Анализ объема реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

С научной точки зрения анализ есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ - процедура мысленного, а иногда и реального расчленения объекта или явления на части.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 97.80 Кб (Скачать файл)

Темпы роста объема производства и  реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др. [3, с.178-181].

 

2.2 Динамический и факторный анализ основных показателей объема реализации продукции

 

Анализ начинается с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютного значения одного процента прироста, аналитическое построение рядов динамики. (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах за 3 года

годы

Реализация продукции т. руб.

Абсолютный прирост ∆

Темпы роста % ,Тр

Темы прироста %,Тпр

Абсолютное значение 1% прироста,1%∆

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

2009 г

42741,1

-

-

100

100

-

-

-

-

2010 г

6308,6

-36432,5

-36432,5

14,8

14,8

-85,2

-85,2

427,6

427,6

2011 г.

4242,4

-38498,5

-2066,2

9,9

67,2

-90,1

-32,8

427,3

63


 

Абсолютный прирост ∆

 

∆базисный = Уnо; ∆цепной = Уnn-1;

 

Темпы роста

 

Тр базисный = Уn/ Уо*100; Тр цепной = Уn/ Уn-1*100;

Темпы прироста = Тр -100; 1%∆ = ∆/Тпр.

Вывод: из таблицы видно, что за 3 года объем реализации снизился на 90,1 %. Каждый % снижения объема реализации по сравнению с базисным составил 427,3 т. рублей.

Определим среднегодовые показатели:

Средний уровень объема реализации продукции

= ∑У/n=53292,1/3=17764,033 т.руб.

Средний абсолютный прирост:

 

= Уnо/n-1=(4242,4 - 42741,1)/2= - 14609,7 т.руб.

= = 0,12,т,е. 12 %

 

=12 -100 = 88 %

Вывод: в среднем за 3 года объем  реализации составил 17764,033 т руб. В среднем ежегодно происходило уменьшение объема реализации продукции на 14609,7 т. руб., отсюда следует, что среднегодовой темп прироста реализации продукции составляет – 88 %.

Оценка выполнения плана по реализации продукции за 2009 год производится по данным, приведенным в таблице 2. 2

 

Таблица 2.2 Анализ выполнения плана по реализации продукции предприятием ООО «ТДК» за 2011 год

1

2

3

4

5

Изделие

Объем реализации продукции, т. руб.

план

факт

+,-

% к плану

1

2

3

4

5

Фильтр очистки масла

2500

2662

+162

+ 6,48

Глушитель выхлопа

410

400,7

- 9,3

- 2,27

Фильтр очистки топлива

900

862,8

- 37,2

- 4,13

Комплект гаек-шайб

450

472,7

+ 22,7

+ 5,04

Комплект замочных колец

45

44,4

- 0,7

- 1,6

Всего:

4305

4242,4

+ 137,5

+ 3,2


 

Вывод: из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации готовой  продукции перевыполнен на 3,2 %.

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ производится по данным, приведенным  в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 Анализ выполнения плана договорных обязательств за 2011 год, т. руб.

месяц

План поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение ,%

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

За месяц

С начала года

1

2

3

4

5

6

7

Январь

286,3

286,3

+ 18,5

+ 18,5

+ 6,5

+ 6,5

Февраль

293,9

580,2

+ 13

+ 31,5

+ 0,04

+ 5,4

Март

301,5

881,7

+ 7,3

+ 38,8

+ 0,02

+4,4

Апрель

300,6

1182,3

+10,5

+ 49,3

+ 0,03

+ 4,2

Май

304,2

1486,5

+ 7,4

+ 56,7

+ 2,4

+ 3,8

Июнь

307,8

1794,3

+ 4,1

+ 60,8

+ 1,3

+ 3,4

Июль

309,9

2104,2

+ 0,4

+ 61,1

+ 0,001

+ 2,9

Август

312

2416,2

-3,2

+ 557,9

- 1,03

+ 2,4

Сентябрь

315,9

2732,1

- 0,8

+ 57,1

- 0,3

+ 2,09

Октябрь

319,5

3051,6

- 8,2

+ 48,9

- 2,6

+ 1,6

Ноябрь

319,6

3371,2

- 6,4

+ 42,5

- 2

+ 1,3

Декабрь

300,8

3672

+30,5

+ 73

+ 10,1

+ 1,99


 

Из таблицы видно, что договорные обязательства полностью выполняются, план перевыполнен на 1,99 % за весь год. А так если посмотреть по месяцам, то есть недовыполнение плана в августе  на 1,03 %, в сентябре на 0,3%, в октябре  на 2,6% и в ноябре на 2%.

Факторный анализ

Изучив динамику и выполнение плана  по реализации продукции и выполнению договорных обязательств по поставкам, необходимо установить факторы изменения  ее объема.

Выручка на предприятии определяется после оплаты отгруженной продукции, отсюда товарный баланс можно записать так:

 

, отсюда

,

 

где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции  за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 2.4)

 

 

 

Таблица 2.4 Анализ факторов изменения объема реализации продукции за 2011 год

Показатель

Сумма в плановых ценах, млн. руб.

план

факт

+, -

1. Остаток готовой продукции на  начало года

15

0

- 15

2. Выпуск товарной продукции

5000

5666,6

+666,6

3. Остаток готовой продукции на  конец года

30

1,6

- 28,4

4. Отгрузка продукции за год  (п.1+п.2-п.З)

4985

5665

+680

5. Остаток товаров, отгруженных  покупателям:

5.1. на начало года

5.2. на конец года

 

30

30

 

74,7

99,6

 

+44,7

69,6

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

4985

5640,1

+655,1


 

Из таблицы видно, что объем  реализации продукции по сравнению  с планом перевыполнен на 655,1 т. руб. факторы, которые оказали положительное  влияние на объем реализации продукции  следующие:

- увеличение выпуска товарной  продукции на 666,6 т руб.

- уменьшение остатков готовой  продукции на конец года на 28,4 т. руб.

Отрицательное влияние на объем  реализации оказал рост остатков отгруженных  товаров на конец года(на 69,6 тыс. руб.). Поэтому в процессе анализа нужно выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Изучим влияние факторов, определяющих объем производства продукции. У  нас есть 3 группы факторов:

1) обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их  использования: РП = ЧР х ГВ х Дв

2) обеспеченность предприятия основными  производственными фондами и  эффективность их использования: РП = ОПФ х ФО х Дв

3) обеспеченность производства  сырьем и материалами и эффективность  их использования: РП = ОПФ х ФО х Дв

Определим влияние факторов на объем  реализации продукции, используя способ цепных подстановок. Для этого составим таблицу данных 2.5

 

Таблица 2.5 Данные для факторного анализа за 2011 год

показатели

план

факт

Отклонение(+, -)

1.Численность рабочих, чел.

225

233

+8

2.Валовая продукция,т.р.

5000

5666,6

+ 666,6

3.Реализованная продукция, т.р.

4985

5640,1

+ 655,1

4.Основные производственные фонды,  т.р.

4500

3000

-1500

5.Материальные затраты,т.р.

2200

1550,5

- 649,5

6.Доля реализованной продукции  в валовой продукции,т.р.(3/2)

0,997

0,995

- 0,002

7.Годовая выработка,т.р.(2/1)

22,22

24,32

+ 2,1

8.фондоотдача,т.р(2/4)

1,11

1,9

+ 0,79

9.Материалоотдача,т.р.(2/5)

2,273

3,655

+ 1,382


 

1. 1) РП = ЧР х ГВ х Дв

2) РПпл = ЧРпл х ГВпл х Двпл = 225*22,22*0,997=4984,5

РПусл.1 = ЧРф х ГВпл х Двпл = 233*22,22*0,997=5161,7

РП усл.2 = ЧРф х ГВф х Двпл =233*24,32*0,997=5649,6

РПф = ЧРф х ГВфх Двф= 233*24,32*0,995=5638,23

3) РПф - РПпл = +653,73

4) РПусл.1 - РПпл= +177,2

РП усл.2 - РПусл.1= +487,9

РПф - РП усл.2 = - 11,37

5)∆РП= - 11,37 +487,9+177,2 = 653,73

 

Вывод: по данным расчетов видно, что  объем реализованной продукции  увеличился на 653,73 т. руб. за счет увеличения численности рабочих на 8 чел. ۷реализации увеличился на 177,2 т. руб.; за счет увеличения годовой выработки на 2,1 ۷реализации увеличился на 487,9 т. руб.и за счет снижения доли реализованной продукции на 0,002 т.руб. ۷реализации снизился на 11,37 т. руб.

 

2. 1) РП = ОПФ х ФО х Дв

2) РПпл = ОПФ пл х ФО пл х Двпл = 4500*1,11*0,997=4984,5

РПусл.1 = ОПФ ф х ФО пл х Двпл = 3000*1,11*0,997=3323

РП усл.2 = ОПФ ф х ФО ф х Двпл =3000*1,9*0,997=5682,9

РПф = ОПФ ф х ФО фх Двф= 3000*1,9*0,995=5671,5

3) РПф - РПпл = +687

4) РПусл.1 - РПпл= - 1661,5

РП усл.2 - РПусл.1= + 2359,9

РПф - РП усл.2 = - 11,4

5)∆РП= - 1661,5+ 2359,9+ (- 11,4)=+687

 

Вывод: по данным расчетов видно, что  объем реализованной продукции  увеличился на 687 т. руб. за счет снижения стоимости ОПФ на 1500 ۷реализации снизился на 1661,5 т. руб.; за счет увеличения фондоотдачи на 0,79 ۷реализации увеличился на 2359,9 т. руб.

 

3. 1) РП = МЗ х МО х Дв

2) РПпл = МЗ пл х МО пл х Двпл = 2200*2,273*0,997=4984,6

РПусл.1 = МЗ ф х МО пл х Двпл = 1550,5*2,273*0,997=3513,71

РП усл.2 = МЗ ф х МО ф х Двпл =1550,5*3,655*0,997=5650,1

РПф = МЗ ф х МО фх Двф= 1550,5*3,655*0,995=5638,7

3) РПф - РПпл = + 654,1

4) РПусл.1 - РПпл= - 1470,89

РП усл.2 - РПусл.1= + 2136,4

РПф - РП усл.2 = - 11,4

5)∆РП= - 1470,89+ 2136,4+ (- 11,4)= +654,1

 

Вывод: по данным расчетов видно, что  объем реализованной продукции  увеличился на 654,1 т. руб. за счет снижения стоимости материальных затрат на 649,5 ۷реализации снизился на 1470,89 т. руб.; за счет увеличения материалоотдачи на 1,382 ۷реализации увеличился на 2136,4 т. руб.

 

 

2.3 Расчет  резервов повышения объема реализации продукции

 

Определим резерв увеличения реализованной  продукции, если на предприятии увеличится численность работников по сравнению  с 2011 годом на 3 человека.

 

Р­ВПкр = Р­КР * ГВф = 3 * 24,32=7296 т. рублей – увеличится объем реализации продукции.

 

Так как численность  рабочих увеличится на 3 работника, то можно определить резерв увеличения объема реализации за счет увеличения фонда рабочего времени.

Сначала определим, каков рабочий фонд в расчете  на одного работника:472803/233=2029,2, отсюда следует, фонд рабочего времени на 3 работника увеличится на 6087,6 часов(2029,2*3).

 

Р­ВПфрв = Р­ФРВ *ЧВф = 6087,6 *1,76 = 10714,2 т. рублей – увеличится объем реализации продукции.

 

Можем рассчитать резерв увеличения объема реализации за счет увеличения часовой выработки  в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 0,24 т. руб.(2-1,76)

 

Р­ВПчв = Р­ЧВ * ФРВв = 0,24*450000=108000 т.руб. – увеличится объем реализации продукции.

 

Так как в 2011 году введено одно(3-2) новое оборудование, то можно рассчитать как оно повлияло на объем реализации.

 

Р­ВПк = Р­К * ГВф = 1*24,32=24,32 тыс. руб.- увеличится объем реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИЗА ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

3.1 Рекомендации по созданию  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции

 

В условиях свободной конкуренции  цена продукции, произведенной предприятием, выравнивается автоматически. На нее  воздействуют законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель  стремится к получению максимально  возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные  рынки и др., неумолимо выдвигается  проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции, снижения издержек производства.

Информация о работе Анализ объема реализации продукции