Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление положительных и отрицательных тенденций российского рынка труда, изменения структуры занятого и незанятого населения в целом по стране, разработка предположений по совершенствованию современной модели рынка труда. Также будут рассмотрены теоретические основы рынка труда, разобрана его структура, основные элементы, механизм его функционирования. Это необходимо сделать для того, чтобы понять что представляет из себя такая экономическая категория, как рынок труда, какие методы анализа применимы.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 3
1.1. Рынок труда: понятие, сущность, структура, типы, формы, функции 3
1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда 3
1.3. Особенности современного этапа формирования и становления российского рынка труда 3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 3
2.1. Оценка ситуации и тенденции развития рынка труда Российской Федерации 3
2.2. Общая численность населения Российской Федерации 3
2.4. Занятость населения 3
2.5. Структурные изменения занятости населения 3
2.6. Безработица 3
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 3
3.1. Государственное регулирование на макроуровне 3
3.2. Государственное регулирование на региональном уровне 3
3.3. Государственное регулирование на микроуровне 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).
На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и в регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий.
В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда. [1, 188]
В последнее время в большинстве регионов и в целом по России сложилась ситуация, при которой службы занятости не только не могут профинансировать большинство ранее принятых программ содействия занятости, но испытывают дефицит финансовых ресурсов даже для выплаты невысоких пособий по безработице.
По-моему мнению, социальная поддержка безработных должна быть обеспечена в полном соответствии с Законом РФ «О занятости населения Российской Федерации». Необходимо также увеличить степень перераспределения средств от «богатых» регионов в федеральную часть Фонда занятости и далее – к регионам, нуждающимся в поддержке.
Таким образом, подводя итог своей курсовой работы, можно отметить возникновение в последнее время ряда новых явлений и тенденций на российском рынке труда, к которым относятся:
Для преодоления негативных явлений на рынке труда необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства о занятости, поскольку в нем остается много «белых пятен», и это негативно влияет на степень социальной защищенности людей, оставшихся без работы.
Необходимо ведение в российское законодательство понятия «частично безработный». Из-за его отсутствия миллионы граждан вынуждены по инициативе работодателя трудиться неполный рабочий день (или неполную рабочую неделю) или отправляться из-за временного сокращения производства в отпуск без оплаты. Также они не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны работодателя и государства.
Имеется объективная потребность учесть в действующем законодательстве о занятости особенности и специфику различных социально демографических групп. Так, например, молодые люди должны иметь законодательно закрепленный преимущественный доступ к переподготовке кадров или экономический стимул для перемещения в другой регион, где имеются подходящие трудовые вакансии.
Также нужно изменить политику оплаты труда. Заработная плата должна стать инструментом активной экономической политики. Необходимо, чтобы она стимулировала движение работников между отраслями и регионами в соответствии со сформулированными экономическими приоритетами. Оплата труда должна определяться не только текущим спросом на рынке труда, но и интересами государства. С этой целью возможно широкое использование тарификации оплаты труда на предприятиях и в организациях независимо от формы их собственности.
Необходимо правовыми и экономическими методами стимулировать заинтересованность предприятий в регулярном обучении и повышении квалификации своего персонала, восстановить их уверенность в качестве обучения, которое обеспечивается местными образовательными учреждениями. В связи с этим целесообразно поставить вопрос о введении соответствующей системы налогов и субсидий. В рамках этой системы налоги с заработной платы могут собираться с предприятий в фонд профессионального обучения. Из этого фонда возможно финансирование профессионального обучения и предоставление субсидий предприятиям, имеющим собственные (зарегистрированные) учреждения для профессиональной подготовки. Также возможно введение дополнительных налогов на предприятия, не гарантирующие периодическую профессиональную подготовку своих работников.
Если выполнить все эти предложения, то можно достичь в России эффективной занятости, существенно снизить уровень безработицы, обеспечить слабо защищенным гражданам законодательную защиту их прав и интересов, повысить образовательный потенциал работников и других показателей и факторов, которые в России ещё не совершенны.
12.Официальный
сайт Федеральной службы
Таблица 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ
ГРУППАМ
(на начало года)
Тыс. человек |
В процентах |
На 1000 мужчин соответствующего возраста приходится женщин | |||||||
20011) |
2006 |
2007 |
2001 |
2006 |
2007 |
2001 |
2006 |
2007 | |
Все |
146304 |
142754 |
142221 |
100 |
100 |
100 |
1141 |
1158 |
1160 |
Из
общей численности |
|||||||||
моложе |
28387 |
23317 |
22718 |
19,4 |
16,3 |
16,0 |
958 |
954 |
953 |
трудоспособном2) |
88040 |
90328 |
90152 |
60,2 |
63,3 |
63,4 |
982 |
961 |
958 |
старше |
29877 |
29109 |
29351 |
20,4 |
20,4 |
20,6 |
2174 |
2561 |
2588 |
1) Численность населения скорректирована
с учетом итогов Всероссийской переписи
населения 2002 г.
2) Мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года.
Таблица 2
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
(тыс. человек)
Годы |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост, |
Умершие в возрасте до одного года |
1992 |
1587,6 |
1807,4 |
-219,8 |
29,2 |
1995 |
1363,8 |
2203,8 |
-840,0 |
24,8 |
2000 |
1266,8 |
2225,3 |
-958,5 |
19,3 |
2001 |
1311,6 |
2254,9 |
-943,3 |
19,1 |
2002 |
1397,0 |
2332,3 |
-935,3 |
18,4 |
2003 |
1477,3 |
2365,8 |
-888,5 |
18,1 |
2004 |
1502,5 |
2295,4 |
-792,9 |
17,3 |
2005 |
1457,4 |
2303,9 |
-846,5 |
16,1 |
2006 |
1479,6 |
2166,7 |
-687,1 |
15,1 |
2007 |
1602,4 |
2080,1 |
-477,7 |
14,8 |
Таблица 3
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ
(человек)
1997 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Прибывшие в Российскую Федерацию - всего |
597651 |
359330 |
184612 |
129144 |
119157 |
177230 |
186380 |
286956 |
Выбывшие из Российской Федерации - всего |
|
|
106685 |
94018 |
79795 |
69798 |
54061 |
47013 |
Таблица 4
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Место в мире |
Страна |
Численность населения (чел.) |
1 |
Китай |
1 321 851 888 |
2 |
Индия |
1 100 866 154 |
3 |
США |
300 139 947 |
4 |
Индонезия |
234 693 997 |
5 |
Бразилия |
186 010 647 |
6 |
Пакистан |
164 741 924 |
7 |
Бангладеш |
150 448 339 |
8 |
Россия |
142 000 752 |
Приложение 2
Таблица 1
ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ (ТЫС. ЧЕЛОВЕК) 1)
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Экономически активное население - всего |
72332 |
72421 |
72835 |
72909 |
73811 |
74156 |
75046 |
в том числе: |
|||||||
занятые в экономике |
65273 |
66266 |
67152 |
67134 |
68603 |
69157 |
70813 |
безработные |
7059 |
6155 |
5683 |
5775 |
5208 |
4999 |
4232 |
Мужчины |
37499 |
36997 |
37206 |
37079 |
37511 |
37627 |
37967 |
в том числе: |
|||||||
занятые в экономике |
33754 |
33709 |
34199 |
34177 |
34710 |
34996 |
35702 |
безработные |
3745 |
3288 |
3007 |
2902 |
2801 |
2631 |
2264 |
Женщины |
34833 |
35423 |
35629 |
35831 |
36300 |
36529 |
37079 |
в том числе: |
|||||||
занятые в экономике |
31519 |
32557 |
32953 |
32958 |
33893 |
34161 |
35111 |
безработные |
3314 |
2866 |
2676 |
2873 |
2407 |
2368 |
1968 |