Анализ основных показателей государственного прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретико-методологических и практических основ организации системы государственного прогнозирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
выявить значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
провести анализ основных показателей государственного прогнозирования;
установить основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ 5
1.1. Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ 5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 14
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития 14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка 19
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ 27
3.1. Основные направления совершенствования организации прогностического процесса в РФ 27
3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

осп.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  организации государственного прогнозирования  в РФ

3.1. Основные  направления совершенствования  организации прогностического процесса  в РФ

 

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти [7, с. 231].

Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.

Исполнительные  органы - это Правительство, которое  в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.

В систему  рабочих органов Правительства  входят:

  • Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;
  • Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ "О разработке прогноза СЭР страны на год", которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

2. Министерство экономического  развития и торговли разрабатывает  прогнозы основных индикаторов  социально-экономического положения страны на предстоящий год, в частности:объем и динамика ВВП;  прогноз инфляции; объем производства и реализации товаров, работ и услуг; объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования; расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; основные характеристики финансового баланса страны.

Данные показатели разрабатываются как правило  в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

3. Министерства  ведомства и регионы с учетом  исходных показателей, предложенных  Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные  прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

4. Министерство  экономического развития обобщает  полученную информацию, уточняет, балансирует  прогнозные параметры и формирует  прогноз социально-экономического развития страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

5. Начиная работу  параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

6. В ноябре  предпрогнозного года Министерство  экономического развития проводит  уточнение параметров прогноза, учитывая итоги утвержденного бюджета и информацию о текущей экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство [10, с. 384].

3.2. Прогнозные расчеты показателей социального развития

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.

Проведем анализ  расчетов показателей социально-экономического развития РФ с 2008 по 2010 гг.

В 2008 году быстрый рост внутреннего рынка продолжал стимулировать устойчивый экономический рост в России. Значительный чистый приток капитала вместе с доходами от экспорта сырьевых ресурсов "подпитывали" внутренний спрос. В этих условиях, со второго квартала 2008 года произошло ускорение темпов экономического роста.

Рост ВВП  за год достигал 7%; инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции также демонстрировали впечатляющие темпы роста.          Экономический рост был сосредоточен, в основном, в неторгуемых секторах экономики, которые получили преимущества в результате сильного рубля. Однако стагнация производства и необходимость больших инвестиций в топливно-энергетическом комплексе, как и быстро растущий внутренний спрос, вызывали все большее беспокойство, в то время как более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале года вызвали обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер.

Значительный  профицит счета текущий операций, наконец, начал сокращаться, после того, как цены на нефть стабилизировались. Несмотря на это, увеличение сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами несколько компенсировало снижение профицита счета текущих операций, что способствовал


Информация о работе Анализ основных показателей государственного прогнозирования