Анализ основных показателей государственного прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 14
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 19
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ 27
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 27
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

осп.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

    1. краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
    2. результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
    3. требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
    4. объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
    5. государственные заказчики программ.

Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов  от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности  использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются  Правительством РФ в Совет Федерации  и Государственную Думу не позднее  февраля текущего года и подлежат опубликованию [6, с. 211].

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Прогнозирование регионального развития строится в  соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на рис. 1.

Рис. 1. Структура комплексного прогноза развития региона

 

Анализ рис. 1 показывает, что прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка

 

Согласно закону "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"  государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ [1].

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

Разработке  государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в  нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и  качественных характеристик.

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

Региональные  прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам [10, с. 345].

Прогноз воспроизводства основных фондов и  инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок  и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности [6, с. 254].

2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ

 

При конструировании  смешанной системы необходимо отметить, что многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются на территории нескольких регионов (макрорегиона), поэтому весьма актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо (рис. 2).

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа можно определить как совместную и гармонизированную деятельность органов власти федерального округа, а также органов власти входящих в состав округа регионов различного таксономического уровня, бизнес-сообщества, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства [10, с. 375].

Рис. 2. Система прогнозов Российской Федерации

 

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа предполагает взаимодействие административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках округа.

Кроме того, такое  прогнозирование, как уже было сказано выше, должно интегрировать отраслевые и территориальные прогнозы в рамках округа. Из всего вышесказанного очевидна необходимость разработки системы комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа. Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа (СПРФО) - это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.

Информационное  обеспечение СПРФО должно в себя включать:

  • информационный фонд (базу данных);
  • источники формирования информационного фонда, потоки и способы поступления данных;
  • методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационный фонд;
  • методы, принципы и правила циркуляции данных в системе;
  • методы обеспечения достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;
  • методы информационного анализа и синтеза;
  • способы однозначного формализованного описания экономических данных.

Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО требуются следующие основные компоненты:

  • источники внутренней информации (информация, собираемая в рамках системы);
  • источники внешней информации (информация, получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников);
  • специализированное программное обеспечение, реализующее алгоритмы прогнозирования и анализ результатов.

Кроме указанных  компонентов должны использоваться соответствующие технологии хранения, обмена и представления информации.

Работа с  информацией в процессе прогнозирования  предполагает определенные трудности. Необходимость совершенствования механизмов информационного обеспечения СПРФО обусловлена рядом причин, в числе которых:

  • рост объемов информации;
  • большое количество часто противоречащих друг другу источников информации;
  • частая недоступность информации;
  • сложность алгоритмов расчета и интерпретации результатов;
  • высокие требования к качеству прогнозов и т.д.

От грамотно разработанного информационного обеспечения  процесса прогнозирования зависит  точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить, какие показатели необходимы, а также установить источники информации [13, с. 257].

Можно предложить следующую модель информационно-аналитической  системы мониторинга, анализа и  прогнозирования социально-экономического развития федерального округа, позволяющая  организовать единое информационное пространство показателей социально-экономического развития федерального округа и входящих в его состав субъектов, тем самым, повышая качество информационного обеспечения деятельности в рамках СПРФО (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа

 

  Разработка  прогнозов социально-экономического  развития федеральных округов  будет способствовать:

  • анализу социально-экономического положения в федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению динамики экономических межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;
  • совместному формированию концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов;
  • согласованию экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям;
  • организации, разработке и реализации программ по решению наиболее важных, общих для территории федерального округа региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;
  • выработке предложений по рациональному размещению производительных сил на территории федерального округа, по установлению кооперированных связей между предприятиями; созданию совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;
  • обмену опытом территорий по общим вопросам социально-экономического развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого, межотраслевого и функционального характера;
  • объединению интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий федерального округа экономических, научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных исследований;
  • формированию на основе взаимных интересов соглашений с другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих с ними социально-экономических проблем.

Информация о работе Анализ основных показателей государственного прогнозирования