Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 07:42, дипломная работа
Состояние и эффективность функционирования банковской системы в немалой степени зависят от банковского аудита, его правовых норм и правил, понимания фундаментальных основ и организации.
Значимость внутри банковского аудита связана с его объектом - банками, концентрирующими огромные денежные капиталы, перераспределяющими свободные денежные ресурсы между предприятиями, отраслями народного хозяйства и экономическими регионами страны. В современной экономике банки служат базой экономического развития, центром обмена, денежных расчетов между товаропроизводителями, организаторами наличного и безналичного денежного оборота.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИБАНКОВСКОГО АУДИТА…………………………………………………………………….………..7
1.Сущность и содержание внутри банковского аудита……………….…7
2.Организация банковского аудита внутри коммерческого банка…....14
3.Основные факторы влияния внутри банковского аудита на формирование устойчивости коммерческого банка………………....30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИБАНКОВСКОГО АУДИТА НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА – ОАО «СКБ-БАНК»……………………………………………………………………...….45
2.1. Общая характеристика коммерческого банка……………………….…45
2.2. Оценка проведения внутри банковского контроля ……………………58
2.3. Анализ состояния устойчивости коммерческого банка, как элемент внутри банковского аудита……………………………………………………60
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРИБАНКОВСКОГО АУДИТА…………………………..……………65
3.1. Проблемы развития внутри банковского аудита……………………..…65
3.2. Мероприятия по улучшению финансовой устойчивости ОАО «СКБ-банк»……………………………………………………………………….…..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…..83
Перед внутренними аудиторами российских банков сегодня стоят несколько серьезных задач, в том числе:
Мероприятия по улучшению финансовой устойчивости ОАО «СКБ-
банк»
По данным анализа финансовой устойчивости ОАО «СКБ-банк» за 2009-2011 годы было выявлено, что по ряду анализируемых показателей финансовой устойчивости, платёжеспособности и ликвидности наблюдается положительная динамика. Таким образом, было выявлено, что положительными аспектами финансовой деятельности ОАО «СКБ-банк» являются: - достаточный запас финансовой устойчивости; - обеспеченность денежными средствами, отвлеченными из производительного оборота собственными оборотными средствами, те есть прослеживается стремление Банка сохранять свое финансовое положение; - отсутствие проблем с текущей ликвидностью банка; - осуществление сбалансированного управления активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения ресурсов; - высокий уровень обеспеченности и защищенности банковских операций при неблагоприятном изменении конъюнктуры рынка и накоплений банковских рисков; - высокий уровень защищенности вкладчиков банковским капиталом; - рост уровня иммобилизации банковского капитала в инвестициях в дpyгие юридические лица; - эффективность использования активов банка; - ликвидный баланс; - достаточный размер крупных обязательств, необходимых для обеспечения основных доходных активов Банка; - накопленная ликвидность; - способность исполнять обязательства до востребования; - способность в течение 30 дней с анализируемой даты исполнить обязательства до востребования и сроком до 30 дней; - сбалансированность активов и пассивов сроком свыше одного года; - достаточный уровень основного капитала; - рост уровня устойчивости за счет обеспеченности стержневым основным) капиталом собственных средств брутто, используемых в составе производительных и иммобилизованных активов, кроме того, это свидетельствует о повышении платежеспособности Банка; - рост уровня защищенности капитала от риска и инфляции за счет вложений средств в недвижимость и ценности; - рост способности обеспечивать достаточный объем прибыли по ношению к активам Банка. Кроме того, из проведенного анализа были выявлены недостатки в финансовой деятельности ОАО «Северная Казна», которые сводятся к следующему: - определенная степень зависимости от заемных средств, то есть Банк использует потенциал роста по валюте баланса; - Банк наращивает общую обеспеченность ликвидными средствами на единицу привлеченных, но, тем не менее, пока ликвидных средств не статочно; - низкая обеспеченность средств клиентов наличными денежными средствами и высоколиквидными активами: обеспеченность средств клиентов наличными денежными средствами и высоколиквидными активами начало анализируемого периода составила 40,0%, на конец отчетного периода - 30,0%, следовательно, Банку необходимо наращивать ликвидные активы; - свободными (неиммобилизованными) собственными средствами, вмещенными в активных операциях, могут быть покрыты привлеченные средства: на начало года - 24,0%, на конец отчетного периода только 7,0%, следовательно, необходимо наращивать собственный капитал Банка; - снижение степени покрытия собственным капиталом средств клиентов; - снижение возможности кредитной организации вернуть привлеченные средства в случае невозврата кредитов; - низкая степень обеспеченности деятельности банка собственным капиталом для покрытия возможных убытков. Следовательно, необходимо разработать мероприятия, направленные на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации. В качестве основных мероприятий, направленных на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации предлагаются следующие направления: 1. Обслуживание корпоративных клиентов - для достижения установленных целей по наращиванию масштабов бизнеса Банка первоочередной задачей Банка на рынке обслуживания корпоративных клиентов является радикальное расширение клиентской базы за счет развития активных продаж, модернизации существующих и развития новых продуктов. Для решения данной задачи должны быть установлены различные подходы, учитывающие специфику отдельных целевых сегментов. Для увеличения клиентской базы сегмента необходимо обеспечить построение новых бизнес-процессов и продуктов, обеспечивающих минимизацию себестоимости стандартных массовых услуг. Финансовые возможности и демпинговая процентная политика крупных московских банков способствует переходу к ним на обслуживание крупных корпоративных клиентов. Более того, на Урал приходят и банки со стопроцентным иностранным капиталом. Уже сейчас наблюдается четкое разделение зон влияния банков на клиентский рынок. Рыночная ниша местных региональных банков будет сосредоточена на предприятиях среднего и малого бизнеса, а также на частных предпринимателях. Переход Банка на обслуживание предприятий среднего и малого бизнеса, а также повышение качества управления финансами на предприятиях приводят к снижению среднего остатка на расчетных счетах. Это означает, что перед Банком стоят задачи по привлечению на расчетно- кассовое обслуживание значительного числа клиентов. Успешность развития данного направления будет определяться решением следующих основных задач: - развитие эффективной системы отношений с корпоративными клиентами на основе института менеджеров и работы клиентского комитета; - обеспечение индивидуального подхода к обслуживанию VIP- клиентов путем закрепления персональных менеджеров; - разработка сложно структурированных продуктов и индивидуальных систем обслуживания, учитывающих уникальные потребности крупных корпоративных клиентов; - развитие современных способов обслуживания, в том числе, технологий дистанционного оказания услуг; - повышение производительности и объема, предоставляемых банком, за счет увеличения количества обрабатываемых документов в автоматическом режиме до 95%; - стимулирование открытия расчетного счета при продаже кредитов малому и среднему бизнесу, факторинга, лизинга, других кредитных учетов, зарплатного проекта и т.д.; - дальнейшее расширение сети продающих площадок Банка и установка приоритетов в обслуживании на универсальность, удобство и качество обслуживания; - максимальное вовлечение сети филиалов и дополнительных офисов в ее обслуживания действующих и привлечения новых клиентов; - существенное увеличение клиентской базы путем наращивания объемов активных продаж с помощью проведения маркетинговых акций, рассылок, специальных предложений и т.д. - участие в тендерах на предоставление расчетно-кассового кивания, осуществляемых бюджетными организациями в части хозяйственных расходов, крупными отраслевыми компаниями, имеющими расширенную филиальную сеть и т.д. Депозиты юридических лиц и выпущенные векселя - экономический стране, активизация бизнеса в регионах, приток иностранного та увеличивают денежную массу в обороте и остатки временно свободных средств предприятий. Рост эффективности работы финансовых служб предприятий стимулирует процесс размещения временно свободных средств в платные инструменты Банка, такие как банковские депозиты и векселя. Вместе с тем, вексельный рынок продолжает терять свои позиции на рублевом долговом рынке. Это обусловлено снижением позиций векселя как инструмента привлечения инвестиционных ресурсов для корпоративных заемщиков на фоне бурного роста рынка облигаций (почти в 4,5 раза за последние 2,5 года). При этом вексель остается достаточно интересным инструментом оперативного привлечения средств. Высокая ликвидность и относительно короткие сроки вложений обеспечивают сохранение высокого спроса на векселя со стороны инвесторов. Хотя, по нашему мнению, приоритетным направлением для производственных и торговых фирм будут депозиты юридических лиц в связи с безопасностью и технической простотой проведения сделки. Успешность развития данного направления будет определяться решением следующих основных задач: - активизация работы с филиалами и дополнительными офисами Банка о привлечению денежных средств юридических лиц и предпринимателей в банковские векселя и на депозиты; - поиск и сотрудничество с предприятиями и организациями, характер бизнеса которых предполагает наличие свободных денежных средств; - привлечение иностранных инвесторов (зарубежных компаний, их Представительств в России); - расширение географии обращения векселей: - увеличение точек продаж, уполномоченных выпускать и погашать векселя СКБ-банка, с обязательным наличием профессионального эксперта, - расширение круга партнеров - инвестиционных компаний, готовых организовать вексельные программы, заключение договоров домициляции векселей банка с инвестиционными компаниями в других регионах. 3. Кредитование крупных корпоративных клиентов - в настоящее время, пришедшие на Урал крупные московские банки и банки с иностранным участием практически полностью захватили рынок крупных корпоративных клиентов. В сравнении с региональными банками они имеют большие ресурсные возможности, более привлекательную процентную политику. При этом крупные клиенты по-прежнему являются объектами внимания Банка в вопросах прямого и синдицированного кредитования.
Меры, необходимые для достижения успешности в данном направлении: - сокращение доли крупных и низкодоходных кредитов в портфеле банка; - разработка и внедрение процедуры секъюритизации крупных кредитов; - повышение эффективности действий, направленных на удержание и обслуживание уже привлеченных клиентов за счет предложения им предлагаемых услуг и предвосхищения их финансовых потребностей; - сосредоточение основных усилий на высокодоходных конкурентоспособных операциях, являющихся альтернативой классическому кредитованию, таких как факторинг и лизинг; - развитие проектного финансирования. 4. Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса - основной объем кредитования Банку необходимо проводить в сегменте средних и алых предприятий. В данном сегменте применяется упрощенная технология выдачи кредитов, учитывающая повышенные риски. Успешность развития данного направления будет определяться чтением следующих основных задач: - предложение максимально стандартизированных банковских продуктов во всей сети операционных подразделений Банка, развитие массовых технологий кредитования; - совершенствование продуктов в более технологичном направлении с целью организации массового обслуживания клиентов; - открытие специализированных центров кредитования предприятий малого и среднего бизнеса с предоставлением полного спектра сопутствующих услуг посредством организаций-партнеров; - построение имиджа Банка как информационного Партнера; - внедрение системы лояльности для ответственных клиентов; - выстраивание отношений с отраслевыми ассоциациями и объединениями малого и среднего бизнеса; - участие в областных и государственных программах по финансированию малого и среднего бизнеса; - работа с отраслевыми СМИ, налоговыми инспекциями, юридическими фирмами, нотариальным конторами; - обучение персонала и дальнейшее развитие продуктовой линейки 5. Лизинг - в условиях современного рынка лизинг для российских предприятий, во-первых, эффективное средство для модернизации производства с минимальным отвлечением оборотных средств, во-вторых, законный инструмент для оптимизации налогов при осуществлении капитальных вложений. Растущий спрос среди клиентов на лизинговые услуги ставит перед банком задачи по развитию лизинга как отдельного направления бизнеса. Банк намерен продолжать наращивать объем лизинговых операций, обеспечив тем самым диверсификацию кредитных вложений и расширение номенклатуры предлагаемых клиентам Банка продуктов и услуг. Меры, необходимые для успешного развития данного направления: выстроить систему продаж лизинговых продуктов с использованием имеющейся у Банка инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов; - обеспечить поддержку в продвижении лизингового бизнеса Банка как лидера данного сегмента регионального рынка. 6. Факторинг - внедрение комплекса факторинговых услуг на сегодняшний день в полной мере соответствует стратегической ориентации Банка на обеспечение малого и среднего бизнеса по различным видам его потребностей. Применение факторинга обходится клиенту несколько дороже классического кредитования. Однако это приемлемо для клиентов, так как факторинговые схемы дают возможность существенного увеличения объемов продаж, покрывают инфляционные риски и риски потери ликвидности, а также гарантируют возврат валютной выручки экспортеров, им образом, можно ожидать устойчивый рост спроса на факторинговые услуги в регионе в среднесрочной перспективе. Меры, необходимые для достижения поставленных целей: - совершенствование технологии факторинга (настройка соответствующего программного обеспечения); - разработка системы продаж и продвижения факторинга на рынок с использованием имеющейся у Банка инфраструктуры дополнительных сов и филиалов. 7. Документарные операции - следствием прогрессирующего роста темпов производства реального сектора экономики является увеличение внешнеторгового оборота, что в значительной степени влияет на спрос на документарные продукты со стороны импортеров и экспортеров, ожидаемое вступление России в ВТО и динамичное увеличение внешнеторгового оборота позволяет отнести документарные операции к эму из приоритетных направлений развития продуктовой линейки Банка. Успешность развития данного направления будет определяться решением следующих основных задач: - максимально эффективное использование имеющейся у Банка инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов для увеличения объемов документарных операций; - повышение квалификации персонала в линейных подразделениях; - расширение возможностей работы по линиям в первоклассных западных банках; - разработка и продвижение новых продуктов в области документарного бизнеса с увеличением доли внешнего финансирования, использование таких схем, как предэкспортное финансирование, постфинансирование, выставление непокрытых рублевых аккредитивов с залоговым обеспечением обязательств клиента и т.д.; - налаживание индивидуальной работы с клиентами - участниками внешнеторговой деятельности. 8. Привлечение денежных средств физических лиц - в условиях нарастающей конкуренции со стороны московских банков в сегменте обслуживания крупных корпоративных клиентов, активизация розничной деятельности становится одним из ключевых условий развития Банка. Сложившиеся тенденции на рынке обслуживания физических лиц и ожидаемое увеличение доходов населения в среднесрочной перспективе позволяют рассматривать данное направление деятельности в качестве данного из основных инструментов достижения установленных целей по наращиванию масштабов бизнеса Банка. Основными инструментами привлечения денежных средств населения являются вклады населения банковские карты. В долгосрочной перспективе развития банковского сектора их значимость, как источника ресурсной базы будет неуклонно расти. С 2004 года в России начала действовать система страхования вкладов. Это повысило доверие граждан к банковскому сектору и уравняло банки в части надежности и гарантий. Таким образом, одно из конкурентных преимуществ - репутация надежного Банка для некрупного розничного клиента будет играть меньшую роль при размещении своих сбережений. На первый план выходит ценовая политика, а также повышение качества и скорости обслуживания. В настоящее время рынок пластиковых карт динамично развивается. Основной объем карт, эмитируемых Банком, принадлежит международной системе VISA. Банку необходимо осуществить выпуск карт платежной системы MasterCard, что еще более повысит его конкурентоспособность в карточном бизнесе. В настоящее время Банк имеет хорошо развитую сеть удаленных филиалов и дополнительных офисов, что является значительным конкурентным преимуществом и обеспечивает возможности существенно увеличивать объем эмиссии карт. Меры, необходимые для успешного развития данного направления: - формирование узнаваемого брэнда и яркого имиджа Банка; - совершенствование технологии бизнес-процесса с целью повышения качества и скорости обслуживания вкладчиков; - совершенствование продуктовой линейки, способствующей удовлетворению интересов целевых групп населения; - оптимизация процентных ставок по привлекаемым ресурсам на рынке вкладов населения при одновременном увеличении минимальных сумм принимаемых вкладов; - повышение экономической эффективности процесса обслуживания частных лиц за счет новых информационных технологий и коммуникаций удаленного доступа; - разработка и внедрение новых форм и методов продаж, продвижение продуктов с использованием активной рекламы и инструментов прямого маркетинга; - активизация работы по реализации «зарплатных проектов» на предприятиях - клиентах Банка в целях увеличения объемов эмиссии банковских карт: - развитие карточных зарплатных проектов, использование их для продвижения новых продуктов; - расширение спектра услуг, предоставляемых через банкоматы; - выпуск кредитных карт; - расширение банкоматной сети в городах присутствия Банка.
9.
Кредитование физических лиц
- кредитование физических лиц
является одним из наиболее
динамично развивающихся и
10.
Комиссионные операции на
Банковский
аудит довольно узкий сегмент
рынка, основная доля которого приходится
на международные аудиторские
Рынок
банковского аудита остается престижным
и ответственным направлением в сфере
аудиторской деятельности. Не случайно
в борьбу за клиента включаются самые
лучшие и сильные участники рынка аудиторских
услуг. Даже те фирмы, для кого эта деятельность
приносит убытки, не спешат уходить с этого
рынка. В ближайшее время обострится конкурентная
борьба в этом сегменте аудита между фирмами
"большой пятерки" и между ведущими
российскими фирмами. Поскольку процесс
укрупнения банковской системы имеет
выраженные тенденции, это не может не
задевать инфраструктуру, обслуживающую
коммерческие банки - возможно, процессы
слияний и поглощений не такая уж далекая
перспектива для аудиторов. Также ведущие
экономисты России считают, что должны
быть приняты меры, которые позволят усилить
контроль за качеством работы в сфере
банковского аудита. Недобросовестные
фирмы должны будут покинуть эту сферу
- слишком высокие риски и ставки в этом
деле. Российским фирмам как никогда необходима
консолидация в стремлении к цивилизованному
рынку аудита и консалтинга, достичь успеха
смогут лишь те фирмы, которые сами воздействуют
на свое окружение и внешние обстоятельства.
Будущее за профессионалами!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После
проведенного исследования можно сделать
следующие выводы. Внутренний аудит
банка - это независимая экспертная
деятельность аудиторской службы банка
для проверки и оценки адекватности
и эффективности системы
Главная
задача внутреннего аудита — обеспечение
эффективности функционирования всех
видов деятельности кредитной организации
на всех уровнях управления, а также
защита законных имущественных интересов
кредитной организации и ее собственников,
защита интересов вкладчиков. Выделяют
следующие методы организации аудита:
-по степени существенности: сплошная проверка; выборочная проверка;
-по способу проведения: документальная проверка; фактическая проверка; аналитическая проверка; комбинированная проверка. Финансовая устойчивость коммерческого банка - это устойчивость его финансового положения в долгосрочной перспективе. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором коммерческий банк, свободно маневрируя денежными средствами, способен путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс осуществления своей омической деятельности. Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей: группа показателей оценки капитала; группа показателей оценки активов; группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками; группа показателей оценки доходности; а показателей оценки ликвидности.
Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу (ОАО "СКБ-банк"), является кредитной организацией, зарегистрированной Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 1992 года.
Внутри
банковский контроль в «СКБ-Банк»
предназначен для анализа ревизии
процедур совершения бухгалтерских
и кассовых операций, проверки оформления
надлежащим образом документов дня
и других банковских документов в
соответствии с нормативными документами
и утренними Порядками Банка.
Систематическое осуществление внутрибанковского
контроля способствует обнаружению ошибок
учета и оформления операций, не явленных
при текущем контроле, позволяет принять
необходимые меры я недопущения нарушений
в дальнейшем, оценить качество работы
рудников подразделений Банка. В качестве
основных мероприятий, направленных на
улучшение финансовой устойчивости кредитной
организации предлагаются следующие направления: 1.
Для увеличения клиентской базы сегмента
необходимо обеспечить роение новых бизнес-процессов
и продуктов, обеспечивающих минимизацию
себестоимости стандартных массовых услуг. 2.Депозиты
юридических лиц. 3.Расширение кредитования
крупных корпоративных клиентов. 4.Кредитование
предприятий малого и среднего бизнеса. 5.Лизинг.
6. Внедрение комплекса факторинговых
услуг. 7.Активное привлечение денежных
средств физических лиц 8. Расширение услуг
по кредитованию физических лиц
Информация о работе Анализ организации внутрибанковского аудита.