Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что структура экономики большинства регионов Российской Федерации вступает в противоречие с целями и задачами не только рыночной экономики, но и управления на уровне региона. Состояние экономики определяет роль и место структурной перестройки как в экономической политике, так и в управлении социально-экономическим развитием региона в целом. Поэтому возникает необходимость дополнительного исследования теоретических и методологических аспектов управления структурными изменениями в экономике региона, в том числе определения роли и места отдельных уровней управления в структурной политике.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования и реализации структурной политики в субъекте РФ 4
1.1 Сущность структурной политики 4
1.2 Этапы формирования и методы реализации структурной политики 8
1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ 13
2 Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах 15
2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края 15
2.2 Анализ отраслевой структуры экономики Хабаровского края 20
2.3 Основные направления совершенствования структуры экономики Хабаровского края 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
В основном, регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным методами.
При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием регионов с применением рыночных инструментов. К ним относятся целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и прочие); отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещении заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и других.
В целом, направления
прямого регулирования
Косвенное регулирование экономики регионов заключается в применении государством экономических методов – налоговых, финансовых, кредитно-денежных инструментов, которые определяют поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах.
Эффективным инструментом регулирования отношений между государством и регионом осуществляется методом налогового регулирования посредством изменения налоговых ставок и льгот, где учитываются потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность регионов, предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности.
В качестве финансовых инструментов
применяется кредитное регулиро
Наиболее действенными инструментами управления экономическим развитием региона в целом и реализацией структурной политики являются стратегическое планирование и региональный менеджмент. Практика доказала высокую эффективность методов стратегического планирования и стратегического управления, в первую очередь, в промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и ряда других ведущих отраслях и комплексах.
Стратегическое планирование как наиболее эффективный инструмент может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития региона, но и при осуществлении мер структурной перестройки отраслей хозяйственной системы, в управлении инфраструктурными проектами в территориях субъекта. Процедуры стратегического планирования в регионе отражают приёмы применяемые региональными органами управления, где приоритет отдаётся цели всех преобразований – созданию условий, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни человека. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах, в управлении инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах
1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ
Структурная политика государства является частью общей системы государственного регулирования экономики. Принятие структурной политики означает смену парадигмы всей системы государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике качественно меняется в том смысле, что правительство берет на себя ответственность за определение приоритетных сфер экономической активности в экономике. Вся экономическая политика государства начинает иметь избирательный характер - по отношению к видам деятельности. Критерии же выделения видов деятельности и степень «избирательности» инструментов являются одними из главных проблем при конструировании структурной политики государства.
Важность проведения
структурной перестройки
Регионы, создававшиеся
и развивавшиеся в нерыночной
логике, при помещении их в рыночную среду перестали соответствовать
масштабу экономических и социальных
процессов открытого рынка. Часть субъектов
Российской Федерации и городов - административных
центров явно оказались не в состоянии
обеспечивать конкурентоспособность
собственного хозяйства не только в глобальном,
но даже и страновом масштабе. В первую
очередь, не нашли себя в новой экономике
те поселения, которые исторически возникли
в связи с решением старых геополитических
задач (центры военно-промышленного комплекса,
военные городки, закрытые административно-
Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.
Так, стратегия социально-
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2006-2010 ГОДАХ
2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края
Хабаровский край – административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальнего Востока, входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине – 50%, золоту – 8%, олову – 20%, меди – 50%, углю – 7,5%.
Хабаровский край выделяется как крупнейший в стране лесосырьевой район. Запас древесины составляет 6,6% запасов древесины Российской Федерации и 25,3% древесных запасов Дальневосточного федерального округа.
Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. Объем валового регионального продукта края составляет около 17% объема ВРП всего ДФО.
По исследованиям
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды края составляет 13% от объема Дальневосточного федерального округа.
Край производит основную долю машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, объема стали и весь стальной прокат в ДФО.
Транспортная система края представляет один из ключевых транспортных узлов Дальневосточного региона. Транзитные функции края, располагающегося в центре Дальнего Востока, имеют большое значение не только в региональном, но и общероссийском и международном плане. По территории края проходят две железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, обеспечивающие выходы к основным тихоокеанским портам страны. Между материковой сетью железных дорог и о. Сахалин действует паромная переправа Ванино – Холмск. Крупнейший на Дальнем Востоке международный аэропорт города Хабаровска принимает воздушные суда всех типов. С вводом в эксплуатацию второй очереди моста через р. Амур у города Хабаровска и автомобильной дороги Чита – Хабаровск значительно усилятся позиции края в автомобильных перевозках, транзите автомобильных грузов.
Внешнеэкономическая деятельность оказывает значительное влияние на экономику края. В структуре краевого экспорта наибольший удельный вес занимают машины и оборудование, нефтепродукты, необработанные лесоматериалы, черные и цветные металлы, рыба и морепродукты, пиломатериалы. Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.
Основные социально-
Инвестиции в основной капитал за этот период на одного занятого в экономике края выросли на 38,61% в сопоставимой оценке.
Население размещено по территории края неравномерно. Специфические особенности расселения обусловлены значительной протяженностью территории, отдаленностью населенных пунктов от краевого и районных центров, их труднодоступностью. Численность населения за период 2006-2010 годов сократилась на 4,05%. Положительными моментами являются увеличение числа родившихся за пять лет на 11,88%, уменьшение числа умерших на 6,43%, сократилась естественная убыль населения на 59,19%.
Таким образом, демографическая ситуация в крае отражает среднероссийский тенденции последних лет и характеризуется сокращением общей численности и старением населения.
Миграция населения оказывает отрицательное влияние на формирование населенческого потенциала края. Число прибывших сократилось на 0,64%, число выбывших увеличилось на 4,65%. Только в 2007-2009 годах наблюдался миграционный прирост. За период 2006-2010 годах миграционный отток населения увеличился на 88%.
На сегодняшний день существующий в крае демографический потенциал недостаточен для динамичного социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
В 2006-2010 годах негативные изменения произошли и на рынке труда. Численность занятых уменьшилась на 3,01%, численность безработных увеличилась на 51,18%, уровень безработицы увеличился на 3,1%.
В среднесрочной перспективе состояние трудовых ресурсов на территории Хабаровского края будет определяться главным образом неблагоприятным развитием демографической ситуации и в дальнейшем может стать лимитирующим фактором социально-экономического развития.
В 2006-2010 годах ВРП на душу населения увеличилось на 88,45%.
Среднедушевые денежные доходы населения в текущих ценах за пять лет увеличились на 86,75%. Реальные же доходы увеличились на 21,6%. Величина прожиточного минимума в 2006 году составляла 4818 руб., в 2010 году – 8581 руб., то есть произошло увеличение на 3763 руб. (на 78,1%).
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась на 16,98%, что является положительным фактором. Рассчитанный коэффициент фондов, показывает что суммарный доход десятой части наиболее обеспеченного населения больше суммарного дохода десятой части наименее обеспеченного населения в 13,3 раза в 2006 году и в 13 раз в 2010 году. Наименьшим данный показатель был в 2008 году – 12,7. Рассчитанный коэффициент Джини говорит о не очень высокой степени неравенства населения; за пять лет он немного сократился.
Информация о работе Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах