Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что структура экономики большинства регионов Российской Федерации вступает в противоречие с целями и задачами не только рыночной экономики, но и управления на уровне региона. Состояние экономики определяет роль и место структурной перестройки как в экономической политике, так и в управлении социально-экономическим развитием региона в целом. Поэтому возникает необходимость дополнительного исследования теоретических и методологических аспектов управления структурными изменениями в экономике региона, в том числе определения роли и места отдельных уровней управления в структурной политике.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы формирования и реализации структурной политики в субъекте РФ 4
1.1 Сущность структурной политики 4
1.2 Этапы формирования и методы реализации структурной политики 8
1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ 13
2 Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах 15
2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края 15
2.2 Анализ отраслевой структуры экономики Хабаровского края 20
2.3 Основные направления совершенствования структуры экономики Хабаровского края 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

курсовая структурная политика.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)


КР 591311

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что структура экономики большинства регионов Российской Федерации вступает в противоречие с целями и задачами не только рыночной экономики, но и управления на уровне региона. Состояние экономики определяет роль и место структурной перестройки как в экономической политике, так и в управлении социально-экономическим развитием региона в целом. Поэтому возникает необходимость дополнительного исследования теоретических и методологических аспектов управления структурными изменениями в экономике региона, в том числе определения роли и места отдельных уровней управления в структурной политике.

Объектом в данной курсовой работе является структура экономики региона. Предметом курсовой работы является механизм реализации структурной политики и повышение ее эффективности.

Цель данной работы – рассмотреть особенности проведения структурной политики в субъектах РФ и рассмотреть особенности структуры экономики Хабаровского края. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность структурной политики в субъекте РФ;
  2. дать краткую характеристику методам структурной политики и рассмотреть этапы ее реализации;
  3. выявить роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ;
  4. проанализировать социально-экономическое положение Хабаровского края;
  5. рассмотреть отраслевую структуру экономики Хабаровского края;
  6. сформировать предложения по совершенствованию структуры экономики в Хабаровском крае.

 

1 Теоретические основы формирования и реализации структурной политики в субъекте рф

1.1 Сущность структурной политики в субъекте РФ

Особенность Российского  государства как федеративного  субъекта, в условиях принятой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предполагает необходимость усиления территориального подхода к управлению экономикой, важнейшей составляющей которой является структурная политика. Результатом её реализации должен стать выпуск конкурентной продукции за счёт обновления средств производства и технологий, повышения её качества на основе инновационного подхода.

Несмотря на частое употребление термина «структурная политика», до сих пор не сложилось его устоявшегося определения. В наиболее общем виде структурная политика рассматривается как воздействие органов власти на все типы структуры экономики. И в этом случае в рамках структурной политики будут выделяться промышленная, инновационная, инвестиционная и другие виды политик, а цели и задачи этих видов политик будут исходить из целей и задач структурной перестройки экономики.

Другой подход к структурной  политике предполагает выделение отдельных аспектов экономики, например отраслей. Этот подход к пониманию структурной политики был реализован в отраслевых программах, таких как программы реструктуризации машиностроения, пищевой, угольной, металлургической отраслей и других. В этом случае структурная политика является составной частью промышленной политики.

Третий подход основан  на отождествлении структурной политики с инновационной или инвестиционной политикой. В этом случае цели и задачи структурной политики нивелируются и сводятся к расчету показателей в рамках названных видов политик. Разное понимание структурной политики является проблемой, так как это влечет за собой выбор разных методов ее формирования и реализации, используемых ресурсов, а также определения конечных результатов структурной политики.

 «Использование термина «структурная политика» в его широком понимании позволяет говорить о ведущей роли этой политики при решении таких проблем, как, например, деиндустриализация экономики или спад промышленного производства» /10, с.180 /. Как показывает зарубежный опыт, выделение структурной политики в качестве приоритетного направления экономического развития государства в условиях кризиса позволяет решить совокупность проблем, в том числе и социального характера.

 Структурная политика региона – совокупность законодательных, экономических и организационно-управленческих мер, направленных на выполнение целей и задач органов федеральной, региональной власти при непосредственном участии органов местного самоуправления по экономическому и социальному развитию субъекта федерации, обеспечивающих формирование инновационной конкурентоспособной экономики (хозяйственной системы).

Объектом структурной  перестройки экономики выступает  экономика региона как  целостная социально-экономическая система, признанная обеспечить в конечном счете качество жизни населения, соответствующее принятым в обществе стандартам и  сформировать условия устойчивого развития региона.

Структурная перестройка  экономики страны и ее регионов является сегодня ключевым фактором экономического роста. Изменение состава экономики региона означает изменения в номенклатуре отраслей ее специализации, во вспомогательных и обслуживающих отраслях. Каждый регион в экономическом пространстве страны имеет собственную производственную специализацию, представляющую собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только внутренние потребности, но также и потребности других регионов страны и в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.

По отраслевой специализации  можно выделить следующие группы регионов: регионы, специализирующиеся на сельскохозяйственных видах экономической деятельности (аграрные); регионы, специализирующиеся на промышленных видах экономической деятельности; регионы, специализирующиеся на обслуживающих отраслях.

«Главной целью структурной политики является экономический рост и стимулирование научно-технического прогресса. Однако данная цель является лишь общим ориентиром, поскольку на разных этапах развития национальной и региональной экономики структурная политика может преследовать более конкретные цели, такие как стабилизация положения отраслей и обретение устойчивости; рост отрасли; модернизация; повышение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли; перестройка и реструктуризация предприятий отрасли; повышение эффективности предприятий отрасли; замедление темпов роста отрасли (при перегреве, перепроизводстве); сворачивание производственной активности (при завершающей стадии жизненного цикла отрасли, проигрыш в конкурентной борьбе)» /6, с.4/.

Государственная структурная  политика проводится на федеральном  и субфедеральном уровнях. Важно отметить, что проблемы региональной структуры экономики не являются зеркальным отражением проблем общей системы, что не позволяет сформировать унифицированную структурную политику региона, выделить единые приоритеты экономического развития для всех без исключения субъектов Федерации.

Среди основных проблем, отражающих противоречия федеральной  и региональной структурной политики следует выделить: незаконченность процесса разграничения полномочий и экономической основы их реализации между федеральным правительством и администрацией субъектов Федерации и др.

Согласно существующему  законодательству Российской Федерации, а именно ФЗ РФ от 24.06.1999 г. № 119 – ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ», значительная часть приведенных выше противоречий должна разрешаться путем заключения либо договоров о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашений о передаче осуществления части полномочий (отношения «федерация – субъект федерации»), либо межрегиональных социально-экономических программ (отношения «субъект федерации – субъект федерации»). Однако практика применения подобных документов отвечает следующим недостаткам:

    1. Бессистемный характер. С одной стороны, практика заключения данных нормативных актов до сих пор не получила широкого применения во всех субъектах Федерации, с другой стороны, как межрегиональные программы, так и договоры между федеральным и субфедеральным уровнем власти принимаются лишь по отдельным сферам совместной компетенции (ведомственный характер) и не охватывает весь комплекс структурных проблем экономического развития регионов.
    2. Декларативный характер документов. Анализ конкретных нормативных актов показывает, что большинство существующих документов не отвечают детальной проработке и не содержат методик реализации своих полномочий сторонами соглашений, а также механизмов взаимодействия.

Проблемы согласования приоритетов структурной политики на федеральном и субфедеральном уровнях наиболее остро проявляются в региональном аспекте. Ресурсный потенциал региона все также в значительной степени определяет уровень экономического развития и качество жизни населения, что является результатом доминирования федеральных интересов при формировании структуры экономики региона.

Анализ законодательных  и нормативных актов различных  субъектов Федерации показывает, что на субфедеральном уровне рассматриваются лишь отдельные элементы формирования структурной политики. Как результат, большинство программ развития субъектов Федерации либо в точности воспроизводят отдельные мероприятия федеральных среднесрочных программ развития, либо вообще игнорируют приоритетные направления федеральной структурной политики.

