Анализ рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление положительных и отрицательных тенденций российского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения в целом по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Также будут рассмотрены теоретические основы рынка труда, разобрана его структура, основные элементы, механизм его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 3
1.1. Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции 3
1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда 3
1.3. Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда 3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 3
2.1. Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации 3
2.2. Общая численность населения Российской Федерации 3
2.4. Занятость населения 3
2.5. Структурные изменения занятости населения 3
2.6. Безработица 3
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 3
3.1. Государственное регулирование на макроуровне 3
3.2. Государственное регулирование на региональном уровне 3
3.3. Государственное регулирование на микроуровне 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Анализ рынка труда в России.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

3.3. Государственное  регулирование на микроуровне

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и в регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий.

В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда. [1, 188]

В последнее время в большинстве регионов и в целом по России сложилась ситуация, при которой службы занятости не только не могут профинансировать большинство ранее принятых программ содействия занятости, но испытывают дефицит финансовых ресурсов даже для выплаты невысоких пособий по безработице. 

По-моему мнению, социальная поддержка безработных должна быть обеспечена в полном соответствии с Законом РФ «О занятости населения Российской Федерации». Необходимо также увеличить степень перераспределения средств от «богатых» регионов в федеральную часть Фонда занятости и далее – к регионам, нуждающимся в поддержке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог своей курсовой работы, можно отметить возникновение в последнее время ряда новых явлений и тенденций на российском рынке труда, к которым относятся:

  • увеличение численности трудоспособного населения и численности занятых в экономике;
  • изменения отраслевой структуры занятости (снижение численности занятых в обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, образовании, рыболовстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, добыче полезных ископаемых, гостиницы и рестораны; повышение – в сфере транспорта и связи, торговле, управлении, финансовой отрасли, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, здравоохранении и предоставлении социальных и коммунальных услуг);
  • значительные масштабы неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы);
  • снижение показателей безработицы;
  • до 2004 г. наблюдался рост числа молодежи среди российских безработных;
  • рост безработных с достаточно высоким уровнем образованиям;
  • сокращение спроса на высококвалифицированных специалистов и, как следствие, деградация качества трудовых ресурсов;
  • сохранение высокой чувствительности рынка труда в результате изменения структуры рабочего времени и размеров реальной заработной платы при малоэффективном управлении занятостью;

Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много «белых пятен», и это негативно влияет на степень социальной защищенности людей, оставшихся без работы.

Необходимо ведение в российское законодательство понятия «частично безработный». Из-за его отсутствия миллионы граждан вынуждены по инициативе работодателя трудиться неполный рабочий день (или неполную рабочую неделю) или отправляться из-за временного сокращения производства в отпуск без оплаты. Также они не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны работодателя и государства.

Имеется объективная потребность учесть в действующем законодательстве о занятости особенности и специфику различных социально демографических групп. Так, например, молодые люди должны иметь законодательно закрепленный преимущественный доступ к переподготовке кадров или экономический стимул для перемещения в другой регион, где имеются подходящие трудовые вакансии.

Также нужно изменить политику оплаты труда. Заработная плата должна стать инструментом активной экономической политики. Необходимо, чтобы она стимулировала движение работников между отраслями и регионами в соответствии со сформулированными экономическими приоритетами. Оплата труда должна определяться не только текущим спросом на рынке труда, но и интересами государства. С этой целью возможно широкое использование тарификации оплаты труда на предприятиях и в организациях независимо от формы их собственности.

Необходимо правовыми и экономическими методами стимулировать заинтересованность предприятий в регулярном обучении и повышении квалификации своего персонала, восстановить их уверенность в качестве обучения, которое обеспечивается местными образовательными учреждениями. В связи с этим целесообразно поставить вопрос о введении соответствующей системы налогов и субсидий. В рамках этой системы налоги с заработной платы могут собираться с предприятий в фонд профессионального обучения. Из этого фонда возможно финансирование профессионального обучения  и предоставление субсидий предприятиям, имеющим собственные (зарегистрированные) учреждения для профессиональной подготовки. Также возможно введение дополнительных налогов на предприятия, не гарантирующие периодическую профессиональную подготовку своих работников.

Если выполнить все эти предложения, то можно достичь в России эффективной занятости, существенно снизить уровень безработицы, обеспечить  слабо защищенным гражданам законодательную защиту их прав и интересов, повысить образовательный потенциал работников и других показателей и факторов, которые в России ещё не совершенны. 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. – 2001. - №5
  2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000
  3. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М.: Издательство МГУ, 2004
  4. Покрытан П.А. Рынок рабочей силы: вопросы теории и практики его становления / П.А. Покрытан. – М., 2001
  5. Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования / Петрозавод. Гос. Университет. – Петрозаводск, 2001
  6. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999
  7. Рынок труда: Учебник / Под. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000
  8. Сапрыкина Н. Внутренний рынок труда в теории и на практике// Человек и труд – 2000. - № 12
  9. Шлендер П. Э. Рынок труда: учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ, 2004
  10. Щегорцов А. Российский рынок труда: оценка ситуации // Консультант директора. – 2007. - №15
  11. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

12.Официальный  сайт Федеральной службы государственной  статистики www.gks.ru

 

Приложение 1

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 
(на начало года)

 

Тыс. человек

В процентах 
к итогу

На 1000 мужчин соответствующего возраста приходится женщин

20011)

2006

2007

2001

2006

2007

2001

2006

2007

Все  
население

146304

142754

142221

100

100

100

1141

1158

1160

Из общей численности  
население в возрасте:

                 

моложе 
   трудоспособного

28387

23317

22718

19,4

16,3

16,0

958

954

953

трудоспособном2)

88040

90328

90152

60,2

63,3

63,4

982

961

958

старше  
   трудоспособного

29877

29109

29351

20,4

20,4

20,6

2174

2561

2588


1) Численность населения скорректирована с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.  
2) Мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года.

 

Таблица 2

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 
(тыс. человек)

Годы

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост,  
убыль (-)

Умершие в возрасте до одного года

1992

1587,6

1807,4

-219,8

29,2

1995

1363,8

2203,8

-840,0

24,8

2000

1266,8

2225,3

-958,5

19,3

2001

1311,6

2254,9

-943,3

19,1

2002

1397,0

2332,3

-935,3

18,4

2003

1477,3

2365,8

-888,5

18,1

2004

1502,5

2295,4

-792,9

17,3

2005

1457,4

2303,9

-846,5

16,1

2006

1479,6

2166,7

-687,1

15,1

2007

1602,4

2080,1

-477,7

14,8


 

Таблица 3

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ 
(человек)

 

1997

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Прибывшие в Российскую Федерацию - всего

597651

359330

184612

129144

119157

177230

186380

286956

Выбывшие из Российской Федерации - всего

 
232987

 
145720

106685

94018

79795

69798

54061

47013


 

 

Таблица 4

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Место в мире

Страна

Численность населения (чел.)

1

Китай

1 321 851 888

2

Индия

1 100 866 154

3

США

300 139 947

4

Индонезия

234 693 997

5

Бразилия

186 010 647

6

Пакистан

164 741 924

7

Бангладеш

150 448 339

8

Россия

142 000 752


 

Приложение 2

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ (ТЫС. ЧЕЛОВЕК) 1)

 

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Экономически активное население - всего

72332

72421

72835

72909

73811

74156

75046

в том числе:

             

занятые в экономике

65273

66266

67152

67134

68603

69157

70813

безработные

7059

6155

5683

5775

5208

4999

4232

Мужчины

37499

36997

37206

37079

37511

37627

37967

в том числе:

             

занятые в экономике

33754

33709

34199

34177

34710

34996

35702

безработные

3745

3288

3007

2902

2801

2631

2264

Женщины

34833

35423

35629

35831

36300

36529

37079

в том числе:

             

занятые в экономике

31519

32557

32953

32958

33893

34161

35111

безработные

3314

2866

2676

2873

2407

2368

1968

Информация о работе Анализ рынка труда в России