Анализ практики антимонопольного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна для развития антимонопольного регулирования российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Содержание работы

Введение
Определение сущности, видов монополий и оценка их влияния на экономику
1.1. Сущность, виды и формы монополий
1.2. Оценка ущерба от деятельности монополий в экономике
1.3. Содержание, цели и методы антимонопольного регулирования
Анализ практики антимонопольного регулирования в России
2.1. Становление системы антимонопольного регулирования в экономике России
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России
2.3. Направления развития антимонопольного регулирования в России
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая НЭ.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

По мере развития конкуренции на отдельных рынках всё большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выражающаяся в обслуживании коммерческого оборота с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-х годов показала чрезмерную обобщённость и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В июле 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, принят летом 1999 г. и вступил в силу только с 1 января 2000 г., что свидетельствует о наметившемся влиянии МАП на деятельность финансовых организаций наравне с Центробанком России, ФКЦБ России, Минфином России.

В заключение необходимо отметить, что за последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный орган (Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идёт не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

 

 

 

 

2.2. Методы антимонопольного регулирования в России

 

Методы антимонопольной политики:

  •   законодательные;
  •   экономические.

Они включают в себя:

  • Законодательные:
  • Ограничение контроля над рынком.
  • Контроль за слияниями.
  • Запрет соглашений о ценах.
  • Запрет соглашений о разделе рынков.
  • Определение набора предоставляемых услуг.
  • Запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.
          • Экономические:
  • Косвенного регулирования:
                • Налогообложение продукции.
                • Налогообложение сверхприбыли.
  • Прямого регулирования:
    • Установление потоков цен.
    • Установление пределов нормы/30,с.105/.

Закон «О конкуренции…»/1,с.10-15/ возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля следующих видов экономической концентрации для предупреждения возникновения монопольных структур:

1. Создание нового предприятия.

2. Слияние коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Присоединение одной  коммерческой организации к другой.

4. Приобретение любым лицом пакетов  акций (долей) с правом голоса  в уставном капитале хозяйственных  обществ.

5. Получение в собственность  или пользование (в том числе посредством аренды, лизинга) одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.

6. Приобретение любым лицом прав, в том числе посредством соглашений, договоров, поручений. Контрактов или иным способом, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции его исполнительного органа.

7. Переплетение директоратов.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

В соответствии со статьями 17 и 18 Закона «О конкуренции...»/1,с.10-15/, государственный контроль экономической концентрации осуществляется в виде предварительного и последующего контроля.

Предварительный контроль. Осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами в случаях, предусмотренных статьёй  17 и 18 ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве. Следовательно, наличие согласия антимонопольного органа является в определённых Законом случаях необходимым условием для совершения сделки, проведения реорганизации. Заинтересованные лица до заключения ими сделок или проведения реорганизации должны направить в антимонопольный орган соответствующее ходатайство.

Такой контроль направлен на обеспечение стабильности гражданского оборота, так как лица имеют возможность избежать отрицательных последствий, связанных с проведением последующего контроля. В соответствии с пунктом 9 статьи 17 и пункта 7 статьи 18 они вправе получать согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации, совершение сделки не после, а до реализации этих действий в тех случаях, когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

Предварительное согласие на осуществление указанных сделок, требуется в тех случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в сделке, превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда/17,с.7/. Или одним из них является хозяйствующий субъект, внесённый в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов.

Последующий контроль. Он заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершённых сделках, проведённой реорганизации. Такой контроль называют ещё уведомительным.  

Следовательно, в отличие от предварительного контроля, при последующем контроле антимонопольные органы рассматривают и оценивают экономическую концентрацию после совершения действий, уведомление о которых направляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями Закона «О конкуренции…»/1,с.10-15/.

Последующий контроль, как и предварительный, имеет важное значение для предотвращения чрезмерной концентрации и является средством воздействия на структуру рынка с целью обеспечить наличие эффективной конкуренции на товарном рынке.

Кроме предварительного и последующего контроля, Закон «О конкуренции…»/1,с.10-15/ предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов до совершения действий, для которых Законом  предусматривается не предварительный, а последующий контроль, запросить согласия антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных юридически значимых действий.

С 1991 года сформированы территориальные органы федерального антимонопольного органа  в субъектах Российской Федерации. Разработано и утверждено положение в территориальных органах, определены их основные задачи  и компетенция, которые достаточно широки. Достаточно сказать, что Кодекс об административных правонарушениях наделил антимонопольные органы правом налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении правил антимонопольного законодательства в размере до 500 000 рублей.

Контроль за соблюдением требований, предусмотренных статьями  17 и 18 Закона «О конкуренции…»/1,с.10-15/ Управлением ФАС осуществляется посредством:

  • проведения проверок отдельных хозяйствующих субъектов;
  • подготовки письменных запросов;
  • рассмотрения заявлений, поступивших от юридических и физических лиц;
  • сообщений из средств массовой информации;
  • взаимодействия с органами регистрации хозяйствующих субъектов, с органами государственной статистики и другими органами. 

                                                                          

    1. Направления развития антимонопольного регулирования в России

 

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России:

прямое разделение монопольных структур;

иностранная конкуренция;

создание новых предприятий, конкурирующих с монополистом.

             Проблема в том, что сегодня из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако огромные трудности продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий включают следующие основные направления:

- ценовое регулирование;

- создание и выделение конкурентных рынков по видам деятельности, не относящимся к естественно-монопольным;

- прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;

- дальнейшую разработку нормативной базы, регулирующей взаимоотношения между участниками рынка;

- обеспечение требований недискриминационного доступа на рынок и недискриминационности оказания соответствующих услуг.

В идеале структурные изменения в отраслях нефтегазовой промышленности, электроэнергетике, транспорте и связи позволят максимально задействовать конкурентные силы рынка и приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

Технологически, структурно и экономически выверенное проведение реструктуризации отраслей естественных монополий не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов, стремящихся устанавливать монопольно высокие цены. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести её в неценовую.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Необходима большая работа отечественных экономистов в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной экономики. В России на данном этапе проблема монополизации перестаёт быть чисто экономической, и всё больше становится политической. А у экономики, прежде всего не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объёме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным конкурентным рынком. 

Однако, возможности российского государства не стоит переоценивать: государственные институты как генераторы системных преобразований у нас очень слабы, поэтому не могут и не будут мешать тенденции к укрупнению бизнеса. Возможно, это и к лучшему – регулировщик на перекрёстке должен не допускать пробок, а не решать, кому куда ехать. Но и о пешеходах забывать не стоит.

 

 

 

 

Литература

 

  1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Закон РСФСР от 23.03.91г.// Бюллетень нормативных актов – 1992. – №2-3. – с.10-15
  2. О естественных монополиях ФЗ №110 от 14.07.95г. // Российская газета – 22.07.98. –  №143
  3. О мерах по защите экономических интересов РФ во внешней торговле ФЗ №6393 от 14.04.92г. (в ред. от 08.12.03г.)// Российская газета – 22.04.98. –  №78
  4. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров ФЗ №165 от 8.12.03г.// Российская газета –  17.12.03. – №253
  5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности ФЗ №164 от 8.12.03г.(в ред. от 22.08.04г.)// Российская газета – 18.12.03. – №254
  6. О рекламе ФЗ №108 от 18.07.95г.(в ред. от 02.11.04г.)// Российская газета – 15.07.95. – №142
  7. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ФЗ №117 от 23.06.99г.(в ред. от 30.12.01г.)// Российская газета – 29.06.99. – №120
  8. О некоммерческих организациях ФЗ №7 от 12.01.96г.(в ред. от 23.12.03г.)//Российская газета – 24.01.96. – №14
  9. О финансово-промышленных группах ФЗ №180 от 30.11.95г.// Российская газета – 06.12.95. – №236
  10. О конкурентной политике в РФ (1999 – 2001гг.) Доклад//М.: МАП. – 2002. – 219с.
  11. О приватизации государственных и муниципальных предприятий ГК// Российская газета – 21.12.94. – №247
  12. Туров А.В. От монополизации внешней торговли к регулированию внешнеэкономической деятельности// Внешнеэкономический бюллетень – 2004. - №1. – с.55-59
  13. Цапелик В., Вильсон Дж. Естественные монополии России//Вопросы экономики – 1995. – №11. – с.25-37
  14. Шаститко А., Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики – 2005. – №5. – с. 100-116
  15. Розанова.Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы//Вопросы экономики – 2005. – №5. – с. 117-131
  16. Коржубаев А.Г. Тенденции глобализации и интеграции в современной экономике//ЭКО – 2005. – №2. – с.140-146
  17. Захаров В.В. Мелочь ФАС не интересна//Экономика и жизнь – 2005. – №3. – с.3,7
  18. Crandall R., Winston C. Does Antitrust Policy Improve Consumer Welfare? Assessing the Evidence. – Journal of Economic Perspectives, 2003, vol. 17, № 4, p. 3-26
  19. Международные экономические отношения: Учебник/Авдокушин Е.Ф. – М: Юристъ, 1999. – 368с.
  20. Микроэкономика: Учебное пособие/Джуха В.М. Панфилова Е.А. – М: ИКЦ Март, 2004. – 256с.
  21. Мировая экономика: Учебное пособие/Кузякин А.П., Семичев М.А. – М: ТК Велби, Проспект, 2003. – 224с.
  22. Экономическая теория: Учебник/Носова С.С. – М: Владос, 2003. – 519с
  23. Экономика: Учебное пособие пер. с англ./Самуэльсон Пол А., Нордхаус Дж. Вильям. – М: Дело, 1999. – 864с.
  24. Официальный сайт ФАС РФ http://wwwnew.fas.gov.ru

Информация о работе Анализ практики антимонопольного регулирования в России