Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:46, курсовая работа
Данная тема актуальна для развития антимонопольного регулирования российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Введение
Определение сущности, видов монополий и оценка их влияния на экономику
1.1. Сущность, виды и формы монополий
1.2. Оценка ущерба от деятельности монополий в экономике
1.3. Содержание, цели и методы антимонопольного регулирования
Анализ практики антимонопольного регулирования в России
2.1. Становление системы антимонопольного регулирования в экономике России
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России
2.3. Направления развития антимонопольного регулирования в России
Заключение
Литература
По мере развития конкуренции на отдельных рынках всё большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выражающаяся в обслуживании коммерческого оборота с целью стимулирования сбыта товаров, уже в начале 1990-х годов показала чрезмерную обобщённость и явную недостаточность норм, направленных против недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред. В июле 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.
Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», разработанный МАП России, принят летом 1999 г. и вступил в силу только с 1 января 2000 г., что свидетельствует о наметившемся влиянии МАП на деятельность финансовых организаций наравне с Центробанком России, ФКЦБ России, Минфином России.
В заключение необходимо отметить, что за последние годы в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности, создан профессиональный орган (Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления), который может осуществлять новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет собой не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идёт не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировке государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.
2.2. Методы антимонопольного регулирования в России
Методы антимонопольной политики:
Они включают в себя:
Закон «О конкуренции…»/1,с.10-15/ возлагает на антимонопольные органы осуществление государственного контроля следующих видов экономической концентрации для предупреждения возникновения монопольных структур:
1. Создание нового предприятия.
2. Слияние коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Присоединение одной
коммерческой организации к
4. Приобретение любым лицом
5. Получение в собственность или пользование (в том числе посредством аренды, лизинга) одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта.
6. Приобретение любым лицом прав,
в том числе посредством
7. Переплетение директоратов.
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
В соответствии со статьями 17 и 18 Закона «О конкуренции...»/1,с.10-15/, государственный контроль экономической концентрации осуществляется в виде предварительного и последующего контроля.
Предварительный контроль. Осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами в случаях, предусмотренных статьёй 17 и 18 ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве. Следовательно, наличие согласия антимонопольного органа является в определённых Законом случаях необходимым условием для совершения сделки, проведения реорганизации. Заинтересованные лица до заключения ими сделок или проведения реорганизации должны направить в антимонопольный орган соответствующее ходатайство.
Такой контроль направлен на обеспечение стабильности гражданского оборота, так как лица имеют возможность избежать отрицательных последствий, связанных с проведением последующего контроля. В соответствии с пунктом 9 статьи 17 и пункта 7 статьи 18 они вправе получать согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации, совершение сделки не после, а до реализации этих действий в тех случаях, когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
Предварительное согласие на осуществление указанных сделок, требуется в тех случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в сделке, превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда/17,с.7/. Или одним из них является хозяйствующий субъект, внесённый в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов.
Последующий контроль. Он заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершённых сделках, проведённой реорганизации. Такой контроль называют ещё уведомительным.
Следовательно, в отличие от предварительного контроля, при последующем контроле антимонопольные органы рассматривают и оценивают экономическую концентрацию после совершения действий, уведомление о которых направляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями Закона «О конкуренции…»/1,с.10-15/.
Последующий контроль, как и предварительный, имеет важное значение для предотвращения чрезмерной концентрации и является средством воздействия на структуру рынка с целью обеспечить наличие эффективной конкуренции на товарном рынке.
Кроме предварительного и последующего контроля, Закон «О конкуренции…»/1,с.10-15/ предусматривает и третий вид контроля. Этот вид контроля выражается в праве (но не обязанности) хозяйствующих субъектов до совершения действий, для которых Законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль, запросить согласия антимонопольных органов на совершение соответствующих сделок и иных юридически значимых действий.
С 1991 года сформированы территориальные органы федерального антимонопольного органа в субъектах Российской Федерации. Разработано и утверждено положение в территориальных органах, определены их основные задачи и компетенция, которые достаточно широки. Достаточно сказать, что Кодекс об административных правонарушениях наделил антимонопольные органы правом налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении правил антимонопольного законодательства в размере до 500 000 рублей.
Контроль за соблюдением требований, предусмотренных статьями 17 и 18 Закона «О конкуренции…»/1,с.10-15/ Управлением ФАС осуществляется посредством:
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России:
прямое разделение монопольных структур;
иностранная конкуренция;
создание новых предприятий, конкурирующих с монополистом.
Проблема в том, что сегодня из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако огромные трудности продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.
Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий включают следующие основные направления:
- ценовое регулирование;
- создание и выделение конкурентных рынков по видам деятельности, не относящимся к естественно-монопольным;
- прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
- дальнейшую разработку нормативной базы, регулирующей взаимоотношения между участниками рынка;
- обеспечение требований недискриминационного доступа на рынок и недискриминационности оказания соответствующих услуг.
В идеале структурные изменения в отраслях нефтегазовой промышленности, электроэнергетике, транспорте и связи позволят максимально задействовать конкурентные силы рынка и приведут к ограничению сферы государственного регулирования.
Технологически, структурно и экономически выверенное проведение реструктуризации отраслей естественных монополий не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.
Заключение
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов, стремящихся устанавливать монопольно высокие цены. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести её в неценовую.
Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Необходима большая работа отечественных экономистов в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной экономики. В России на данном этапе проблема монополизации перестаёт быть чисто экономической, и всё больше становится политической. А у экономики, прежде всего не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объёме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным конкурентным рынком.
Однако, возможности российского государства не стоит переоценивать: государственные институты как генераторы системных преобразований у нас очень слабы, поэтому не могут и не будут мешать тенденции к укрупнению бизнеса. Возможно, это и к лучшему – регулировщик на перекрёстке должен не допускать пробок, а не решать, кому куда ехать. Но и о пешеходах забывать не стоит.
Информация о работе Анализ практики антимонопольного регулирования в России