Анализ современного состояния инвестирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики в России и Республике Татарстан.
Задачи курсовой работы:
- выявление сущности, структуры и основных этапов инвестиций;
- рассмотрение экономической сущности инвестиций;
- исследование источников инвестиций, перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент;

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………………
Введение……………………………………………………………..….............3
Раздел 1. Экономическая сущность инвестиций, мультипликатор и акселератор………………………………………………………………………...........
1.1 Сущность понятия инвестиций : виды и роль…………………………
1.2 Понятие мультипликатора и акселератора……………………………
Раздел 2. Анализ современного состояния инвестирования в России…....
2.1 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РФ……………….
2.2 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РТ…………….......
2.3 Проблемы инвестирования и пути их преодоления…………………...
Выводы и предложения…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.docx

— 96.43 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2008 года, объём внутреннего государственного долга увеличивается, и его доля по отношению к объёмам ВНП возрастает.

Минфин выпустил гособлигации в 2010 году, исходя из средней цены размещения в размере 98% от номинала, в том числе облигации федеральных займов - в объеме до 695,3 млрд. рублей, государственные сберегательные облигации - до 174 млрд. рублей.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг в 2010 было продолжено размещение государственных облигаций со стандартными сроками обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-летних и 5-летних ОФЗ доводилось в течение 2010 года до 50-55 млрд. руб. для каждого выпуска.

Кроме того, в 2010 году приступили к размещению новых выпусков ОФЗ со сроками обращения до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый.

Также в 2010 году продолжили выпуск государственных сберегательных облигаций с тем, чтобы исключить негативное влияние на ликвидность рынка государственных ценных бумаг из-за вложения больших объемов средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ.

Правительство Российской Федерации вправе определять объёмы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объёме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутренних государственных заимствований – это общая сумма всех выпущенных, но ещё не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путём выпуска и размещения среди населения и кредитно -финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигаций), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счёт займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путём выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия государственных заимствований связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Выделяют следующие формы внутренних государственных заимствований:

- государственные займы, осуществленные путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.

Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:

- Целевой займ 1990 года;

- Целевые вклады и чеки на автомобили;

- Государственный внутренний займ Российской Федерации 1991 года;

- Российский внутренний выигрышный займ 1992 года;

- Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

-Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы;

- Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

- Государственные гарантии;

-Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

- Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

- Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

- Индексация вкладов населения;

- Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);

- Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);

- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;

- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;

- Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

- Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;

- Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;

-Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;

- Муниципальные ценные бумаги;

- Муниципальные гарантии;

- Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;

- Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации;

- Государственные сберегательные облигации (ГСО);

- Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ –АД).

Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга её субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственных заимствований субнациональных образований не был закреплён, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственных заимствований (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).

Установлен предельный объём заёмных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи. При этом в составе предельного объёма заёмных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объём расходов на обслуживание государственных заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня.

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставил искать первопричины подобной динамики.

 В  большинстве аналитических работ  отмечается два основных фактора:

- высокая  доля государственных расходов  в структуре ВВП;

- высокая  доходность государственных ценных  бумаг.

Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются, этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Присоединение РФ к ст.8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорили процесс «срастания» двух видов государственных заимствований. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди резидентов и нерезидентов совершенно иной характер приобрела задача маневрирования рублёвыми и валютными пассивами. 

Внешние государственные заимствования.

По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объём её внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортёрах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций.

Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении сейчас они только выходят на докризисный уровень.

Увеличение бюджетных доходов Российской Федерации происходит на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры, и её ухудшение в дальнейшем может привести к снижению платёжеспособности правительства.

После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объёме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами, а также ОВВЗ 3-й серии.

Наблюдается увеличение доли расходов по обслуживанию государственного внешнего долга в объёмах ВНП.

Объем внешнего долга РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) составил:

на 01.01.2012 год – 35801,4 млн.дол.США;

на 01.01.2013 год – 50769,2 млн.дол.США;

на 01.01.2014 год – 55794,2 млн.дол.США.[13].

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьёзное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

 

2.2 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РТ.

 

Татарстан занимает не только третье место среди субъектов РФ после Москвы и Московской области, но и в отличие от других регионов продолжает стремительно наращивать долги. На 01.01.2011 государственный долг Республики Татарстан составил 57 808 703,8 тыс. руб. На 01.12.2011 он изменился на 38,4 % и составил 80 030 165,0 тыс. руб.

Программа государственных внешних и внутренних заимствований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов не составляется в связи с тем, что привлечение государственных внешних и внутренних заимствований в 2014 – 2016 годах не планируется[1].

Самая противоречивая ситуация в бюджетных финансах, как известно, сложилась с высоким уровнем государственного долга Республики Татарстан.

       

Раскроем составные компоненты долга:

1) статья " Государственные гарантии Республики  Татарстан, предоставленные Российской  Федерации в иностранной валюте " в сумме 7,4 млрд. рублей - это в  основном гарантии перед правительством  Российской Федерации на сумму 16513 млн. яп. иен в рамках мирового  соглашения №А65-28819/2005-СГ1-10, выданные  за ОАО "КАМАЗ" в 2005 году. После  пожара на заводе двигателей  было закуплено японское оборудование  за счет российского бюджета. Теперь КАМАЗ будет расплачиваться  по нему равными долями до 2035 года, т.е. по 550 млн. яп. иен (или 216 млн. рублей  по текущему курсу) ежегодно. Соответственно  такими же темпами будет списываться  гарантия. Для КАМАЗА ситуация  комфортная, и поэтому данную  сумму можно считать условно  постоянной на ближайшие годы.

Информация о работе Анализ современного состояния инвестирования в России