Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ рентабельности и ее показателей, проведение анализа рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл», а также выявление путей ее повышения на данном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рентабельности, ее показатели и методы их расчета;
- провести анализ рентабельности ОАО «Лукойл»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия ОАО «Лукойл», ликвидность его баланса и платежеспособность;
- выявить резервы роста рентабельности и предложить пути для ее повышения на предприятии ОАО «Лукойл».

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА
5
1.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа показателей рентабельности
5
1.2 Методика анализа показателей рентабельности
7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЛУКОЙЛ»
15
2.2 Факторный анализ рентабельности предприятия
18
2.3 Резервы роста прибыли и повышение рентабельности предприятия
24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЛУКОЙЛ»
30
3.1 Анализ структуры баланса
30
3.2 Анализ финансовой устойчивости
32
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
36
3.4 Анализ деловой активности
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности Лукойл.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

Существует также такое  понятие, как плечо финансового рычага, представляющее собой удельный вес (долю) заемных источников средств в общей сумме финансовых источников формирования имущества организации [7, с. 74].

Соотношение источников формирования активов организации  будет являться оптимальным, если оно  обеспечивает максимальное приращение рентабельности собственного капитала в сочетании с приемлемой величиной финансового риска.

В ряде случаев предприятию  целесообразно получать кредиты  и в условиях, когда имеет место  достаточная величина собственного капитала, поскольку рентабельность собственного капитала увеличивается  вследствие того, что эффект от вложения дополнительных средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за пользование кредитом.

Кредиторы данного предприятия  так же, как и ее собственники (акционеры) рассчитывают на получение  определенных сумм доходов от предоставления средств этого предприятия. С позиций кредиторов показатель рентабельности (цены) заемных средств будет выражаться следующей формулой:

Плата за пользование  заемными средствами (это прибыль  для кредиторов) умноженная на 100% деленная на величину долгосрочных и краткосрочных заемных средств [14, с. 245].

Обобщающим показателем, выражающим эффективность использования  общей величины капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала.

Этот показатель можно определить по формуле:

Расходы, связанные с  привлечением заемных источников средств  плюс прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умножить на 100% делить на величину совокупного используемого капитала (валюта баланса).

Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на полную себестоимость  реализованной продукции.

В числителе этой формулы  может быть также использован  показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции [11, с. 169].

Рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:

- фондоотдачи производственных  фондов.

- рентабельности продаж.

Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов (f):

Δ(f )=(N1 /F1+E1) * (Р о /N о ) – (N о /F о+ E о) * (Р о /N о )

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности продаж (kp):

Δ(kp) =(N1 /F1+E1)* (Р 1 /N 1) – (N1 /F1+E1) * (Р о /N о)

где k – рентабельность производственной деятельности;

Р – чистая прибыль;

N – выручка от продажи продукции, работ, услуг;

F – среднегодовая  стоимость основных производственных  фондов;

E – среднегодовая  стоимость материальных оборотных  средств.

На основе приведенных  данных можно определить условный уровень  рентабельности производства, рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода.

Каждый из рассмотренных  выше факторов является сложным, зависящим  в свою очередь от ряда других факторов второго порядка. Например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль продаж, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей деятельности предприятия [10, с. 88].

Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации на один рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов, и оборачиваемостью материальных оборотных средств, пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции [13, с. 149].

В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.

Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:

- от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;

- изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;

- изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции [12, с. 312].

Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100% делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли  в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции  на рынке, так как говорит о  сокращении спроса на продукцию.

Рассмотрим порядок  факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура продукции осталась неизменной, можно определить влияние на рентабельность продаж двух факторов:

- изменение цены на продукцию;

- изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода соответственно как и .

Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:

,

Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции  и ее себестоимостью, получили эти  же формулы в преобразованном  виде:

, ,

Условные обозначения:

- , - прибыль от реализации продукции, работ, услуг (соответственно базисного и отчетного периода);

- , — реализация продукции (работ, услуг);

- , - себестоимость продукции (работ, услуг);

∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора  — изменения цены на продукцию  — на показатель рентабельности продаж.

Затем исчислим влияние  на рентабельность продаж второго фактора  — изменения себестоимости продукции.

где ∆КN — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;

∆КS — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной [15, с. 95]:

∆К = ∆КN + ∆КS

Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен  на реализуемую продукцию, а также  снижением себестоимости реализуемой  продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень  доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции [12, с. 184].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лукойл»

 

ОАО «Лукойл»  — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.

Лидирующие позиции  Компании  являются результатом  двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

ОАО «Лукойл» сегодня:

-2,2% общемировой добычи нефти

-Компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти

-Компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти

-16,6% общероссийской добычи нефти и 17,7% общероссийской переработки нефти

-Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2011 году более 133 млрд долл. и чистой прибылью более 10 млрд. долл.

ОАО «Лукойл» реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.

Доказанные запасы углеводородов группы «Лукойл» по состоянию на конец 2011 года составляют 17,3 млрд. барр. н. э.

На Россию приходится 90,5% доказанных запасов Компании и 90,5% добычи товарных углеводородов. За рубежом  Компания участвует в проектах по добыче нефти и газа в пяти странах мира.

Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов  РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной  базой и основным регионом нефтедобычи  Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 42% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.

На международные проекты  приходится 9,5% доказанных запасов Компании и 9,5% добычи товарных углеводородов.

Переработка и сбыт являются вторым важным бизнес-сегментом группы «Лукойл». Развитие этого сегмента позволяет Компании снизить зависимость от высокой ценовой волатильности на рынке нефти и улучшить свои конкурентные позиции в основных регионах деятельности путем выпуска и реализации высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

ОАО «Лукойл» владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира (с учетом НПК ISAB и НПЗ Zeeland).

Суммарная мощность нефтеперерабатывающих  заводов группы «Лукойл» по состоянию на конец 2011 года составляет 73,5 млн. т/год.

В России Компании принадлежат  четыре нефтеперерабатывающих завода и два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода. Кроме  того, в состав российских активов  группы «Лукойл» входят 2 нефтехимических предприятия.

Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов группы «Лукойл» по состоянию на конец 2011 года составляет: 45,3 млн. т/год (332 млн. барр./год).

Сегодня ОАО «Лукойл» выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

В 2011 году группа «Лукойл» выпустила первую партию автомобильного бензина стандарта Евро-5. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию установки фтористоводородного алкилирования в составе комплекса каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ. Бензин стандарта Евро-5 обеспечивает так называемый «чистый выхлоп», то есть сводит к минимуму содержание в выхлопных газах оксидов серы и продуктов неполного сгорания ароматических углеводородов, в том числе наиболее канцерогенного и мутагенного вещества – бензопирена.

Новые технологии и инновации  являются одними из основных конкурентных преимуществ ОАО «Лукойл». Специалисты Компании занимаются разработкой новейших и модернизацией существующих технологий.

Объем финансирования научно-технических  работ в 2011 году был увеличен и  составил более 140 млн. долл. (в 2010 году – более 120 млн. долл.). В 2011 году Научно-проектный комплекс ОАО «Лукойл» завершил организационные преобразования. ООО «Лукойл-Инжиниринг» включил в свой состав 4 региональных института, сформировав 5 филиалов по разным регионам деятельности. Институты, формирующие научно-проектный комплекс Компании, выполнили научно-исследовательские, проектно-изыскательские и иные работы общей стоимостью 310 млн. долл.

Основные технико-экономические  показатели ОАО «Лукойл» за 2010 и 2011 годы представлены в таблице 1.

Информация о работе Анализ рентабельности на материалах конкретного предприятия ОАО «Лукойл»