Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Страны-лидеры автомобильного рынка (Германия, Япония, Франция, США, Южная Корея) занимают первые позиции в мировой экономике, так как автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы и играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

Глава II.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день рынок насыщен автомобилями, покупательская способность населения соответствует нынешнему состоянию экономики, смягчения условий кредитования не происходит, а каких-либо стимулирующих программ со стороны правительства не предпринимается.

Все обозначенные выше особенности  развития российского автомобильного рынка делают перспективы создания мощной национальной автомобильной  промышленности в нашей стране весьма неопределенными.

Проанализировав конкурентоспособность продукции компании Toyota, далее необходимо охарактеризовать направления совершенствования продукции и методы повышения конкурентоспособности.

2.3 Оценка конкурентоспособности автомобилей Toyota

Для анализа и оценки конкурентоспособности  автором была выбрана японская автомобилестроительная корпорация Toyota, которая является одной из самых крупнейших и занимающая лидирующие позиции по темпам роста производства, продажам, ведущим показателям качества автомобилей. Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino. Также компания предоставляет финансовые услуги. Штаб-квартира — в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Компания занимает 10 место в Fortune Global 500.28

Корпорация Toyota предоставляет финансовые услуги в качестве банка Тойота Банк, который занимает первое место среди остальных кэптивных29 банков по динамике продаж в России (таблица 2.3).30

Таблица 2.3 Рост кэптивных банков в России

Бренд

Рост в IV-м п/г 2012

Банк

Рост в IV-м п/г 2012

Toyota

33%

Тойота Банк

54,4%

BMW

33%

БМВ Банк

34,4%

Renault

29%

Юникредит Банк

32,4%

Nissan

34%


 

 

Лидером по темпам прироста розничного портфеля стал «Тойота банк», за год его портфель вырос на 80% до 31,8 млрд. рублей, подсчитал начальник информационно-аналитического отдела «Лайф-капитала» Валерий Пивень. «Мерседес-бенц банк» увеличил портфель на 42% до 7,4 млрд. рублей, «БМВ банк» – на 35% до 20,7 млрд. рублей, говорит В.Пивень со ссылкой на отчетности банков.31

На топ-10 банков в сегменте автокредитования, куда впервые в  прошлом году попал и «Тойота  банк» (а он крупнейший банк автопроизводителя  в России), приходится 69% рынка, сказал партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Лидер рынка – Сбербанк – увеличил за год портфель на 24% до 102,6 млрд. рублей. Портфель автокредитов «ВТБ24» прирос на 34,3% до 95,5 млрд. рублей. «Уралсиб» за год увеличил портфель на 46% до 22,8 млрд. рублей, «Юникредит» – на 36,8% до 62,2 млрд. рублей, а портфели Русфинансбанка и Росбанка выросли всего на 6,76 и 6,8% до 79,9 млрд. и 73 млрд. рублей соответственно.

Позиции действующих кэптивных  банков укрепляются, в 2012 году многие из них росли темпами, существенно  опережающими рынок, за счет более эффективной  по сравнению с 2011 годом работы в  своих «домашних» брендах, говорит  начальник управления автокредитования «ВТБ24» Алексей Токарев. В 2012 году темпы прироста портфелей кэптивных  автобанков были действительно больше, чем у крупнейших игроков в сегменте автокредитования, на 10-40 процентных пунктов в зависимости от марки, которую кредитует специализированный банк, солидарна начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталья Морозова. Это неудивительно, так как специализированные банки предлагают лучшие условия по кредитованию.

Компания Toyota, а именно, ее официальные дилеры и уполномоченные партнеры в России в 2012 году реализовали 153 047 автомобилей. Успешные запуски новых и обновленных моделей Toyota способствовали устойчивому росту продаж на 28% по сравнению с показателями 2011 года32.

В 2012 году начались продажи  новых модификаций седана бизнес-класса Toyota Camry с 2-литровым и дефорсированным 3,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 249 л. с. Преимуществом новых версий Toyota Camry для клиентов является сниженная ставка транспортного налога. Кроме этого, на российском рынке появились минивэн премиум-класса Toyota Alphard, спортивное купе Toyota GT86, обновленные Toyota Land Cruiser 200, Toyota Prius, а также Toyota Hiace с дизельным двигателем.

По результатам 2012 года самыми популярными моделями Toyota на российском рынке остаются Toyota Camry (34 619 автомобилей), Toyota Corolla (33 262 автомобиля) и Toyota RAV4 (27 166 автомобилей). Самый большой рост объемов продаж в модельном ряду Toyota продемонстрировала модель Camry (рост на 62%). За счет расширения комплектаций, предлагаемых российским клиентам, доля Toyota Camry в общих продажах бренда составила 23% по итогам 2012 года. При этом, модели Toyota Camry, Toyota Highlander, Toyota Hilux, Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Verso продемонстрировали рекордные показатели продаж с момента появления данных моделей на российском рынке.

ООО «Тойота Мотор» реализует  автомобили, в том числе, и на рынке  Белоруссии. В 2012 году в Белоруссии был продан 581 автомобиль Toyota.

По результатам 1 квартала 2013 года лидирующую позицию в объеме продаж занимает Camry (7 253 автомобиля), новый кроссовер RAV4 (6 436 автомобилей) и Corolla (5 294 автомобиля). Суммарно на 3 бестселлера пришлось 65% от общих продаж автомобилей Toyota в России. Модель Toyota RAV4 нового поколения, продажи которой начались в России 23 февраля 2013 года, в марте показала рекордные месячные объемы продаж в своем сегменте. Наилучшую динамику роста за первые 3 месяца 2013 года на фоне аналогичных показателей прошлого года в модельном ряду Toyota продемонстрировали модели Hilux (+120,5%) и Land Cruiser 200(+29,4%). Toyota Camry, Toyota Hilux и Toyota Alphard показали максимальные квартальные результаты продаж с момента появления их на российском рынке. Основными изменениями в продаже RAV4 повлияли активные рекламные кампании по России, выгодные спецпредложения по кредитованию и дополнительные опции в подарок покупателю данной модели. По общим оценкам продаж автомобилей Toyota количество проданных автомобилей за 1 квартал 2013 года составил 29 331 автомобиль, что ниже предыдущего показателя за 1 квартал 2012 года на 11,7% из-за сильной конкуренции со стороны японских и корейских производителей, которые активно обновляли дизайн, технологическую оснащенность автомобилей и предложение дисконтных программ за период 2 квартал 2012-1 квартал 2013 года.33

Таблица 2.4 Продажи автомобилей Toyota в России в первом квартале 2013 года

Объем продаж 1 кв. 2012 г, шт.

Объем продаж 1 кв. 2013 г, шт.

Динамика продаж

Toyota

Corolla

7 402

Corolla

7 294

-1,5%

Auris

573

Auris

538

-6,7%

Verso

593

Verso

375

-36,8%

Prius

26

Prius

12

-53,8%

Avensis

693

Avensis

-

-

Camry

7 061

Camry

7 253

2,7%

RAV4

7 248

RAV4

8 190

+13,1%

Highlander

2 924

Highlander

1 919

-34,4%

Land Cruiser Prado

3 531

Land Cruiser Prado

3 813

+8,3%

Land Cruiser 200

2 462

Land Cruiser 200

3 185

29,4%

Hilux

435

Hilux

959

120,5%

Hiace

159

Hiace

55

-65,4%

Alphard

119

Alphard

143

20,2%

GT86

-

GT86

55

-

TOYOTA

33 226

TOYOTA

29 331

-11,7%




 

В первом квартале 2013 года было открыто 2 новых дилерских центра Тойота (Тойота Центр Ростов-на-Дону Восток, Тойота Центр Воронеж Север). В  настоящее время реализацией  и обслуживанием автомобилей  Toyota на территории России занимаются 98 официальных дилеров и уполномоченных партнеров в 68 городах.

Toyota Motor Corp реализует автомобили, в том числе, и на рынке Белоруссии. В первом квартале 2013 года в Белоруссии было продано 123 автомобиля Toyota, что на 141,2% превышает аналогичные показатели прошлого года.

Toyota Motor Corp увеличила квартальную чистую прибыль на 159% благодаря снижению курса иены и хорошим продажам в США седана Avalon и пикапа Tacoma. В квартале, завершившемся 31 марта, прибыль крупнейшего по продажам автоконцерна в мире составила 313,9 млрд иен ($3,17 млрд) по сравнению со 121 млрд иен годом ранее. Показатель существенно превзошел средний прогноз опрошен-ных Reuters аналитиков (258,9 млрд иен).

Чистая прибыль Toyota в 2012/13 финансовом году утроилась — она достигла 962 млрд иен ($9,7 млрд) по сравнению с 283 млрд иен в предыдущем финансовом году. В текущем финансовом году компания прогнозирует 40%-ный рост прибыли как результат ослабления иены на 20% к доллару и жесткой программы сокращения издержек.34

В первом квартале 2013 года в  кредит через ЗАО «Тойота Банк» было продано 5 835 новых автомобилей Toyota, что на 11% превышает аналогичные показатели прошлого года. Доля автомобилей, приобретенных в кредит через ЗАО «Тойота Банк», от общего объема продаж автомобилей Toyota в России в первом квартале текущего года составила 20%. Лидерами продаж по кредитной схеме стали модели Toyota RAV4 (1 467 автомобилей), Toyota Camry (1 349 автомобилей) и Toyota Corolla (1 052 автомобиля).35

ООО «Тойота Мотор» зафиксировало  рост спроса на автомобили с пробегом и услуги trade-in в дилерской сети. В первом квартале 2013 года дилеры Тойота по программе «Toyota Trade-in» приняли 3 074 автомобиля с пробегом, что на 9,9% превышает аналогичные показатели прошлого года. В России в настоящий момент 75 дилеров Тойота работают по программе «Toyota Trade-in».

В марте 2013 года количество официальных  дилеров Тойота, предоставляющих  услуги по сертификации автомобилей  с пробегом «Toyota Tested», было увеличено с 5 до 9 центров.

В 2012 году было открыто 10 новых  дилерских центров Тойота, таким  образом, в настоящее время реализацией  автомобилей Toyota на территории России и Белоруссии занимаются 97 официальных дилеров и уполномоченных партнеров марки.

В 2012 году ООО «Тойота Мотор  Мануфэкчуринг Россия» произвело 28 441 автомобиль Toyota Camry, что превышает показатели 2011 года более чем в 2 раза. В 2012 году завод Тойота в Санкт-Петербурге перешел на режим работы в 2 смены и запустил в производство новую модификацию автомобиля Toyota Camry с бензиновым двигателем объемом 2 л. Начался экспорт автомобилей Toyota Camry российского производства в Казахстан. Также на заводе началось строительство цехов штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей, открытие которых планируется в 2014 году.

Для получения ясной оценки сил компании Toyota и нынешней ситуации на рынке автопромышленности, а также для понимания основных преимуществ и недостатков продукции, и услуг необходимо применить SWOT-анализ, как один из самых главных методов анализа рынка, предприятий, товаров и услуг. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT анализ состоит из:

    • Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации; 
    • Слабости (Weaknesses) - недостатки организации; 
    • Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
    • Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. 

Угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. 

Применение SWOT-анализа позволяет  систематизировать всю имеющуюся  информацию и, видя ясную картину, принимать  взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и  выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего  анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю  ситуацию.36

Таблица 2.2 SWOT-анализ компании Toyota

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренняя среда

  1. Способность реагировать на условия рынка и предпочтения покупателей;
  2. Сильная конкурентная позиция
  3. Высокий уровень производства и технологический опыт
  4. Способность к изменениям и нововведениям
  5. Широкий ассортимент автомобилей
  1. Запутанность покупателя в вопросе образа марки;
  2. Жесткие корпоративные правила и консерватизм в культуре  

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

 
  1. Увеличение продаж на новых рынках
  2. Технологические прорывы
  3. Увеличения объемов производства для экспорта на новые рынки
  4. Разработка новых моделей с учетом предпочтений покупателей;
  5. Осуществление технологических прорывов, используя имеющийся опыт
  6. Расширение дилерской сети для увеличения объема продаж
  7. Создание единых корпоративных правил для создания хорошего имиджа компании 
  1. Необходимы большие инвестиции в создание развитой дилерской сети в других городах России
  2. Сильная конкуренция со стороны остальных производителей автомобилей, таких как: Nissan, Mazda, KIA, Hyundai.
  3. Подвергание валютным рискам и изменчивой окружающей среде  

Информация о работе Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)