Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о рентабельности организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа рентабельности 5
1.1. Сущность и показатели рентабельности предприятия 5
1.2. Методика анализа рентабельности 8
Глава 2. Практика анализа рентабельности на примере кофейни «Аркада» 12
2.1.Общая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей 12
2.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

analiz-rentabelnosti-predpriyatiya-obschestvennogo-pitaniya--(kurs,-25) (1).doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ - доходность, прибыльность; важный экономический  показатель эффективности работы предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Различают рентабельность продукции, которая измеряется отношением прибыли от производства и реализации продукции к ее полной себестоимости (обычно в процентах), и рентабельность производства, которая характеризует эффективность использования предприятием его производственных ресурсов. Рентабельность производства измеряется как отношение общей балансовой прибыли предприятия за отчетный период к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (зданий, сооружений, станков, оборудования) и нормируемых оборотных средств (запасов сырья, материалов, незавершенного производства и т.п.).

В связи с переходом  экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о рентабельности организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.

Таким образом, тема данной работы является весьма актуальной.

Целью данной работы является анализ показателей рентабельности производственной деятельности на примере кафе  при ГБОУ ЦРТ ДЮ «Гермес»

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

    • Рассмотреть сущность и показатели рентабельности предприятия 
    • Рассмотреть методику анализа рентабельности 

Провести анализ рентабельности на примере кафе  при ГБОУ ЦРТ ДЮ «Гермес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты анализа рентабельности

 

1.1. Сущность и показатели рентабельности предприятия

 

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы1:

  1. показатели рентабельности продукции;
  2. показатели рентабельности капитала (активов);
  3. показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей  формируется на основе расчета уровней  рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия, а именно как отношения2:

  • прибыли от реализации;
  • балансовой прибыли;
  • налогооблагаемой прибыли;
  • чистой прибыли

к объему продаж.

Данные показатели характеризуют  прибыльность (доходность) продукции базисного (K0) и отчетного (K1) периода.

В частности рентабельность продукции по прибыли от реализации3:

K0 = P0 / N0;

K1 = P1 / N1,

Или

K0 = (N0 – S0) / N0;

K1 = (N1 – S1) / N1;

D K = K1 – K0,

где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;

N1, N0 – реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

S1, S0 – себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

D K – изменение рентабельности за соответствующий период.

Влияние факторов изменения объема продукции и изменения себестоимости определяется следующими расчетами:

D KN = (N1 – S0) / N1 – (N0 – S0) / N0;

D KS = (N1 – S1) / N1 – (N1 – S0) / N1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

D K = D KN - D KS.

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый поток денежных средств, в частности показателями являются отношения:4

  • чистого потока денежных средств к объему продаж;
  • чистого потока денежных средств к совокупному капиталу;
  • чистого потока денежных средств к собственному капиталу.

Данные показатели дают представление о степени возможности  предприятия обеспечить работников, управляющих и собственников (государство) наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.

 

1.2. Методика анализа рентабельности

Рассмотрим один из методов экономического анализа – факторный анализ различных экономических показателей. В процессе факторного анализа идет построение многофакторной зависимости с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат.

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается  в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований5:

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать  и иметь конкретное физическое  значение.

2. Факторы, которые входят в  систему факторного анализа, должны  иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать  измерение влияния конкретного  фактора на общий результат. 

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся  моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

,

где – прибыль от реализации продукции,

– выручка от реализации,

– производственная себестоимость  реализованной продукции,

– коммерческие расходы,

– управленческие расходы.

  1. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов6:

,

где – рентабельность активов,

– рентабельность продаж,

– фондоотдача активов,

– средняя стоимость активов  организации за отчетный год.

3. Когда результативный показатель  получаем делением одного фактора  на другой, применяются кратные модели:

  1. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

;

;

и т.д.

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

;

,

где – оборачиваемость собственного капитала организации,

– коэффициент независимости или  доля собственного капитала в общей массе активов организации,

– средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную  модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической  литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что  на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов7:

=

= ;

,

где – доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции,

– доля оборотных активов в формировании активов,

– доля запасов в формировании оборотных  активов,

– оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит  о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая  заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной  выпуска и реализации продукции  и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

 

Глава 2. Практика анализа рентабельности на примере кафе  при ГБОУ ЦРТ ДЮ «Гермес»

 

2.1.Общая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей

 

Кафе  при ГБОУ ЦРТ  ДЮ «Гермес» является Государственным бюджетным образовательным учреждением, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной  целью своей деятельности, являясь некоммерческой организацией, кафе  при ГБОУ ЦРТ ДЮ «Гермес» преследует извлечение прибыли для увеличения самостоятельно привлекаемых средств для развития как собственно кафе, так и ЦРТ ДЮ «Гермес»

Предметом деятельности кафе  при ГБОУ ЦРТ ДЮ «Гермес»

является:

- Организация общественного питания, создание, содержание и эксплуатация основных типов предприятий массового питания (столовая, кафе, бар и т.д.);

- Деятельность по производству, выпуску, реализации и организации потребления продукции общественного диетического питания с ориентацией на детей, пищевой продукции и полуфабрикатов, в т.ч. хлебобулочных изделий и молочных, обеденной продукции, горячих, холодных, десертных блюд, закусок и напитков; а также реализация продовольственных товаров, не подлежащих длительному хранению. САН ПИН СЭС

- Организация и эксплуатация хлебопекарен и кондитерских производств, выпечка и реализация хлебобулочных и иных мучных и кондитерских изделий;

- Розничная торговля прохладительными напитками, мороженым, мелко штучными продовольственными товарами (снеки: шоколад, конфета, пирожное (фабричное), а также диетическими продуктами питания установленном законодательством порядке; САН ПИН СЭС

- Организация досуга детей, создание, содержание и эксплуатация буфетных и танцевальных залов, проведение лотерей, розыгрышей и конкурсов для детей и юношества,  а также работа по другим направлениям индустрии развлечений;

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия