Анализ международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

. Цель – анализ особенностей развития рынка международной торговли произведениями искусства, антиквариатом и предметами коллекционирования и определение проблем и перспективно его развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую категорию «международная торговля»
- составить алгоритм исследования и выделить методы исследования;
- выявить основные тенденции развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- проанализировать состояние международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования;
- определить проблемы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования.
- определить перспективы развития международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования

Файлы: 1 файл

kursovaya_2_Litvinenko_N.docx

— 121.04 Кб (Скачать файл)

Основным инструментом сохранения культурного наследия народов служат международные многосторонние соглашения.

Под эгидой ЮНЕСКО 14 ноября 1970 года в Париже была принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности (далее Конвенция ЮНЕСКО). Эта конвенция была ратифицирована многими странами-членами ЕС, а также Россией.

Основным инструментом контроля за вывозом культурных ценностей, является свидетельство (сертификат, лицензия, разрешение), которым государство-экспортер удостоверяет свое разрешение на вывоз отдельных предметов, представляющих культурную ценность.

Точный перечень подтверждающих документов для каждого вида художественных ценностей нормативными актами не установлен, можно перечислить лишь известные примеры документов, которые могут быть приняты к учету: результаты технологической и искусствоведческой экспертиз, паспорт произведения искусства, провенанс, сертификат автора, страховка произведения искусства и т. д.

На сегодняшний день существует тенденция увеличения налогов на наследство и богатство. Однако тенденция не коснулась предметов искусства, находящихся в руках отдельных коллекционеров. Это объясняется пониманием вклада, который вносит торговля искусством в экономику, и того значения, которое имеет сохранение произведений внутри страны. В последнее время во многих западных странах произошло снижение или усовершенствование налоговых ставок в целях поддержки частных и государственных коллекций произведений искусства. Были введены стимулирующие меры — более активные в Великобритании и США, чем в странах континентальной Европы. Налоги на ввоз произведений искусства представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 -  Налог на ввоз произведений искусств

Страна

Налог на ввоз

США

0%

Китай

23-30%

Великобритания

5%

Франция

5,5%

Бельгия

6%

Германия

7%

Сингапур

7%

Италия и Испания

10%


Источник: составлено автором на основании [10]

Налогов на ввоз или вывоз искусства в США нет, а Великобритании ввоз произведений искусства облагается по сниженной налоговой ставке в 5%. Самый высокий налог на ввоз в Китае и составляет 23-30%. Из-за сочетания ввозных пошлин, сложной таможенной системы, цензурирования определенных произведений искусства и высоких налогов на доходы и собственность приводит к закрытию некоторых галерей на материковой части Китая и переезду дилеров и художников в Гонконг.

Гонконг своего рода Эльдорадо арт-рынка. Здесь нет ввозных пошлин на произведения искусства и нет НДС. Не существует «авторских прав» при перепродаже произведений искусства, по которым художник получает определенный процент. Резиденты страны не платят налогов на доход от прироста капитала, на наследование и подарки. Налоговые вычеты на дары произведений искусства в культурные институции представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Дары произведений искусства в культурные институции

Страна

Налоговые вычеты

Страны ЕС

20-40%

Китай и Гонконг

30-35%

США

до 100%


Источник: составлено автором на основании [10]

Налоговые вычеты на дары произведений искусства в культурные институции в странах ЕС могут колебаться от20% до 40%. Правительство Гонконга и Китая стимулирует благотворительность. Налоговые вычеты составляют от 30% до 35% от налогооблагаемого дохода или прибыли.

Соединенные Штаты называют страной филантропов. Налоговый вычет из налогооблагаемого дохода составляет до 100% от рыночной стоимости произведения. Но правила применения разнообразных льгот в США сложны и зависят, например, от того, какое учреждение получает произведение искусства и как это произведение было изначально приобретено дарителем. Если произведения искусства в собственности более одного года, квалифицируется как капитальный актив и является «предметом коллекционирования», льгота больше. Если создано дарителем, хранилось как товарно-материальная ценность у арт-дилера или им владели менее одного года до времени пожертвования — меньше. Второй фактор — статус организации, получающей дар. Если это публичная организация или благотворительный фонд, льгота будет выше; если частный закрытый фонд — льгота сокращается.

В некоторых странах существует налог на наследство. В Бельгии самые высокие ставки налога на наследство: от 30% для родственников и до 80% для не родственников. Во Франции налог на наследство - 5-45%  для близких родственников и 60% после четвертой степени родства. В Испании налог на наследство сожжет составлять до 40% для прямых потомков и 80% для не родственников (таблица 3.3).

Таблица 3.3 – Налог на наследство

Страна

Налог на наследство

для родственников

для не родственников

Бельгия

От 30%

До 80%

Франция

5-45%

60%

Испания

40%

80%


Источник: составлено автором на основании [10]

Во всех странах возможна оплата произведениями искусства.

Нет налога на наследство в Сингапуре, Гонконге, Китае, Люксембурге (для прямых наследников) и России.

Что касается России, то у нее отсутствует налог на богатство и наследование произведений искусства. В то же время у нас не предусмотрено никаких налоговых льгот для дарителей художественных ценностей и меценатов, а налог на коммерческий ввоз произведений заметно затрудняет оборот произведений искусства.

Высокая стоимость произведений искусства сделала их целью и предметом торговли для организованной преступности.

По данным Международной организации уголовной полиции (Интерпол), незаконный оборот культурных ценностей является одним из крупнейших нелегальных бизнесов и сопоставим по своим размерам с незаконной торговлей оружием или наркотиками.

По некоторым оценкам, ежегодно похищается произведений искусства на сумму около 6,5 млрд. долл. для продажи их на мировом рынке. Однако в силу незаконного характера деятельности эта цифра трудно проверяема. . Сейчас в розыске находятся около 45 тыс. произведений искусства, причем ежемесячно этот список пополняют 2 тыс. новых предметов.

При попытке незаконного провоза вещам часто наносится огромный вред.

3.2. Перспективы развития  международного рынка

 

Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США ежегодный импорт составляет около 8 млрд. долл., экспорт - около 7,5 млрд долл. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком.

Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране. В среднем из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 60 совершаются в Нью-Йорке на Sotheby's или Christie's.

Самым большим рынком после США является рынок Великобритании - 60% европейского рынка и почти 30% мирового. Доля двух главных арт-центров - Лондона и Нью-Йорка - составляет вместе более 60% рынка. 35% аукционных продаж и 60% британского рынка принадлежит Sotheby's и Christie's. Великобритания также насчитывает около 30 международных ярмарок искусства.

Определим значимость внешнеторгового оборота произведений искусства для национального хозяйства США и Великобритании путем расчета внешнеторговой квоты (таблица 3.4)

Таблица 3.4 – Внешнеторговая квота США и Великобритании за           2011-2013 гг.

Страна

2011

2012

2013

США

0,09

0,09

0,10

Великобритания

0,52

0,59

0,47


Источник: составлено автором на основании [10]

Внешнеторговый оборот произведений искусства в США и Великобритании имеет крайне низкую значимость для национального хозяйства. Однако развитие арт-рынка способствует развитию туризма, повышению инвестиционной привлекательности страны в целом.

Коллекции классической и современной живописи, скульптуры, предметы антиквариата и фалеристики приобретаются крупными компаниями и состоятельными людьми во всем мире не только ради их художественной и эстетической ценности, но и как объект капиталовложений.

 Достоинства и недостатки инвестиций произведения искусства представлены в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Достоинства и недостатки инвестиций произведения искусства

Достоинства

Недостатки

Низкая зависимость от других финансовых и биржевых показателей.

Низкая ликвидность.

Высокая капитализация.

Сложность оценки стоимости и подлинности.

Постоянно растущий спрос на первоклассные произведения живописи

Нужно иметь специальные знания в области искусства или нанимать для этого специального консультанта.

Эстетические «дивиденды» от обладания произведениями искусства

Сложность продажи.

Возможность повышения социального статуса, расширения круга интересов и деловых контактов.

Непредсказуемость колебаний цен и спроса на предметы искусства.

Предметы искусства требуют специальных условий хранения.


Источник: составлено автором на основании [10]

В самом деле, искусство – пожалуй, самый высоко растущий в цене материальный актив. Произведение искусства в отличие от любого другого товара при потреблении не теряет свою потребительскую стоимость с веками. Будучи созданным в единственном экземпляре выступает весьма выгодным инвестиционным инструментом. Материальная стоимость произведений искусства брендовых художников может оставаться неизменной и даже в значительной мере возрастать.

Такой вид инвестиций надежно спасает от инфляции. Если проанализировать род деятельности списка самых активных коллекционеров искусства в мире:

  1. Х. и Б. Арно, Париж, предметы роскоши
  2. Д. и Л. Блэк, Нью-Йорк, банковские инвестиции
  3. Э. и Э. Брод, Лос-Анджелес, финансовые услуги
  4. С. Коэн, Коннектикут, хэдж-фонды
  5. Д. Линдеман, Нью-Йорк, инвестиции
  6. Ч. Саатчи, Лондон, реклама
  7. А. Сендер, Нью-Йорк, финансовые услуги
  8. Э. и С. Уинн, Невада, казино
  9. Х. и Ч. Шваб, Калифорния, биржевые операции

Становится очевидно, что большинство из них по роду своей деятельности прекрасно разбираясь в инвестициях и финансовых рынках, рассматривают инвестиции в  предметы искусства одним из эффективных способов  диверсификации своих инвестиционных портфелей.

Риски потенциальных инвесторов произведения искусства связаны с ликвидностью приобретенного товара. Ликвидность на прямую зависит от инфраструктуры арт-рынка, доступности информации, качества работы, её уникальность и гарантии подлинности, соответствие запрашиваемой рыночной цены.

Искусство – актив с низкой ликвидностью. Произведение искусства можно продать в течение недели максимум за 20% его рыночной стоимости. Несмотря на это Авторитетный индекс Мей-Мозес (Mei/Moses Fine Art Index) за последние 50 лет показывает среднегодовую доходность от инвестиций в произведения искусства на уровне 12,6%, что превосходит доходность за тот же период «голубых фишек» американского фондового рынка (среднегодовые 11,7% рынка ценных бумаг по S&P 500). Сегодня искусство считают выгодным вложением средств 37,4% европейских и 31,1% американских миллионеров. По мнению экспертов компании Artvest Partners, это можно рассматривать как коренной перелом в отношении к искусству как к активу.

Подробней рассмотрим доходность от повторной продажи картин в таблице 3.6.

Информация о работе Анализ международного рынка произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования