Анализ рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление положительных и отрицательных тенденций российского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения в целом по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Также будут рассмотрены теоретические основы рынка труда, разобрана его структура, основные элементы, механизм его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 3
1.1. Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции 3
1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда 3
1.3. Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда 3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 3
2.1. Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации 3
2.2. Общая численность населения Российской Федерации 3
2.4. Занятость населения 3
2.5. Структурные изменения занятости населения 3
2.6. Безработица 3
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 3
3.1. Государственное регулирование на макроуровне 3
3.2. Государственное регулирование на региональном уровне 3
3.3. Государственное регулирование на микроуровне 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Анализ рынка труда в России.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ (Приложение 2, таблица 4).

Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%.

Сохраняется сложившаяся специализация привлекаемой иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности. Около 86% рабочей силы из Турции и 54-56% рабочей силы из Украины и Армении использовалось в 2005 году в строительстве. Большинство трудовых мигрантов из Китая и Вьетнама занималось торгово-коммерческой деятельностью.

В общей численности иностранных граждан, занятых в 2005 году в экономике России, женщины составляли 15,8%. Более четверти иностранных работников - молодежь в возрасте до 30 лет, 36,0% составляют лица в возрасте от 30 до 39 лет, 27,6% - в возрасте от 40 до 49 лет.

В основном иностранная рабочая сила привлекается в ограниченный круг российских регионов, среди которых безусловным лидером является столица. Так, в 2005 году в экономику Москвы было привлечено более 34% от общей численности иностранной рабочей силы, Московской области - 7,3%, Свердловской области - 3,8%, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа - 3,5% и 3,7% соответственно, Приморского края и Санкт-Петербурга - по 3,3%, Краснодарского края - 2,4%, Красноярского края - 2,3%.

 Имеет место  также значительная нелегальная  миграция рабочей силы, концентрирующейся в Москве и некоторых других крупных городах, но ее оценки не являются достоверными. Но всё равно миграционные потоки из-за рубежа не оказывают существенного влияния на ситуацию на рынке труда.

Данные показатели могут служить косвенным подтверждением наметившихся позитивных экономических сдвигов.

2.5. Структурные изменения  занятости населения

Произошедшие  структурные изменения занятости населения свидетельствуют об изменении характера экономического развития страны. Структурные изменения занятости населения происходят как по отраслям, так и по формам собственности (Приложения 2, Таблицы 5, 6). Анализ проведем на примере изменений занятости населения по отраслям.

Рассматривая численность населения, занятого в экономике, можно сказать, что в период с 2005 по 2007 гг. она постоянно увеличивалась (на 909 тысяч человек или на 1,36%). С таким постоянным увеличением числа занятых наша экономика имеет все шансы на подъем. Первое место по количеству занятых занимают оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 
изделий и предметов личного пользования, численность занятых в которых в период с 2005 по 2007 гг. увеличилась на 689 тысяч человек (или на 6,2%). Удельный вес этой отрасли в экономике страны составляет около 16,9%. Второе место занимают обрабатывающие производства, численность занятых в которой снизилась в период с 2005 по 2007 гг. на 125 тысяч человек (или на 1,1%). Далее следуют сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство численность занятых в котором снизилась на 625 тысяч человек (или на 8,5%);  образование  – снижение на 51 тысячу человек (или на 0,8%). Затем следуют  транспортная отрасль и в отрасль связи, в которых произошло  в период с 2005 по 2007 гг. увеличение числа занятых на 70 тысяч человек (или на 1,3%);  строительство – увеличение числа занятых на 352 тысячи человек (или на 7,2%);  операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – увеличение занятых на 155 тысяч человек (или на 3,2%); здравоохранение и предоставление социальных услуг – увеличение на 40 тысяч человек (или на 0,88%); государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – увеличение занятых на 93 тысячи человек (или на 2,7%); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – увеличение занятых на 95 тысяч человек (или на 3,86%); производство и распределение электроэнергии, газа, воды – снижение занятых на11 тысяч человек (или на 0,58%); гостиницы и рестораны – увеличение занятых на 51 тысячу человек (или на 4,3%); добыча полезных ископаемых –снижение на 13 тысяч человек (или на 1,2%); финансовая деятельность – увеличение занятых на 186 тысяч человек (или на 21,68%); рыболовство, рыбоводство – увеличилось занятых на 8 тысяч человек (или на 5,8%).

Ведущее место по количеству занятых занимает образование, хотя численность занятых там снизилась в период с 2005 по 2007 гг. на 51 тысячу (или на 0,8%). И хотя заработная плата в этой отрасли оставляет желать лучшего, все равно люди работают, и это говорит о хорошем образовательном потенциале нашей страны и о преданности своей работе.

 

2.6. Безработица

В 2003 г. зарегистрированная безработица составила 8,6 % , в 2004 г. – 8,2%, в 2005 г. – 7,6%, в 2006 г. – 7,1%, в 2007 г. – 6,1%. (Приложение 3, рис. 2) Снижение показателей безработицы в Роструде связывают с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Кроме того, установление пособия неработающим женщинам по уходу за ребенком, который превысил размер пособия по безработице. По этой причине примерно 100 тысяч женщин снялись с учета.

 На протяжении  последних восьми лет (с 2000 г.) численность  безработных существенно снизилась. В 2000 г. она составляла 7059,1 тысяч  человек, в 2002 г. – 6154,7 тысяч человек, в 2003 г. –5683,3 тысяч человек, в 2004 г. – 5775,2 тысяч человек, в 2006 г. – 4998,7 тысяч человек, в 2007 г. – 4232,5 тысяч человек.  Таким образом, в этот период (с 2000 по 2007 гг.) численность безработных снизилась на 2826,6  тысяч  человек. Большее количество безработных – мужчины, но с каждым годом в этот период их численность уменьшается (общее снижение за восемь лет составило 1481 тысячу человек). В 2007 г. безработных-мужчин было 53,5% от общей численности безработных. Численность безработных-женщин снизилась в период с 2000 по 2007 гг. на 1346,1 тысячу человек, в 2007 г. безработные - женщины составляли 46,5% от общей численности безработных. В период с 2000 по 2004 гг. выросло число безработных студентов, учащихся и пенсионеров на 90,8 тысяч человек, затем их число снизилось к 2007 г. на 326,5 тысяч человек. Студенты, учащиеся и пенсионеры составляли  в 2007 г. 10,7% от числа безработных. (Приложение 3, Таблица 1). По данным Федеральной службы по труду и занятости, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, увеличилась на 516 тысяч человек (Приложение 3, Таблица 1).

Средний возраст безработных  в ноябре 2007 г. составлял 34,5 лет. При этом средний возраст безработных-мужчин составлял 34,3 лет, женщин – 34,8 лет. Самая многочисленная группа безработных – лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходиться 20,6% общей численности безработных (Приложение 3, Таблица 2). Если ранжировать безработных по уровню полученного образования, то 34,8% общей численности безработных имеют среднее (полное) общее образование, 18,8% - среднее профессиональное образование, 18,6% - начальное профессиональное образование, основное общее – 12,6%, 11,5% – высшее профессиональное образование, неполное высшее профессиональное – 2,5%, начальное общее, не имеют начального общего образования – 1,1% (Приложение 3, Таблица 3).

Достигнутый уровень безработицы близок минимальному для России. Острой проблемы безработицы в целом по России нет, она велика лишь в отдельных регионах страны, в частности, в Южном федеральном округе, особенно остро стоит вопрос в Ингушетии и Чечне, где доля вынужденно оставшихся не у дел доходит до 40%.  Но ситуация на российском рынке труда достаточно напряженная. Во-первых, очень высока средняя продолжительность поиска работы – в некоторых регионах более 10 месяцев. Во-вторых, налицо серьезный недостаток высококвалифицированной рабочей силы. Среди молодежи главная проблема – отсутствие какого-либо опыта работы. Особенно много безработных среди выпускников юридических и экономических факультетов непрофильных вузов.

В отличие от развитых стран, у нас отсутствует серьезная система социальных пособий. 2880 руб. в месяц – это максимум, на что может претендовать безработный, а чаще всего дают по минимуму – 720 руб. Естественно, никто не регистрируется в службах занятости населения. Во многом поэтому Россия избежала высокой открытой безработицы в 1990-е годы. В Европе же, где на пособие реально можно прожить, тяжелой и низкооплачиваемой работе предпочитают статус безработного. Наши граждане соглашаются на плохие рабочие места с низкой зарплатой, потому что на помощь государства рассчитывать не приходится. [27, 10]

Подводя итог вышесказанному, можно назвать следующие тенденции в сфере занятости населения:

  • увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
  • изменения отраслевой структуры занятости;
  • снижение численности безработных;
  • рост безработных с достаточно высоким уровнем образования и другие.

ГЛАВА3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

Проводимые в России социально-экономические преобразования имеют своей целью формирование социально благополучного общества, базирующегося на социально ориентированной рыночной экономике. В ходе продвижения к этой цели на одно из первых мест выдвигается задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. В конечном счете именно от решения этой задачи зависят возможности экономического роста и повышения народного благосостояния. Для того чтобы выполнить эту задачу, требуются сложные социально-экономические механизмы, включающие развитой рынок труда, его государственное регулирование и целую систему социальных гарантий и социальных услуг, подготавливающих человека к трудовой деятельности и способствующих его устойчивому положению на рынке труда на основе его способности эффективно трудиться.

Возникают два вопроса регулирования рынка труда:

  1. придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач;
  2. формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ, Министерство Экономики, Министерство финансов, Банк России; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: микроуровня, регионального уровня и макроуровня.

3.1. Государственное  регулирование на макроуровне

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

    • согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и систем рабочих мест) в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий также входят в число задач данного блока. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшать инвестиционный климат, создавать предпосылки для развития системы рабочих мест; поддержка экспорта, поддержание курса рубля на уровне, стимулирующем создание новых рабочих мест в экспортоориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).
    • согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж («утечки мозгов»), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в этом контексте как цена труда.
    • политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (служб занятости) на рынке труда: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержке на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и другие.

3.2. Государственное  регулирование на региональном  уровне

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются  соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Тем не менее регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других нужд, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны меры поддержки фермерства,  индивидуального, малого бизнеса.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости5, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных и временных работ также могут решаться на региональном уровне.

Информация о работе Анализ рынка труда в России