Анализ практики кредитования малого бизнеса в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства

Содержание работы

Введение ..………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса
1.1. Роль и значение кредитования малого бизнеса в современных условиях…………………………………………………………………….5
1.2. Формы и виды кредитования малого бизнеса…………………………..16

Глава 2. Анализ практики кредитования малого бизнеса в коммерческих банках
2.1. Программы кредитования малого бизнеса в российских банках……..24
2.2. Зарубежный опыт кредитования малого бизнеса………………………34
2.3. Проблемы и перспективы кредитования малого бизнеса……………..46

Заключение ………………………………………………………………………59
Список использованной литературы….………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по кредитованию.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по кредитованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

юридического факультета гр. Юру-12КТ

 

Научный руководитель

 

___________________________

               (оценка, подпись)

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2012

 

 

Содержание

 

Введение ..………………………………………………………………………..3

 

Глава  1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса

      1.1. Роль и значение кредитования  малого бизнеса в современных  условиях…………………………………………………………………….5

      1.2. Формы и виды кредитования  малого бизнеса…………………………..16

 

Глава  2. Анализ практики кредитования малого бизнеса в коммерческих банках

2.1.     Программы кредитования малого  бизнеса в российских банках……..24

2.2.     Зарубежный опыт кредитования  малого бизнеса………………………34

2.3.     Проблемы и перспективы кредитования  малого бизнеса……………..46

 

Заключение ………………………………………………………………………59

Список использованной литературы….………………...……………………...62

Приложения……………………………………………………………………...65

 

Введение

 

Наличие развитого сектора малого бизнеса (МБ) является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. Владельцы малых предприятий составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.

Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. Малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, увеличение налоговой базы, поддержание социальной стабильности, а также могут произвести ряд товаров, заменяющих импортируемые.

Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.

В условиях развития рыночной системы страны одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала. Но заимствование необходимых сумм является существенной проблемой.

Существует три наиболее оптимальных варианта привлечения финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства:

- банковский  кредит 

- займы, выданные  государственными фондами поддержки  малого предпринимательства

- займы, выданные  микрофинансовыми организациями (МФО)

Приведенные способы заимствования средств можно назвать наиболее популярными и отвечающими реальным потребностям и возможностям малого бизнеса.

Тема данной курсовой работы актуальна, т.к. развитие малого бизнеса в наше время происходит ускоренными темпами и в связи с этим кредитование малого бизнеса является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателей.

В курсовой работе рассматриваются состояние и особенности кредитования на современном этапе. Рассмотрев особенности можно выделить проблемы кредитования малого бизнеса.

Цель данной курсовой работы – изучить роль кредитования как основного источника финансирования в развитии малого бизнеса.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

   * Изучить  теоретические основы кредитования малого бизнеса;

   * Оценить  состояние кредитования малого  бизнеса на современном этапе;

   * Рассмотреть  программы кредитования малого  бизнеса разработанные в банках  «УРАЛСИБ» и «СБЕРБАНК» в российских  банках;

   * Выявить  проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.

Из общего потока источников информации я выбрала для себя основные и наиболее важные, например, Бухвальд Е. «Кредитование малого предпринимательства»; Киевский В. «Кредитование малого бизнеса: отсутствие желания или возможности?»; Марданов Р. Х. «Кредитование малого бизнеса: проблемы и перспективы».

 

Глава  1. Теоретические основы кредитования малого бизнеса

 

   1. 1. Роль и значение кредитования  малого бизнеса в современных  условиях.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны.

 Средний  бизнес в большей мере зависит  от внутренней экономической  конъюнктуры и ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным отечественным и иностранным капиталом.

Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно благодаря деятельности малых предприятий многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят количество предлагаемых товаров на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида, чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный крах.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. Развитие малого предпринимательства в нашей стране проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.

Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.

В современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие – в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие – незначительное.

Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: законодательная база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.

К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.

Однако одним из основных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что роль и значение малого бизнеса с экономической точки зрения велика.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

• в снижении уровня безработицы;

• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

• в улучшении качества обслуживания;

• в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;

• в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

• в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

• в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Мы рассмотрели основные понятия и значение малого бизнеса в экономике. Таким образом для того чтобы малый бизнес начал осуществлять свою деятельность, ему необходим стартовый капитал, а также для укрепления на рынке и дальнейшего развития необходимо финансирование. В этом малому бизнесу оказывает помощь кредитование.

Рассмотрим, какова роль и значение кредитования малого бизнеса на современном этапе.

Кредитование малого бизнеса – это услуга для предприятий, индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Данная услуга предоставляется кредиторами, как правило, банками и банковскими структурами.

Кредит для бизнеса предоставляется на самые различные цели: открытие или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, диверсификация производства, для приобретения оборудования, покупки автотранспорта, движимого или недвижимого имущества и т.д. Обычно предприниматели получают кредит под обороты, залог коммерческого имущества или под залог имущества третьих лиц. Также банки предлагают воспользоваться поручительством других более крупных компаний или различных фондов содействия кредитования бизнеса. Иногда возможны варианты и беззалогового кредитования, но все эти варианты очень индивидуальны и зависят от многих факторов: суммы кредита для бизнеса, кредитной истории заемщика и т.д. Все-таки приоритетным видом залогового обеспечения пока остается недвижимость в виду ее высокой ликвидности.

Кредитование малого бизнеса наиболее приоритетное направление деятельности банков. Так или иначе, суммы кредитов, взятые для малого бизнеса, на порядок выше остальных целевых кредитов, будь то кредит на авто или ипотечное кредитование. Именно поэтому банки предъявляют к своим клиентам жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала. Еще одной особенностью кредитования малого бизнеса является более сложная процедура получения кредита для бизнеса, поскольку банки всегда стремятся минимизировать свои риски при работе с предприятиями. Банки запрашивают объемные пакеты документов, перечень которых может быть индивидуальный у каждого банка. Но, как правило, в него входят: анкета-заявление на предоставление кредита для бизнеса, предоставление финансовой и налоговой отчетности, списки дебиторов и кредиторов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.

Информация о работе Анализ практики кредитования малого бизнеса в коммерческих банках