Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы - разработка предложений по совершенствованию организационной структуры.
Задачи работы:
рассмотреть понятие организационных структур управления и принципы их формирования;
исследовать типы организационных структур управления, их преимущества и недостатки;
проанализировать существующую организационную структуру СУЗа;
разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления СУЗа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, типы и тенденции развития организационных структур управления…………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность организационной структуры управления и ее основные характеристики………………………………………………………………………5
1.2. Типы организационных структур управления……………………………….11
Глава 2. Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию ...18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

соцменеджмент.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Сущность, типы и тенденции развития организационных структур управления…………………………………………………………………………...5 
1.1. Сущность организационной структуры управления и ее основные характеристики………………………………………………………………………5 
1.2. Типы организационных структур управления……………………………….11

Глава 2. Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию ...18

Заключение………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из ключевых понятий  социального менеджмента является социальная организация, для которой  характерны цель, иерархия, управление, синергия. Это - социальная система.

Социальная система  представляет определенным образом  упорядоченное множество частей социального бытия, взаимодействующих  между собой и составляющих целостное  образование (социальную группу, общность,  отдельное общество,  мировое  сообщество). 

Одной из разновидностей социальных систем выступает персонал организации,  который связан совместной трудовой деятельностью. 

Особенностью социальных систем является их сложность, которая  обусловлена тем, что основной элемент  системы - человек - имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения. 

Для социальной системы  характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность  деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Трудно переоценить  значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.

Объект работы - учреждение среднего профессионального образования.

Предмет работы - организационная  структура управления организации.

Цель выполнения данной работы - разработка предложений по совершенствованию организационной структуры.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие организационных структур управления и принципы их формирования;
  • исследовать типы организационных структур управления, их преимущества и недостатки;
  • проанализировать существующую организационную структуру СУЗа;
  • разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления СУЗа.

 

Глава 1. Сущность, типы и тенденции  развития

организационных структур управления

 

    1. Сущность организационной структуры управления и ее основные характеристики

 

Любая система имеет структуру (от лат. structura - строение, взаиморасположение), ибо «... не существует бесструктурных систем и внесистемных структур ...» [4, с. 89].

Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. [4]

Структура возникает  в результате:

  • упорядочения элементов системы относительно друг друга в пространстве (пространственный аспект);
  • упорядочения взаимосвязи и взаимодействия элементов во времени (временной аспект).

И временной, и пространственный аспекты системы находятся в  во взаимосвязи: структура как «скелет» закрепляет положение элементов в пространстве, обеспечивая их целесообразное взаимодействие в данных условиях внешней среды. Это целесообразное взаимодействие - процесс управления, который придает организационной системе динамику функционирования. Процесс управления, как деятельность по достижению целей организации, представляет собой некоторую последовательность действий, по решению конкретных задач, что позволяет дифференцировать управленческую деятельность по функциям управления. В своей последовательности функции управления составляют технологию управления. Последовательность действий по реализации целей управления предполагает разделение и кооперацию управленческого труда. Функциональное разделение управленческого труда является основой для классификации видов управленческой деятельности. [2]

Каждая функция, как  вид деятельности, включает два аспекта: что делать и как делать. Процесс  управления отвечает на вопрос: что делать. Для решения второго вопроса необходима разработка определенных алгоритмов действий, правил, процедур, т. е. определенного механизма осуществления функции, т. е. механизма управления.

Рационально сформированная организационная структура обеспечивает эффективность процесса управления. С этих позиций «структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента». [5]

Основой для структуризации системы на элементы служит иерархия целей системы, которая возникает  в результате декомпозиции главной цели. Каждый элемент системы появляется постольку, поскольку он способен решать определенную цель под выделенные для этого ресурсы. Иерархия целей определяет способ соподчинения элементов системы и их организационный статус. Иерархия власти определяет степень самостоятельности элемента в решении задач по достижению поставленной перед ним цели и, в конечном итоге, должна обеспечить эффективность достижения главной цели системы. Характер цели, стоящей перед отдельным элементом, требует специализации управленческого труда для ее решения, что влияет на «функциональную окраску элемента». 

Следует отметить, что  иерархия в той или иной степени  выраженности, присутствует как в  природе, так и в обществе. Иерархия обязательно присутствует в организационных системах, являясь ее неотъемлемым свойством. Иерархический порядок соподчинения в механических организациях облегчает координацию разнородной деятельности и контроль за реализацией целей и задач организации. [2]

Термин «иерархия» в  буквальном переводе с греческого - священная власть (hierarchia = hieros + arhe) - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры. В современной теории организации понятие «иерархия» применяется для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение. С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. 

Организационная структура  управления предприятием - понятие  разностороннее. В современной российской и зарубежной литературе приводится большее количество определений этого термина. Рассмотрим некоторые из них.

Франчук В.И. определяет данный термин следующим образом  «Организационная структура управления (ОСУ) - это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления». [9]

Согласно Мазур И.И. и Шапиро В.Д., «организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании». [7]

Организационная структура  управления - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие её как единого целого.

Основным параметрам организационной структуры относятся:

  • количество уровней управления;
  • количество звеньев управления;
  • норма управляемости. [2]

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья управления (департаменты), а отношения между ними поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые подразделяют на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений организации при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические связи) - это связи  руководства и подчинения, необходимость  в них возникает при иерархичности  управления (при наличии нескольких уровней управления). Данные связи  служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Кроме того, связи в  структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи - это отношения, в  которых руководитель осуществляет прямое руководство подчиненными. Функциональные связи - это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, носящие совещательный, рекомендательный характер.

Взаимосвязь элементов  организации, отражающая их соподчиненность, создает уровни иерархии (уровни управления). Хотя реальное число уровней может быть и большим, традиционно выделяют следующие уровни управления:

- руководители низового  звена, младшие начальники - осуществляют  координацию деятельности работников, которые не управляют;

-руководители среднего  звена - являются буфером между руководителями низового звена (их работа значительно варьируется);

- руководители высшего  звена - отвечают за организацию  в целом или за крупный сегмент  данной организации.

Многие виды взаимодействий между элементами структуры управления не вписываются в схему формальной организации - предварительно спланированную структуру полномочий и функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность. Существует сеть неформальных связей, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких как общий интерес, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

Количество уровней  управления предприятием определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.

При формировании ОСУ  следует иметь в виду, что именно она во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения  до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей структурных подразделений. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований (табл. 1). [1]

Таблица 1

Требования к структуре  управления

Целенаправленность

Ориентация на достижение ряда целей, в первую очередь, способствую реализации организацией миссии.

Перспективность

В рамках ОСУ необходима работа не только над оперативными проблемами, но и над определением и проработкой  стратегии, связанной с будущим  развитием организации.

Оптимальность

Сокращение числа ступеней и  уровней управления при установлении рациональных связей между ступенями, уровнями и звеньями управления.

Способность к развитию

В условиях совершенствования производства, изменений условий функционирования ОСУ должна быть гибкой для восприятия корректирующих воздействий.

Устойчивость

Неизменность основных свойств, целостность функционирования ОСУ и ее элементов, в краткосрочном периоде, при различных внешних воздействиях, немедленная выработка контрмер, возвращающих систему в прежнее состояние.

Оперативность

Быстрота реакции на принятие управленческих решений, а также быстрое и четкое их доведение до управляемой системы.

Надежность

Достоверность передачи всей информации от управляющей системы к управляемой  и обратно.

Экономичность

Достижение необходимого эффекта  от управления, при минимальных затратах на управленческий аппарат.

Информация о работе Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию