Анализ практики антимонопольного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна для развития антимонопольного регулирования российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Содержание работы

Введение
Определение сущности, видов монополий и оценка их влияния на экономику
1.1. Сущность, виды и формы монополий
1.2. Оценка ущерба от деятельности монополий в экономике
1.3. Содержание, цели и методы антимонопольного регулирования
Анализ практики антимонопольного регулирования в России
2.1. Становление системы антимонопольного регулирования в экономике России
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России
2.3. Направления развития антимонопольного регулирования в России
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая НЭ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содеражание

 

 

Введение

3

1.

Определение сущности, видов монополий и оценка их влияния на экономику

6

 

1.1. Сущность, виды и формы  монополий

6

 

1.2. Оценка ущерба от деятельности  монополий в экономике

11

 

1.3. Содержание, цели и методы  антимонопольного регулирования

13

2.

Анализ практики антимонопольного регулирования в России

18

 

2.1. Становление системы антимонопольного  регулирования в экономике России

18

 

2.2. Методы антимонопольного регулирования  в России

23

 

2.3. Направления развития антимонопольного регулирования в России

27

 

Заключение

29

 

Литература

30

 

Приложение 1

32


 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

Данная тема актуальна для развития антимонопольного регулирования российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Целью курсовой работы является исследование сущности, методов и опыта антимонопольного регулирования в национальной экономике.

При этом ставятся следующие задачи: 

  1. Определить сущность, виды и формы монополий;
  2. Оценить ущерб от деятельности монополий в экономике;
  3. Изучить содержание , цели и методы антимонопольного регулирования;
  4. Провести анализ практики антимонопольного регулирования экономики в России;
  5. Выявить методы антимонопольного регулирования в России;
  6. Узнать какие есть направления развития антимонопольного регулирования в России;

Объект исследования – регулирование деятельности монополий в экономике.

Предмет исследования - регулирование деятельности монополий в России.

Методы исследования данной курсовой работы являются:

- анализ и синтез,

- методы формальной логики,

- статистические и т. д.

Информационной базой исследования являются монографии таких авторов, как: Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Нуреева Р.М., Шаститко.А., Коржубаев А.Г., Кругмана,  Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша,  Кузякин А.П., Семичев М.А., Панфилова Е.А. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах и статьях А.В. Турова, В.Цапелика, А.Г.Коржубаева, Л.Макаревича, А. Шаститко и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение сущности, видов монополий и оценка их влияния на экономику

 

1.1. Сущность , виды и формы монополий

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

  • такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
  • исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству;
  • крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями [6, с. 45]:

  • на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
  • нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
  • полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
  • наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

 

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают средства производства.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

Обычно монополистической силой обладают крупные фирмы или крупные, мощные компании.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

1) Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Юридические ограничения представлены в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента:

  • Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
  • Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
  • Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
  • Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента.
  1. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически   неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие монополии естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.

3Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Монополия имеет различные формы (см. Прил.1):

На рынке действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные монополии.

Предпринимательские монополии являются наиболее распространенными. Они возникают вследствие успешной конкуренции. К этому ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Но, как правило, такой монополизм имеет временный характер. Рано или поздно приходится уступать место еще более удачливым конкурентам.

Государственная монополия выражается, с одной стороны, в предоставлении отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Современная Россия сохраняет присутствие государства в стратегически важных для страны производствах. Доля государства в пакетах акций различных предприятий колеблется по отраслям, основным секторам экономики. Большинство компаний с участием государства относится к промышленности, транспорту, связи и НИОКР.

К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. Они возникают в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Также естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор – монополист по закону.

Выделяет два типа естественных монополий:

  • природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Закон защищает права собственника, даже если он в итоге оказался монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста)
  • технико-экономические монополии. Их возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

 

1.2. Оценка ущерба от деятельности монополий в экономике

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Информация о работе Анализ практики антимонопольного регулирования в России