Анализ собственного капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 125.55 Кб (Скачать файл)

ЭФЛ =[ROA(1 - Кн) - СП(1- Кн)] ЗК/СК = (ROA - СП)(1- Кн) ЗК СК (2.15)

При данном методе расчета эффекта финансового левериджа за счет налоговой экономии реальная ставка процента за кредит уменьшается по сравнению с контрактной.

Основное различие между формулами (2.14) и (2.15) заключается в том, что при расчете эффекта финансового левериджа по первой формуле в основу положена контрактная процентная ставка (СП), а по второй - ставка СП(1 - Кн), скорректированная на льготы по налогообложению. Контрактная ставка заменяется реальной с учетом вычета финансовых расходов

Приведенная формула расчета эффекта финансового левериджа (2.15) позволяет выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор  финансового левериджа (1-Кн), который  показывает, в какой степени проявляется  эффект финансового левериджа  в связи с различным уровнем  налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового  левериджа (ROA-СП), который характеризует  разницу между коэффициентом  валовой рентабельности активов  и средним размером процента  за кредит.

3. Коэффициент финансового  левериджа (ЗК/СК) или плечо финансового  левериджа, который характеризует  сумму заемного капитала, используемого  предприятием, в расчете на единицу  собственного капитала.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а, соответственно, и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно, снизив среднюю ставку налогообложения прибыли, повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

    1. Информационное обеспечение анализа собственного каптала организации.

Глубина, комплексность и эффективность экономического анализа зависит от состава, содержания, объема и качества используемой информации, формируемой его базу. При этом анализ не ограничивается экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Это связано с тем, что при проведении комплексных экономических исследований информационная база анализа должна формироваться в расчет на ее использование в пределах не одной задачи, а комплекса аналитических задач. Таким образом, создается весьма значительный по объему массив учетной, нормативно - справочной, плановой и иной информации. Существует ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций. Помимо основных документов имеется большое количество различных дополнений и изменений в виде отдельных Законов, Постановлений, Приказов, Указов и т.д. Следовательно, перечислить их все не представляется возможным. Поэтому в данной главе целесообразно рассмотреть лишь основные нормативно-законодательные акты.

Информационной базой для проведения анализа величины и структуры собственного капитала торгового предприятия служат основные формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), «Отчет об изменениях капитала» (ф. № 3), Приложение к балансу (ф. № 5).

В бухгалтерском балансе  анализируемого торгового предприятия, которое имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества, отражается величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами, которая равна номинальной стоимости акций приобретенных акционерами.

Бухгалтерский учет данной категории, регулируется следующими документами.

Федеральный закон о бухгалтерском учете, он вступил в силу после официального опубликования 28.11.96. г., в нем определены концептуальные положения и общие принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Для правильного определения прибыли предприятия необходимо разработать, принять и утвердить учетную политику, которая должна раскрывать подходы организации при решении ряда вопросов.

Счета, на которых отражается величина собственного капитала определяются в новом «Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации»., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г № 94н.

В настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки финансово-экономического состояния. В наиболее концентрированном виде система управления финансами предприятия представлена в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия (Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. N118).

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 66) в составе собственного капитала организации учитываются: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие резервы. Для формирования информации о доходах и расходах по видам деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе экономических элементов предусмотрен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ собственного капитала ТД «Зеркало».

2.1. Краткая  характеристика деятельности ТД  «Зеркало».

Торговый дом «Зеркало» - ведущий оператор в области оптовой торговли. Компания предлагает весь комплекс услуг по доведению товаров производителей до конечных точек продаж.

Стратегическое преимущество, выгодно отличающее компанию от конкурентов, состоит в том, что она имеет в собственности с ассортиментом более 100 000 наименований продуктов питания, хозяйственно-бытовых товаров. Торговый дом гарантирует, что покупатель всегда найдет необходимый ему товар в одном месте.

ТД «Зеркало» является коммерческой организацией. Основной сферой его деятельности является розничная и оптовая торговля товарами общественного потребления.

ТД «Зеркало» является юридическим лицом и действует на основании устава в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 2006 г. № 208-Ф3, и иными законами РФ.

Полное фирменное наименование предприятия: Торговый дом «Зеркало». ТД «Зеркало» создается в целях получения прибыли и наиболее эффективного ее использования в интересах акционеров общества.

В соответствии со своими целями ТД «Зеркало» осуществляет следующие виды деятельности:

    • обеспечение населения товарами народного потребления и продукцией производственного назначения;
    • приобретение и реализация транспортных средств;
    • деятельность по содержанию станции технического обслуживания;
    • торгово-закупочная деятельность
    • розничная реализация алкогольной продукции;
    • осуществление внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке;
    • снабженческо-сбытовая деятельность;
    • маркетинговые исследования.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, ТД «Зеркало» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления лицензии на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то ТД «Зеркало» в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме предусмотренных лицензией и им сопутствующих.

Уставный капитал ТД ««Зеркало» составляет 612 200 (шестьсот двенадцать тысяч двести) рублей и разделен на 12 244 обыкновенных именных акций, приобретенных акционерами (размещенных акций), номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) рублей каждая.

Основными потребителями ТД «Зеркало» являются частные предприниматели, юридические и физические лица.

Технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Анализ технико-экономических показателей предприятия является важнейшей характеристикой его хозяйственной деятельности. Данные по анализу технико-экономических показателей  за 2010-2011 г.г. приведены в таблице 2.1.

 

Показатель

Значение

Абсолютное значение

Темп роста,%

2010

2011

Выручка от реализации, тыс. руб.

49030,00

61285,00

12255

124,99

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

40788,00

   

50050,00

9262,00

122,71

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1142,00

   

972,00

- 170,00

85,11

Чистая прибыль, тыс. руб.

66,00


- 831,00

- 897,00


-

Среднегодовая стоимость основных средств

1874,50

   

2354,00

479,50

125,58

Фондоотдача, руб/руб.

26,16

 

26,03


-0,12

99,53

Фондоёмкость, руб/руб.

0,0382

   

0,0384

0,0002

100,4682

Фондовооруженность, руб./чел.

24,99

 

29,06

4,07


116,28

Амортизация, тыс. руб.

965,00

   

1269,00

304,00

131,50

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

5781,50

   

7947,00

2165,50

137,46

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах

8,48

 

7,71

-0,77


90,93

Среднесписочная численность работников, чел.

75,00

   

81,00

6,00

108,00

Производительность труда, тыс. руб/чел.

653,73

   

756,60

102,87

115,74

Фонд оплаты труда(годовой), тыс. руб.

2659,00

 

3852,00

1193,00


144,87

Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

2,95

 

3,96


1,01

134,14

Экономическая рентабельность, %

0,86

   

-8,06

-8,92

-


Делая выводы по анализу технико-экономических показателей предприятия ТД «Зеркало», необходимо отметить отдельные факты хозяйственной деятельности, которые произошли в 2011 г. и оказали большое влияние на формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и соответственно на технико-экономические показатели, характеризующие работу предприятия. Так, в 2011 г. «Зеркало» расширило масштабы своей финансово-хозяйственной деятельности, открыв новую торговую точку. С открытием торговой точки связаны многочисленные затраты предприятия в 2011г.: аренда торговой площади, приобретение торгового оборудования и других объектов основных средств и товарно-материальных ценностей, увеличение численности работников, закупка товаров для продажи, коммерческие расходы и прочие затраты.

Анализ технико-экономических показателей (см. таблица 2.1) показал, что за период 2010-2011 гг. на предприятии ТД «Зеркало» произошли значительные изменения.

Выручка от реализации в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличилась на 12255 тыс. руб. (на 24,99%) и составила 612285 тыс. руб. Данное увеличение обусловлено расширением торговой деятельности предприятия - открытия новой торговой точки в и соответственно увеличением товарооборота ТД «Зеркло».

Себестоимость реализованной продукции за период 2010-2011г.г. также увеличилась на 9262 тыс. руб. (на 22,71%) и составила 50050 тыс. руб., при этом темп роста выручки от реализации превышает темп роста себестоимости реализованной продукции на 2,28%, что является положительным моментом в деятельности предприятия.

При этом прибыль от реализации за период. уменьшилась на 170 тыс. руб. (на 14,89%) и составила 972 тыс. руб., что связано со значительным увеличением коммерческих расходов (издержек обращения) предприятия за анализируемый период.

2.2. Анализ  динамики и структуры источников  образования имущества

Анализ собственного капитала предполагает анализ динамики и структуры источников образования имущества.

Анализ динамики и структуры источников образования имущества (собственных и заемных) средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии [11, С.278].

Информация о работе Анализ собственного капитала предприятия