относительно мая 2012 года, так и относительно апреля 2013 года, несмотря на акции и специальные предложения, которые многие производители продлили до конца мая из-за продолжительных праздников и растянувшийся сезон отпусков с конца апреля до последних недель мая. Отложенный спрос мая будет реализован в июне, что будет способствовать лучшей динамике. Многие автопроизводители уже продлили свои акции до конца июня. Продажи за июнь будут показательными и позволят произвести адекватную оценку продаж на вторую половину 2013 года. Как и по итогам марта, спрос сохраняется в премиум и эконом сегментах, позволяя маркам демонстрировать положительную динамику. Продажам массовых марок поддержку основную оказывают собственные программы кредитования автопроизводителей, а также обновление модельного ряда или вывод новых моделей: Lada Granta, Renault Duster, Toyota RAV4 и некоторые другие.27

Информация о работе Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)