Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики в России и Республике Татарстан.
Задачи курсовой работы:
- выявление сущности, структуры и основных этапов инвестиций;
- рассмотрение экономической сущности инвестиций;
- исследование источников инвестиций, перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент;
Аннотация………………………………………………………………………
Введение……………………………………………………………..….............3
Раздел 1. Экономическая сущность инвестиций, мультипликатор и акселератор………………………………………………………………………...........
1.1 Сущность понятия инвестиций : виды и роль…………………………
1.2 Понятие мультипликатора и акселератора……………………………
Раздел 2. Анализ современного состояния инвестирования в России…....
2.1 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РФ……………….
2.2 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РТ…………….......
2.3 Проблемы инвестирования и пути их преодоления…………………...
Выводы и предложения…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
Начиная с 2008 года, объём внутреннего государственного долга увеличивается, и его доля по отношению к объёмам ВНП возрастает.
Минфин выпустил гособлигации в 2010 году, исходя из средней цены размещения в размере 98% от номинала, в том числе облигации федеральных займов - в объеме до 695,3 млрд. рублей, государственные сберегательные облигации - до 174 млрд. рублей.
Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг в 2010 было продолжено размещение государственных облигаций со стандартными сроками обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-летних и 5-летних ОФЗ доводилось в течение 2010 года до 50-55 млрд. руб. для каждого выпуска.
Кроме того, в 2010 году приступили к размещению новых выпусков ОФЗ со сроками обращения до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый.
Также в 2010 году продолжили выпуск государственных сберегательных облигаций с тем, чтобы исключить негативное влияние на ликвидность рынка государственных ценных бумаг из-за вложения больших объемов средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ.
Правительство Российской Федерации вправе определять объёмы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объёме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутренних государственных заимствований – это общая сумма всех выпущенных, но ещё не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путём выпуска и размещения среди населения и кредитно -финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигаций), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счёт займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путём выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственных заимствований связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Выделяют следующие формы внутренних государственных заимствований:
- государственные займы, осуществленные путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.
Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
- Целевой займ 1990 года;
- Целевые вклады и чеки на автомобили;
- Государственный внутренний займ Российской Федерации 1991 года;
- Российский внутренний выигрышный займ 1992 года;
- Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
-Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы;
- Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
- Государственные гарантии;
-Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
- Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
- Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
- Индексация вкладов населения;
- Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);
- Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;
- Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
- Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;
- Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;
-Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;
- Муниципальные ценные бумаги;
- Муниципальные гарантии;
- Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;
- Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации;
- Государственные сберегательные облигации (ГСО);
- Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ –АД).
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга её субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственных заимствований субнациональных образований не был закреплён, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственных заимствований (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Установлен предельный объём заёмных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи. При этом в составе предельного объёма заёмных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объём расходов на обслуживание государственных заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня.
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставил искать первопричины подобной динамики.
В
большинстве аналитических
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- высокая
доходность государственных
Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются, этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Присоединение РФ к ст.8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорили процесс «срастания» двух видов государственных заимствований. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди резидентов и нерезидентов совершенно иной характер приобрела задача маневрирования рублёвыми и валютными пассивами.
Внешние государственные заимствования.
По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объём её внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортёрах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций.
Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении сейчас они только выходят на докризисный уровень.
Увеличение бюджетных доходов Российской Федерации происходит на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры, и её ухудшение в дальнейшем может привести к снижению платёжеспособности правительства.
После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объёме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами, а также ОВВЗ 3-й серии.
Наблюдается увеличение доли расходов по обслуживанию государственного внешнего долга в объёмах ВНП.
Объем внешнего долга РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) составил:
на 01.01.2012 год – 35801,4 млн.дол.США;
на 01.01.2013 год – 50769,2 млн.дол.США;
на 01.01.2014 год – 55794,2 млн.дол.США.[13].
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьёзное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.
2.2 Анализ внешних и внутренних взаимствований в РТ.
Татарстан занимает не только третье место среди субъектов РФ после Москвы и Московской области, но и в отличие от других регионов продолжает стремительно наращивать долги. На 01.01.2011 государственный долг Республики Татарстан составил 57 808 703,8 тыс. руб. На 01.12.2011 он изменился на 38,4 % и составил 80 030 165,0 тыс. руб.
Программа государственных внешних и внутренних заимствований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов не составляется в связи с тем, что привлечение государственных внешних и внутренних заимствований в 2014 – 2016 годах не планируется[1].
Самая противоречивая ситуация в бюджетных финансах, как известно, сложилась с высоким уровнем государственного долга Республики Татарстан.
Раскроем составные компоненты долга:
1) статья
" Государственные гарантии
Информация о работе Анализ современного состояния инвестирования в России