Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что структура экономики большинства регионов Российской Федерации вступает в противоречие с целями и задачами не только рыночной экономики, но и управления на уровне региона. Состояние экономики определяет роль и место структурной перестройки как в экономической политике, так и в управлении социально-экономическим развитием региона в целом. Поэтому возникает необходимость дополнительного исследования теоретических и методологических аспектов управления структурными изменениями в экономике региона, в том числе определения роли и места отдельных уровней управления в структурной политике.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы формирования и реализации структурной политики в субъекте РФ 4
1.1 Сущность структурной политики 4
1.2 Этапы формирования и методы реализации структурной политики 8
1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ 13
2 Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах 15
2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края 15
2.2 Анализ отраслевой структуры экономики Хабаровского края 20
2.3 Основные направления совершенствования структуры экономики Хабаровского края 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

курсовая структурная политика.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)
  • реализация структурной политики в регионе должна осуществляться в условиях внедрения инновационных программ с масштабными инвестиционными вливаниями в научный и производственный секторы экономики;
  • структурная политика региона должна решать задачи совершенствования отраслевой структуры региональной экономики с учетом исторических тенденций развития региона, его роли в территориальном разделении труда, геополитического положения региона;
  • достижение поставленных задач возможно в условиях создания эффективных институтов, взаимодействия всех уровней власти и бизнеса.

В основном, регулирующее воздействие государства на экономику  регионов осуществляется прямым и косвенным методами.

При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием регионов с применением рыночных инструментов. К ним относятся целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочие); отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещении заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и других.

В целом, направления  прямого регулирования выражаются в следующих функциях:

  • выделении финансовых средств из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и установлении льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;
  • размещении государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных и оборонных нужд;
  • участии государства в финансировании инновационных и инвестиционных программ.

Косвенное регулирование  экономики регионов заключается  в применении государством экономических методов – налоговых, финансовых, кредитно-денежных инструментов, которые определяют поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах.

Эффективным инструментом регулирования отношений между  государством и регионом осуществляется методом налогового регулирования посредством изменения налоговых ставок и льгот, где учитываются потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность регионов, предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности.

В качестве финансовых инструментов применяется кредитное регулирование путём маневрирования учетными ставками Центрального банка Российской Федерации и предоставления льготных кредитов, которые непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы.

Наиболее действенными инструментами управления экономическим  развитием региона в целом и реализацией структурной политики являются стратегическое планирование и региональный менеджмент. Практика доказала высокую эффективность методов стратегического планирования и стратегического управления, в первую очередь, в промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и ряда других ведущих отраслях и комплексах.

Стратегическое планирование как наиболее эффективный инструмент может успешно использоваться не только при разработке комплексных  программ социально-экономического развития региона, но и при осуществлении мер структурной перестройки отраслей хозяйственной системы, в управлении инфраструктурными проектами в территориях субъекта. Процедуры стратегического планирования в регионе отражают приёмы применяемые региональными органами управления, где приоритет отдаётся цели всех преобразований – созданию условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни человека. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах, в управлении инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ

 

Структурная политика государства является частью общей системы государственного регулирования экономики. Принятие структурной политики означает смену парадигмы всей системы государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике качественно меняется в том смысле, что правительство берет на себя ответственность за определение приоритетных сфер экономической активности в экономике. Вся экономическая политика государства начинает иметь избирательный характер - по отношению к видам деятельности. Критерии же выделения видов деятельности и степень «избирательности» инструментов являются одними из главных проблем при конструировании структурной политики государства.

Важность проведения структурной перестройки посредством  структурной политики подчеркивают стратегии развития федерального и регионального уровней.

Регионы, создававшиеся  и развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и прочие).

Унаследованная от СССР система расселения и территориальная  хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.

Так, стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 года определяет, что «государственная политика экономического роста должна быть дополнена структурной политикой государства» /1, с.27/. При этом основной целью структурной политики государства является обеспечение прогрессивных сдвигов (на ряду с другими целями). Как основные средства реализации политики прогрессивных структурных сдвигов стратегия выделяет развитие рыночных механизмов перераспределения хозяйственных ресурсов в пользу высоко конкурентных отраслей и секторов; снятие административных, социальных и иных барьеров для этого перераспределения; концентрацию ресурсов на расшивке «узких мест» развития. Основной задачей здесь является обеспечение инфраструктурных возможностей межпроизводственного, межсекторального и межрегионального перераспределения ресурсов и информационного обмена. Стратегия территориального развития и региональной политики одной из внутренних проблем ставит адаптацию хозяйственных структур регионов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития.

 

2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2006-2010 ГОДАХ

 

2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края

 

Хабаровский край – административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальнего Востока, входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Минерально-сырьевой потенциал  является одним из основных конкурентных преимуществ края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине – 50%, золоту – 8%, олову – 20%, меди – 50%, углю – 7,5%.

Хабаровский край выделяется как крупнейший в стране лесосырьевой район. Запас древесины составляет 6,6% запасов древесины Российской Федерации и 25,3% древесных запасов Дальневосточного федерального округа.

Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом  отношении территорий российского  Дальнего Востока. Объем валового регионального продукта края составляет около 17% объема ВРП всего ДФО.

По исследованиям Национального  института системных исследований проблем предпринимательства Хабаровский край находится в числе 10 лучших регионов Российской Федерации по приросту количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей по состоянию на 01 октября 2007 г.

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды края составляет 13% от объема Дальневосточного федерального округа.

Край производит основную долю машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, объема стали и весь стальной прокат в ДФО.

Транспортная система  края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и общероссийском и международном плане. По территории края проходят две железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино – Холмск. Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт города Хабаровска принимает воздушные суда всех типов. С вводом в эксплуатацию второй очереди моста через р. Амур у города Хабаровска и автомобильной дороги Чита – Хабаровск значительно усилятся позиции края в автомобильных перевозках, транзите автомобильных грузов.

Внешнеэкономическая деятельность оказывает значительное влияние  на экономику края. В структуре краевого экспорта наибольший удельный вес занимают машины и оборудование, нефтепродукты, необработанные лесоматериалы, черные и цветные металлы, рыба и морепродукты, пиломатериалы. Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.

Основные социально-экономические  показатели развития Хабаровского края в 2006-2010 годах представлены в таблице 1.

Инвестиции в основной капитал за этот период на одного занятого в экономике края выросли на 38,61% в сопоставимой оценке.

Население размещено  по территории края неравномерно. Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Численность населения за период 2006-2010 годов сократилась на 4,05%. Положительными моментами являются увеличение числа родившихся за пять лет на 11,88%, уменьшение числа умерших на 6,43%, сократилась естественная убыль населения на 59,19%.

Таким образом, демографическая ситуация в крае отражает среднероссийский тенденции последних лет и характеризуется сокращением общей численности и старением населения.

Миграция населения  оказывает отрицательное влияние на формирование населенческого потенциала края. Число прибывших сократилось на 0,64%, число выбывших увеличилось на 4,65%. Только в 2007-2009 годах наблюдался миграционный прирост. За период 2006-2010 годах миграционный отток населения увеличился на 88%.

На сегодняшний день существующий в крае демографический  потенциал недостаточен для динамичного  социально-экономического развития и  обеспечения национальной безопасности.

В 2006-2010 годах негативные изменения произошли и  на рынке труда. Численность занятых уменьшилась на 3,01%, численность безработных увеличилась на 51,18%, уровень безработицы увеличился на 3,1%.

В среднесрочной перспективе  состояние трудовых ресурсов на территории Хабаровского края будет определяться главным образом неблагоприятным развитием демографической ситуации и в дальнейшем может стать лимитирующим фактором социально-экономического развития.

В 2006-2010 годах  ВРП на душу населения увеличилось  на 88,45%.

Среднедушевые денежные доходы населения в текущих ценах за пять лет увеличились на 86,75%. Реальные же доходы увеличились на 21,6%. Величина прожиточного минимума в 2006 году составляла 4818 руб., в 2010 году – 8581 руб., то есть произошло увеличение на 3763 руб. (на 78,1%).

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась на 16,98%, что является положительным фактором. Рассчитанный коэффициент фондов, показывает что суммарный доход десятой части наиболее обеспеченного населения больше суммарного дохода десятой части наименее обеспеченного населения в 13,3 раза в 2006 году и в 13 раз в 2010 году. Наименьшим данный показатель был в 2008 году – 12,7. Рассчитанный коэффициент Джини говорит о не очень высокой степени неравенства населения; за пять лет он немного сократился.

Информация о работе Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах