Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель выполнения данной работы - разработка предложений по совершенствованию организационной структуры.
Задачи работы:
рассмотреть понятие организационных структур управления и принципы их формирования;
исследовать типы организационных структур управления, их преимущества и недостатки;
проанализировать существующую организационную структуру СУЗа;
разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления СУЗа.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, типы и тенденции развития организационных структур управления…………………………………………………………………………...5
1.1. Сущность организационной структуры управления и ее основные характеристики………………………………………………………………………5
1.2. Типы организационных структур управления……………………………….11
Глава 2. Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию ...18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………………...25
Глава 2 Анализ организационной структуры учреждения среднего профессионального образования и предложения по ее совершенствованию
Повышение качества управления на уровне учреждения среднего профессионального образования (далее - СУЗ) требует непрерывного совершенствования организационной структуры управления с учетом специфики данного типа образовательного учреждения.
В основу анализа и проектирования изменений в организационной структуре управления СУЗа может быть положен системный подход, представляющий собой практическую реализацию принципа системности. Принцип системности это утверждение о том, что мир «…в целом представляет собой единое связное целое… различного рода системы» [1, с. 275].
В группу основных понятий системного подхода как методологии анализа и проектирования организационной структуры СУЗа входят понятия «система», «структура», «функция», «организация».
По мнению В.Н. Сагатовского «система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами» [3, c. 9]. Я полагаю, что для решения задач совершенствования организационной структуры СУЗа достаточно определить систему как множество элементов, связанных между собой.
Кроме того, при анализе и проектировании организационной системы управления СУЗом, необходимо определить её состав. Состав - это все элементы различной природы, входящие в систему. Элементы, которые способны ставить и достигать цели называются целеустремленными элементами. Основными целеустремленными элементами систем, в том числе, образовательных выступают персонифицированные или коллективные субъекты. Система с целеустремленными элементами является организационной системой.
Главное в организационной системе - люди, их цели и ценности, персональные качества, совокупный человеческий потенциал.
Определим структуру как конфигурацию системы, то есть единство элементов, их пространственно-временного расположения и связей между элементами.
Анализ и проектирование организационной структуры управления СУЗом предполагает определение ее звеньев, уровней и связей. В теории и практике управления организациями выявлено широкое разнообразие организационных
структур. Все организационные структуры управления делятся на два основных типа: иерархические и органические.
Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда; иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; - наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры» [9, с. 83].
Главным свойством организационных структур, известных в практике управления как органические, является присущая им гибкость, адаптивность, способность менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически соответствовать предмету деятельности организации, в том числе СУЗа. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных организаций, и, как правило, формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.
Для СУЗа одной из наиболее релевантных адаптивных структур является проектная организационная структура управления с образованием временных проектных команд с целью решения возможных проблем. Смысл ее состоит в том, чтобы «...собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается [10, с. 345]. Эта форма применима там, где имеются возможности закрепления материальных и трудовых ресурсов, направленных на решение одной проблемы. Проектная структура соответствует реализации процессного подхода в управлении.
Каждая из организационных структур имеет свои преимущества и недостатки.
Тип |
Краткое описание |
Положительны стороны применения |
Отрицательные стороны применения |
Линейная |
Управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц |
Точное и ясное разделение функций и полномочий, создание условий для оперативного процесса принятия решений |
Жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию СУЗа. Ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Предъявляет высокие требования к квалификации руководителей по всем вопросам СПО и управления. |
Функциональный |
При сохранении единоначалия, по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями, умениями и навыками работы в данной области управления |
Максимальное использование преимущества специализации. Профилактика перегрузки руководства |
Структурные подразделения могут ставить свои собственные цели выше общих целей СУЗа |
Линейно-функциональная |
Предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями |
Сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности структурных подразделений СУЗа |
Увеличение вероятности Кроме того, удлиняется цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя |
Проектная |
Формируется проектная организационная структура при разработке и реализации СУЗом проектов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру иди возвращаются на свою постоянную должность |
Эффективное решение различных проблем развития в образовательной системе СУЗа. |
Возможно снижение качества функционирования образовательной системы СУЗа |
Матричная |
Представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта (целевой программы). |
Гибко перераспределяются кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. |
Суперпозиция вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия. |
В реальном СУЗе для управления применимы различные комбинации организационных решений из числа перечисленных выше. Именно возможность различных сочетаний типичных элементарных организационных структур обуславливает и объясняет то многообразие организационных структур управления, реализуемых на практике.
Можно выделить следующие режимы жизнедеятелности организационной структуры управления в зависимости от скорости адаптации к постепенно изменяющимся целям и условиям функционирования СУЗа:
- регулярный режим;
- режим настройки параметров управления;
- режим выбора альтернативных структур управления;
- режим выработки новых структур [11, с. 18].
Регулярный режим предполагает, что все взаимодействия в организационной структуре воспроизводятся по заданному регламенту, включающему:
- должностные обязанности работников управления;
- действующие методики расчета показателей плана;
- сроки разработки и прохождения документации;
- адреса информационных потоков;
- формы документов и т.д.
Режим настройки параметров реализуется на основе анализа изменяющихся условий функционирования и отклонений, возникающих в работе образовательной (производственной) структуры СУЗа. В этом режиме осуществляется изменение некоторых показателей деятельности (норм, правил,
условий), сроков подготовки документов, уровня санкций и других количественных характеристик регулярного режима с целью снижения или уничтожения вредных последствий изменения внешних условий. Однако «… при этом совершенно не затрагивается качественный аспект совершенствования управления, структура системы управления» [11, с. 19].
Режим выбора альтернативных организационных структур управления заключается в использовании предварительно выработанных типовых звеньев, перечней их функций, процедур взаимодействий, систем отношений. Этот режим возможен при предварительной разработке или формировании банка типовых перечней функций, формальных моделей звеньев, формальных моделей каналов ресурсного обеспечения и т.д.
Режим разработки организационной структуры предполагает проведение ее анализа, проектирования и реализации на основе предварительного системного моделирования.
Заключение
Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд, и коммунальное хозяйство.
Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Организации социальной сферы создаются для достижения целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.
Организации социальной сферы могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.
Организационные структуры социального менеджмента могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций и учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и других форм, предусмотренных законодательством.
Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.
Совершенствование организационных структур осуществляется в режиме выбора альтернативных организационных структур или режиме разработки. Возможен и комбинированный вариант совершенствования организационной структуры управления СУЗом.
Проведенный анализ понятия организационная структура СУЗа позволяет определить предмет её совершенствования:
1. Звенья управления (должностные лица, органы управления);
2. Функции звеньев управления предварительного, тактического и оперативного характера.
3. Вещественные, энергетические, информационные, транспортные и иные взаимодействия между звеньями управления.
4. Отношения между
звеньями управления, регулирующие
содержание и интенсивность
5. Уровни управления (количество
уровней, число звеньев и т.п.)
6. Режимы жизнедеятельности организационной структуры.
Таким образом, совершенствование организационной структуры управления СУЗом предполагает последовательное уточнение состава и типов звеньев, их производственных функций, взаимодействий, отношений, уровней и режимов её жизнедеятельности. Совершенствование представляет собой прогрессивное развития, появление нового качества организационной структуры управления СУЗом.
Список используемой литературы