Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 02:27, курсовая работа
. Цель – анализ особенностей развития рынка международной торговли произведениями искусства, антиквариатом и предметами коллекционирования и определение проблем и перспективно его развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую категорию «международная торговля»
- составить алгоритм исследования и выделить методы исследования;
- выявить основные тенденции развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- проанализировать состояние международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- определить проблемы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования.
- определить перспективы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Международный рынок произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования является одним из заметных составляющих системы международного рынка.
На сегодняшний день рынок искусства стал не столько проявлением любви к прекрасному, сколько точкой приложения финансовых рычагов для профессиональных инвесторов. Специалисты даже обсуждают надежность международных инвестиций в произведения искусства, сравнивая с их с недвижимостью или ценными бумагами. Международная торговля предметами искусства и антиквариатом положительно воздействует на другие сферы экономики. Прежде всего, отметим как страхование и перевозки, без которых невозможно обеспечить транспортировку и хранение произведений искусства. Проведение ярмарок произведений искусства и антиквариата содействует развитию туризма. Приток большого числа обеспеченных посетителей положительно сказывается как на городской экономике, инфраструктуре, так и для страны в целом. Также нельзя не учитывать и дополнительное поступление налогов (например, на предметы роскоши).
Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Исследованию международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования посвящены работы многих отечественных ученых, в частности: Р.И. Хасбулатова, И.А. Филиппова, В.И. Фомичев, О.В. Каплина, Т.Н. Полушина, И.И. Кретов, И.А. Новосельский.
Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель и задачи исследования. Цель – анализ особенностей развития рынка международной торговли произведениями искусства, антиквариатом и предметами коллекционирования и определение проблем и перспективно его развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
экономическую категорию «
- составить алгоритм исследования и выделить методы исследования;
- выявить основные тенденции развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- проанализировать состояние международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- определить проблемы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования.
- определить перспективы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются анализ международный рынок произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования. Предметом исследования являются теоретические, методические и прикладные аспекты исследования международной торговли предметами искусства, антиквариата и предметов коллекционирования.
Методы исследования. В процессе проведенного исследовании использованы: методы анализа и синтеза (при исследовании сущности экономических категорий "международная торговля"); экономико-статистические исследования (при количественной оценке показателей участия стран мира на международном рынке произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования).
Информационная база исследования. Статистические данные международных экономических организаций; периодические издания; материалы зарубежных и отечественных конференций; монографии и научные публикации зарубежных и отечественных ученых-экономистов; информация сети Интернет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников из 32 наименований. Основной текст работы изложен на 37 страницах машинописного текста, в том числе 14 таблиц и 7 рисунков, 4 приложения.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Международная торговля играет исключительно важную роль в развитии мировой экономики. Международная торговля позволяет мобилизовать и более эффективно использовать потенциал экономики той или другой страны, способствует росту производительности труда и доходов. Таким образом, в развитии мировой экономики международная торговля является важным компонентом, роль которого трудно переоценить.
Рассмотрим сущность определения международной торговли в разрезе мнений различных авторов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Систематизация определения экономической категории «Международная торговля»
№ п/п |
Автор |
Определение |
1 |
Караулов А.К., Баскакова Н.Е.,. Перевозчикова А.Ю, Дудников С.А. |
центральное звено в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. |
2 |
Новосельский И.А. |
это оплаченный товарооборот между странами, который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира |
3 |
Филиппова И.А. |
форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. |
4 |
Хасбулатова Р. И. |
это, в широком смысле слова, та часть произведенных национальными экономиками стран товаров и услуг, которая выходит за пределы государств и становится предметом торговли на мировых рынках. |
5 |
Экономический словарь |
система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. |
Источник: составлено автором на основании [8; 12; 16; 20; 24]
Обобщив данные определения, мы можем уточнить, что международная торговля - это система международных товарно-денежных отношений между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда и представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Следует отметить, что наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.
В таблице 1.2 представлены основные показатели, отличающие товары от услуг.
Таблица 1.2 - Различия товаров и услуг
Товары |
Услуги |
Неосязаемы |
Осязаемы |
Видимы |
Невидимы |
Поддаются хранению |
Не поддаются хранению |
Торговля услугами, как правило, связана с производством |
Торговля товаром не всегда связана с производством |
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе |
Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны |
Источник: составлено автором на основании [8]
Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке) [ ].
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Причины такого роста следующие:
Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Существуют
определенные трудности при
Итак, в связи с существованием различий в потребностях в области составления и анализа данных были разработаны различные товарные классификации, характеризующиеся различными уровнями детализации данных и критериями их классификации. В на стоящее время в международной торговой практике и статистике используются основные классификации (таблица 1.3)
Таблица 1.3 - Классификации торговли товарами в международной статистике
Классификация |
Значение |
Гармонизированная система
описания и кодирования |
многоцелевая товарная номенклатура, отвечающая потребностям таможенных органов, статистических служб, коммерческой деятельности, необходимости обеспечения сопоставимости национальных статистических данных о торговле и более тесной увязки внешнеторговой и производственной статистики различных государств. |
Стандартная международная торговая классификация ОOН (СМТК) |
Эта система стала основой для многих национальных внешнеторговых классификаций большинства промышленно развитых стран. На базе СМТК многие страны рассчитывают индексы, а по ним - общие индексы внешней торговли. В основе построения СМТК лежит степень обработки товаров. |
Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) |
Эта система имеет наиболее широкое применение. МСОК отражает структуру производства, т.е. способ объединения видов экономической деятельности в рамках производственных единиц и распределение этих видов между ними в странах. |
Классификатор основных продуктов (Core Product Classification – СРС). |
КОП связан с МСОК и предназначен для согласования подотраслей экономической статистики и повышения роли национальных счетов как инструментов координации экономической статистики. КОП включает транспортируемые и нетранспортируемые товары, услуги, материальные и нематериальные активы. |
Источник: составлено автором на основании [8; 12]
Сложный характер основных таможенных и статистических потребностей обусловливает необходимость использования подробной классификации товаров. Такая детализация содержится в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). ГС – многоцелевая международная товарная номенклатура, служащая основой тарифных номенклатур подавляющего большинства стран мира, является базой для переговоров в рамках ВТО / ГАТТ, а также для увязки с системами классификации ООН.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров является попыткой создать универсальную систему классификации. Задачи и объекты классификации ГС рассмотрены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Задачи и объекты классификации ГС
Задачи ГС |
Объекты классификации |
|
|
Источник: составлено автором на основании [8; 12]
Итак, в первую очередь Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов, вызванных повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли.
Структура ГС иерархична и представляет собой 21 раздел (обозначаются римскими цифрами, номер раздела не кодируется), в которые входят 97 групп, группы делятся на товарные позиции (1241), многие товарные позиции, в свою очередь, состоят из двух видов субпозиций - с одним дефисом и более мелких с двумя дефисами (субпозиций в ГС первоначально было 5019 (таблица 1.5)
Таблица 1.5 – Общая структура ГС
Секции |
Товар |
I–IV |
Сельскохозяйственная продукция. |
V–VII |
Минералы, химические и связанные с ними продукты, пластмассы, каучук и изделия из них. |
VIII–X |
Продукты животного происхождения, такие как шкуры, кожи, меха, а также древесина, пробка, целлюлоза, бумага и изделия из них. |
XI и XII |
Текстиль, обувь и головные уборы. |
XIII–XV |
Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и т. п., керамика, стекло, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, ювелирные изделия, основные металлы и изделия из них. |
XVI |
Машины, механические устройства и электрическое оборудование. |
XVII |
Автомобили, летательные аппараты, суда и связанное с ними транспортное оборудование. |
XVIII |
Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, точные, медицинские или хирургические приборы и инструменты, стационарные и наручные часы, музыкальные инструменты. |
XIX |
Оружие и боеприпасы |
XX и XXI |
Разнообразные промышленные изделия, такие как мебель, осветительные приборы, сборные здания, спортивные принадлежности, произведения искусства, коллекционные предметы и антиквариат. |