 

 

1.2 Этапы формирования и методы реализации структурной политики

 

Реализацией структурной  политики Российской Федерации занимаются исполнительные органы государственной  власти Российской Федерации. А именно:

  1. Правительство Российской Федерации;
  2. Министерства финансов, экономического развития и торговли, промышленности и энергетики, а также министерство по налогам и сборам Российской Федерации;
  3. исполнительные органы субъектов Федерации.

Проблемы взаимоувязки различных направлений и методов  социально-экономического развития региона, а также проблемы взаимодействия органов власти различных уровней и ведомств вызывают необходимость согласования целей, методов и интересов различных субъектов управления в нормативно-правовой базе структурной политики. Для конкретизации целей, методов и полномочий различных уровней власти в рамках структурной политики предлагается выделить следующую последовательность этапов ее формирования.

Первым этапом формирования структурной политики должен быть анализ структуры экономики региона. К основным направлениям анализа относится: анализ элементов структуры и связей между ними; анализ динамики структуры региона; сравнительный межрегиональный анализ. Подробнее данные методы рассмотрены в приложении А.

Вторым этапом структурной  политики должно быть выявление структурных проблем в экономике региона. Здесь важно разграничить проблемы, являющиеся специфичными для данной территории, от проблем федерального значения.

На третьем этапе  реализации структурной политики должны быть сформулированы цели и приоритеты развития структуры экономики региона с учетом генеральной цели развития региона. Суть структурной политики заключается в том, чтобы с позиций генеральной цели развития региона обосновать цели и приоритеты развития в разрезе отраслей, административно-территориальных единиц, отдельных наиболее значимых объектов и с учетом этих приоритетов распределять находящиеся ресурсы.

Выделение приоритетов  структурной политики предполагает определение системы специфических инструментов в зависимости от роли отраслей в экономике региона и степени их развития.

Четвертый этап реализации структурной политики связан с формированием системы мероприятий в рамках выбранных приоритетов и сценариев развития экономики региона. Здесь необходимо учитывать уже сформулированные мероприятия в рамках социальной, градостроительной и экологической политики с целью предотвращения их дублирования и рационального использования имеющихся ресурсов. На этом этапе оцениваются источники финансирования мероприятий структурной политики, в том числе за счет собственных средств хозяйствующих субъектов, федерального, регионального и местного бюджетов.

Пятый этап – организационный. На данном этапе происходит подбор и расстановка кадров, квалификация которых соответствует задачам  структурной политики региона, формируется нормативная база (регламент взаимодействия отдельных структур управления, принципы заключения договоров и соглашений между предприятиями и органами власти, органами власти различных уровней).

Шестой этап связан с  формированием системы мониторинга. Для этого разрабатывается комплекс индикаторов реализации целей структурной политики. В качестве индикаторов могут выступать аналитические показатели, вышеизложенные критерии выбора приоритетов структурной политики, экспертные оценки. Наиболее значимой при этом является оценка отдельных мероприятий структурной политики бизнесом и населением.

Механизм реализации структурной политики региона возможен на основе взаимодействия власти, бизнеса, институциональной среды и науки, как локомотива разработки и внедрения инновационных технологий через инвестиции в

действующие и развивающиеся  отрасли региональной экономики.

Власть, выражая интересы развития экономического потенциала региона, повышения уровня благосостояния населения совместно с наукой определяет стратегические ориентиры инновационной политики и через законодательные, финансовые институты с учётом интересов бизнеса организует разработку и внедрение инновационных технологий на основе инвестиций.

Бизнес развивает интегрированную  экономику, обеспечивает конкурентоспособную продукцию и услуги для удовлетворения потребностей различных потребителей, одновременно формируя устойчивую бюджетную составляющую. Для стимулирования инновационной активности бизнеса органы управления через соответствующие институты формируют эффективную финансово-кредитную и налоговую политику.

Таким образом, следует:

Информация о работе Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах