Анализ себестоимости продукции.на примере ПО «Хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ динамики себестоимости продукции; провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.

Содержание работы

Ведение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
1.1. Правовой статус организации
1.2. Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ общей суммы затрат и себестоимости отдельных видов продукции
2.1. Факторный анализ изменения общей суммы затрат
2.2. Анализ себестоимости отдельных видов продукции и факторов, влияющих на ее уровень
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ПО Хлебокомбинат .doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

У предприятия имеется  недостаточно высоколиквидных активов  для погашения наиболее срочных  обязательств (разница составляет 1012 тыс. руб. – в 2008 гг. и 540 тыс. руб. – в 2007 г., 123 тыс. руб. – в 2006 г.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у предприятия недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.

Поскольку соблюдаются  не все условия ликвидности баланса  предприятия, то данный баланс нельзя признать абсолютно ликвидным.

Для оценки платежеспособности предприятия рассчитывают относительные  показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой  ликвидности и коэффициент текущей  ликвидности (табл. 4).

Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа; коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.

Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ПО «Хлебокомбинат» за 2006–2008 годы

Коэффициенты ликвидности

Норматив

2006

2007

2008

Изменение

2007 от 2006

2008 от 2007

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1–0,2

0,05

0,05

0,05

0

0

Коэффициент текущей  ликвидности

2

0,5

0,25

0,24

-0,25

-0,01

Коэффициент критической  ликвидности

1

1,15

1,06

1,16

-0,09

0,1


 

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.

Данный коэффициент  показывает, какая часть краткосрочных  обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.

Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно  ниже нормы в 2006–2008 гг.

Итак, в случае поддержания  остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности не соответствует норме – 0,5; 0,25; 0,24 в 2006–2008 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ПО «Хлебокомбинат» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Коэффициент текущей  ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая  запасы, к общей сумме краткосрочных  обязательств; он показывает степень  покрытия оборотными активами оборотных  пассивов.

Превышение оборотных  активов над краткосрочными финансовыми обязательствами, что наблюдается у ПО «Хлебокомбинат», обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены.

Проводя анализ себестоимости  продукции предприятия, необходимо осуществлять анализ ее динамики и  структуры. В наглядном виде динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг предприятия ПО «Хлебокомбинат» представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг ПО «Хлебокомбинат»  в 2006–2008 гг.

 

Из рисунка 1 видно, что  основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг ПО «Хлебокомбинат» – тенденция к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб.

2. Анализ  общей суммы затрат и себестоимости отдельных видов продукции 

2.1. Факторный анализ изменения общей суммы затрат 

Факторный анализ себестоимости  продукции позволяет выявить причины изменения ее общей суммы и отдельных элементов. Факторный анализ позволяет определить резервы и пути снижения себестоимости продукции.

Прежде всего определим  показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.

2006 год: 13096/13398 = 0,977, или  97,7%

2007 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.

2008 год: 19259/19734=0,976, или 97,6%.

Затраты на рубль товарной продукции предприятия ПО «Хлебокомбинат»  являются весьма высокими. Так, в 2006–2007 г. они составили 0,977, в 2008 г. несколько сократились и составили до 0,976.

Методом цепной подстановки  определим влияние изменения  себестоимости и выручки от продаж на затраты на рубль товарной продукции (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Влияние  факторов на изменение затрат на рубль  товарной продукции ПО «Хлебокомбинат»  в 2007–2008 гг.

 

Расчет влияния изменения  себестоимости продукции:

19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.

Вследствие роста себестоимости  продукции затраты на рубль товарной продукции выросли на 1,423 руб., или 142,3%.

Расчет влияния изменения  выручки от продаж:

0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.

За счет роста выручки  от продаж затраты на рубль товарной продукции сократились на 1,424, или 142,4%.

Общее влияние факторов: 1,423–1,424 = -0,001.

Совместное влияние  факторов привело к снижению затрат на рубль товарной продукции на 0,001, или 0,1%. Выявленная тенденция является положительной.

В таблице 5 представлена информация для факторного анализа  общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат».

Таблица 5 – Информация для факторного анализа общей  суммы затрат ПО «Хлебокомбинат»  в 2007–2008 гг.

Затраты, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

Затраты 2007 г.: 7841

2007

2007

2007

2007

2007 г., пересчитанный на объём производства продукции 2008 г.:

8010

2008

2007

2007

2007

По уровню 2007 г. на выпуск продукции 2008 г.: 12400

2008

2008

2007

2007

2008 г. при уровне постоянных затрат 2007 г.: 15705

2008

2008

2008

2007

Затраты 2008 г.: 19259

2008

2008

2008

2008


 

Расчет влияния объема выпуска продукции на общую сумму  затрат:

8010–7841 = 169 тыс. руб.

Расчет влияния изменения структуры продукции на затраты:

12400–8010 = 4390 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  переменных затрат:

15705–12400 = 3305 тыс. руб.

Расчет влияния изменения  постоянных затрат:

19259–15705 = 3554 тыс. руб.

Общее влияние факторов: 169+4390+3305+3554 = 11418 тыс. руб.

В наглядной форме  влияние факторов на общую сумму  затрат предприятия ПО «Хлебокомбинат»  показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Влияние  факторов на изменение общей суммы  затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.

 

Из расчетов и рисунка 4 ясно, что все факторы привели к росту общей суммы затрат предприятия на 11418 тыс. руб. Наиболее сильное влияние оказало изменение структуры продаж, в результате чего затраты предприятия повысились на 4390 тыс. руб. Вторым по силе был фактор роста постоянных затрат, действие которого вызвало рост общей суммы затрат предприятия на 3554 тыс. руб.

2.2. Анализ себестоимости отдельных видов продукции и факторов, влияющих на ее уровень 

Под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями (предприятиями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной системы хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли  требует постоянного анализа  не только внешних факторов, таких  как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Цель анализа себестоимости  продукции заключается в выявлении  возможностей повышения эффективности  использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Анализ, проведенный в  работе по данным ПО «Хлебокомбинат», позволил сделать следующие выводы.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия  за 2006–2008 гг. имела тенденцию к увеличению с 13398 тыс. руб. до 19734 тыс. руб. Ее темп роста был равен 59,9% и 246% в 2007–2008 гг. по сравнению с предшествующими годами.

Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг также увеличивалась, но более низкими темпами в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (59,9%) и такими же как выручка от продаж в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (245,6%).

Операционный рычаг  уменьшился на 0,5 в 2008 г. по сравнению с 2106 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2007 и 2008 гг. соответственно.

Это свидетельствует о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.

Выручка от продажи может  уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.

Предприятию нужно постоянно  следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек  порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия.

Для обеспечения большей  достоверности при калькулировании  и анализе себестоимости отдельных  видов продукции ПО «Хлебоаомбинат»  можно рекомендовать следующее.

1. Распределять каждую  статью накладных расходов по  своему носителю затрат.

2. В качестве одного  из способов решения проблемы  распределения накладных расходов  можно предложить также пересмотреть  подход к классификации некоторых  видов затрат, которые традиционно  и не всегда обоснованно трактуются  как косвенные.

3. Одним из наиболее  радикальных подходов к проблеме  распределения накладных расходов  является использование функционального  (операционного) учета затрат, или  иначе, учета затрат на основе  видов деятельности.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами [Текст]: учебник / Хорн Ван. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 331 с.
  2. Кантора, Е.Л. / Экономика предприятий [Текст]: учебник / Е.Л. Кантора. СПб: Питер, 2008. – 352 с. с ил.
  3. Ковалева, В.В. / Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / В.В. Ковалева. М.: ООО «Витрэм», 2008. – 352 с.
  4. Колчина, Н.В. / Финансы предприятий [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Колчина. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 447 с.
  5. Лапуста, М.П. / Финансы фирмы [Текст]: учебник / М.П. Лапуста М.: Инфра-М, 2008. – 264 с.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции.на примере ПО «Хлебокомбинат»