Анализ основных показателей государственного прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 14
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 19
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ 27
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 27
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

осп.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Закон определяет состав системы государственных  прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации, а также основные принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики [10, с. 354].

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  определяются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу [7, с. 172].

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

Первое после  вступления в должность Президента Российской Федерации послание, с  которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно. Ежегодное  послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год [6, с. 228].

Правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной  Думе следующие документы и материалы:

  • итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
  • перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики [8, с. 291].

Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных  законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов  от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной  собственности и пакетов акций, а также программу повышения  эффективности использования федеральной  собственности.

 

Глава 2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования

2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития

 

Главным организующим центром при подготовке и разработке комплексных прогнозов и планов, федеральных и межгосударственных целевых программ, как и во многих других государствах в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли. Оно, совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития РФ, регионов, отраслей и секторов экономики;
  • готовит и отрабатывает варианты сценарных условий социально-экономического развития РФ, отраслей и субъектов РФ, совместно с Министерством финансов разрабатывает сводный баланс страны;
  • формирует перечень программ, финансируемых за счет федерального бюджета;
  • координирует и руководит работами по реализации федеральных и меж государственных целевых программ [10, с. 378].

По завершению формирования и согласования с министерствами, ведомствами, отраслями и регионами комплексные прогнозы социально-экономического развития, федеральные целевые программы, предложения по обоснованию государственной социально-экономической политики и развитию экономических реформ представляются Министерством экономики правительству РФ и после их одобрения направляются всем органам федеральной и региональной исполнительной власти (министерства, ведомства, отрасли, субъекты РФ, секторы экономики).

О  Государственное  прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу было сказано выше, охарактеризую подробнее [13, с. 251].

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения  преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после  вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  определяется Правительством РФ.

В программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1) оценка итогов  социально-экономического развития  РФ за предыдущий период и  характеристика состояния экономики  РФ;

2) концепция  программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

3) макроэкономическая  политика;

4) институциональные  преобразования;

5) инвестиционная  и структурная политика;

6) аграрная политика;

7) экологическая  политика;

8) социальная  политика;

9) региональная экономическая политика;

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную  Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две 10) внешнеэкономическая политика.

Основные цели его разработки:

1. предоставление  оперативной информации Правительству  для принятия решений в области  экономической и социальной политики;

2. параметры  ежегодного прогноза используются  для разработки показателей проекта  государственного бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением  проекта Федерального бюджета предоставляет  Государственной Думе следующие документы и материалы:

  • итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса по территории РФ;
  • перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

Информация о работе Анализ основных показателей государственного прогнозирования