Анализ рынка бытовой техники: спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Обзор рынка бытовой техники подготовлен преимущественно на основе данных открытых источников.
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов рынка проанализировать рынок бытовой техники.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты рынка…………………..…..………………4
1.1. Рынок: понятие и принципы………………………………………..4
1.2. Понятие и факторы спроса………………………………………….7
1.3. Понятие и факторы предложения…………………………………11
2. Состояние рынка бытовой техники ………..………..………………..14
2.1. Предложение бытовой техники.….....................................................14
2.2. Спрос на бытовую технику ……….………………………………...17
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………….…………...…22

Файлы: 1 файл

5. Анализ рынка бытовой техники.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ  ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

 

 

 

Расчетно-графическое  задание 

по экономике  на тему:

 

«Анализ рынка бытовой техники: спрос и предложение»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

 

Научный руководитель:

Дата защиты_____________2012

Оценка_____________

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….3

  1. Теоретические аспекты рынка…………………..…..………………4
    1. Рынок: понятие и принципы………………………………………..4
    2. Понятие и факторы спроса………………………………………….7
    3. Понятие и факторы предложения…………………………………11

2. Состояние рынка бытовой техники ………..………..………………..14

2.1. Предложение бытовой техники.….....................................................14

2.2. Спрос на бытовую технику ……….………………………………...17

Заключение ……………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………….…………...…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россияне стали чаще покупать технику, что является объективным  показателем статистических данных и стимулом для компаний – розничных торговцев бытовой техники усилить свою работу по привлечению клиентов. Если в 2010 году лишь каждая 4-я семья покупала крупную бытовую технику и лишь каждая 5-я – малую, то в 2011 году каждая третья российская семья приобрела крупную бытовую технику и каждая третья же – малую.

Объем рынка бытовой  техники вырос в 2011 году на 17% и составил 6,5-7,9 млрд. долл. Темпы роста несколько замедлились по сравнению с 2010 годом (с 25% до 17% в стоимостном выражении и с 27% до 23% - в натуральном). В структуре рынка бытовой техники по стоимости лидирует крупная бытовая техника, но по количеству проданных единиц преимущество за малой бытовой техникой – 52%.

Объем импорта в натуральном  выражении составил 63% от всего объема рынка. Средняя цена на крупную бытовую технику имеет тенденцию к росту вследствие роста доходов покупателей, развития рынка потребительского кредитования и перераспределения спроса в сторону более дорогих товаров.

Обзор рынка бытовой  техники подготовлен преимущественно на основе данных открытых источников.

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов рынка проанализировать рынок бытовой техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА

 

1.1. Рынок: понятие и принципы

 

Обыденное понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли-продажи товаров, лишь частично отражает то содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономической наукой и хозяйственной практикой. Рынок в широком представлении объединяет в себе несколько понятий.

Во-первых, рынок – это любое место торговли товарами и услугами. В советской экономике рынок как место купли-продажи в бытовом представлении ассоциировался, прежде всего, с колхозными, продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами и ярмарками.

Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи. В подобном представлении рынок характеризуется такими признаками как вид продаваемых товаров, объем продаж (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца и покупателя.

В третьих, представляет систему экономических отношений между его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, т.е. товарно-денежных отношений.

И, наконец, в-четвертых, в самой универсальной трактовке, понятие «рынок» ассоциируется  с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».

 Самое общее научное определение, которое можно дать рынку и под которое попадает вся история человечества за последние 5 тыс. лет, т.е. столько, сколько существует рынок, может быть сформулировано следующим образом: рынок – это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном, эквивалентном обмене товаров.

Современная рыночная экономика строится на определенных принципах.

Принцип свободы хозяйственной  деятельности, который означает право  людей выбирать вид экономической деятельности. В рыночной экономике сняты запреты не только на производство и продажу товаров, но и на их перепродажу. Регулируется законом доступ к традиционным государственным видам деятельности: образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, связи и др. 

Принцип всеобщности рынка заключается  в том, что в его сферу вовлечено  все многообразие ценностей, созданных  не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы  производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры.

Принцип многообразия и равноправия  форм собственности соблюдается  тогда, когда исключаются особо  благоприятные условия для одних  форм собственности в ущерб другим. Налоги, льготы, санкции, ограничения должны быть для всех одинаковы, а в противном случае не будет честной конкурентной борьбы.

Принцип самонастройки, саморегулирования  хозяйственной деятельности достигается  тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Вместе с тем реальная рыночная экономика такова, что делает это беспощадно, посредством жесткой конкуренции, бескомпромиссного удаления с рынка неудачников, посредством банкротства фирм и безработицы. 

Принцип свободного ценообразования  предполагает, что рыночные цены никем  не назначаются, а формируются в  результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействие спроса и предложения. Такой механизм ценообразования не является единственным в рыночной экономике, но он должен преобладать, господствовать над регулируемыми государством или фирмами ценами. Рыночное ценообразование отличает способность устанавливать и автоматически поддерживать цену в соответствии со стоимостью, полезностью товаров и обеспечивать их эквивалентный обмен.

Принцип конкурентности присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступать или не отставать от них создает стимул экономического развития. Опасность стать аутсайдером в конкурентной борьбе за экономическое выживание также способствует повышению экономической эффективности.

Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по собственным обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами.

Принцип государственного регулирования означает, что никакой  рынок не может обойтись без вмешательства  государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

 

 

 

 

 

    1. Понятие и факторы спроса

 

Спрос (D) – это то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Зависимость между ценой и спросом  описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот.

D = f (p);    f (p) < 0.

Зависимость между ценой (р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен (Q), может быть представлена в виде графика (рис. 1.1). 

 

Количество товара, ед.

Рис. 1.1. Кривая спроса 

 

Обратная зависимость между  изменением цены товара и спросом  на него объясняется тремя причинами:

• эффектом дохода. Чтобы  понять эффект дохода, необходимо различать  два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар;

• эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т.д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой;

• действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Цена выступает здесь как  независимая (аргумент), а спрос –  как зависимая переменная (функция).

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос  на которые при повышении цен растет.

Английский экономист XIX в. Р. Гиффен заметил, что во время голода в  Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, составляющие большую долю дохода потребителя, может возрастать и при повышении цен.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах.

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость.

2. Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории («нормальные товары») и товары низшей категории. Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Существуют зависимые и не зависимые друг от друга товары. Зависимые – это товары, изменение цены которых влияет на спрос на другие товары. Товары независимы, если изменение цены одного не влияет на спрос на другой товар. Вряд ли изменение цен на автомобиль повлияет на спрос на электролампочки и т.п.

Зависимые товары (услуги) могут быть взаимозаменяемыми и  взаимодополняемыми.

Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на. железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняемые, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров и их доходов. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (инфляционный, ажиотажный спрос), и наоборот. Если покупатели ожидают увеличения доходов, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, а изменение спроса под влиянием неценовых факторов – к смещению кривой спроса (рис. 1.2). 

 

                  

                         Q2      Q1           Q3         Q

Информация о работе Анализ рынка бытовой техники: спрос и предложение