Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 05:24, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что структура экономики большинства регионов Российской Федерации вступает в противоречие с целями и задачами не только рыночной экономики, но и управления на уровне региона. Состояние экономики определяет роль и место структурной перестройки как в экономической политике, так и в управлении социально-экономическим развитием региона в целом. Поэтому возникает необходимость дополнительного исследования теоретических и методологических аспектов управления структурными изменениями в экономике региона, в том числе определения роли и места отдельных уровней управления в структурной политике.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования и реализации структурной политики в субъекте РФ 4
1.1 Сущность структурной политики 4
1.2 Этапы формирования и методы реализации структурной политики 8
1.3 Роль государственной структурной политики в развитии субъектов РФ 13
2 Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах 15
2.1 Анализ социально-экономического положения Хабаровского края 15
2.2 Анализ отраслевой структуры экономики Хабаровского края 20
2.3 Основные направления совершенствования структуры экономики Хабаровского края 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них по видам экономической деятельности: |
|||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3,4 |
3,1 |
2,0 |
1,4 |
1,0 |
рыболовство и рыбоводство |
1,1 |
0,4 |
0,1 |
0,6 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
4,2 |
3,8 |
3,5 |
4,2 |
4,1 |
обрабатывающие производства |
10,6 |
13,4 |
20,9 |
12,9 |
11,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
11,3 |
5,8 |
7,6 |
5,4 |
5,4 |
строительство |
6,8 |
5,1 |
6,4 |
5,9 |
2,9 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых приборов и предметов личного пользования |
2,7 |
2,8 |
1,2 |
1,5 |
1,2 |
гостиницы и рестораны |
0,5 |
0,9 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
транспорт и связь |
39,8 |
38,1 |
23,9 |
40,4 |
61,7 |
финансовая деятельность |
1,0 |
1,0 |
1,6 |
4,3 |
1,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
12,6 |
14,7 |
16,3 |
13,1 |
6,5 |
государственное управление
и обеспечение военной безопасн |
2,3 |
3,4 |
4,2 |
3,1 |
1,8 |
образование |
1,1 |
1,3 |
1,7 |
1,2 |
0,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,4 |
4,6 |
7,4 |
3,8 |
1,4 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,2 |
1,6 |
2,8 |
2,1 |
1,0 |
В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов в 2010 году составляет около 58%. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энергетический комплекс (25,6 % выпуска), машиностроительный комплекс (около 16,05 %), добыча полезных ископаемых (17 %), производство пищевых продуктов (около 10 %), металлургическое производство (9,6 %), нефтепереработка (9,2 %).
Коэффициент душевого производства
исчисляется как отношение удел
Таблица 7 – Коэффициент душевого производства в Хабаровском крае в 2006-2010 годах
Коэффициент душевого производства |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1,41 |
1,16 |
0,94 |
1,18 |
1,48 |
Рыболовство, рыбоводство |
4,63 |
4,91 |
4,67 |
5,25 |
5,38 |
Добыча полезных ископаемых |
0,37 |
0,37 |
0,36 |
0,44 |
0,39 |
Обрабатывающие производства |
0,60 |
0,66 |
0,55 |
0,50 |
0,50 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,34 |
1,17 |
1,17 |
0,95 |
0,99 |
Строительство |
1,23 |
1,02 |
1,02 |
1,26 |
2,27 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
0,63 |
0,60 |
0,55 |
0,65 |
0,71 |
Гостиницы и рестораны |
0,86 |
0,73 |
0,67 |
0,70 |
0,78 |
Транспорт и связь |
1,48 |
1,54 |
1,53 |
1,44 |
1,55 |
Финансовая деятельность |
0,04 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,08 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
0,84 |
0,70 |
0,64 |
0,65 |
0,80 |
Государственное управление
и обеспечение военной безопасн |
1,34 |
1,36 |
1,36 |
1,36 |
1,33 |
Образование |
1,49 |
1,45 |
1,40 |
1,26 |
1,42 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,20 |
1,16 |
1,17 |
1,10 |
1,12 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
0,73 |
0,65 |
0,61 |
0,60 |
0,69 |
Рассмотрев структуру
2.3 Основные направления совершенствования структуры экономики Хабаровского края
С учетом складывающихся в экономическом комплексе края тенденций и необходимости решения существующих проблем приоритетами экономической политики являются:
Задачами структурной и технологической модернизации производственного сектора являются:
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо решение следующих задач:
В промышленности основное внимание Правительства края будет уделяться совершенствованию и модернизации производственного аппарата, повышению его конкурентоспособности. Локомотивом развития промышленного производства будет выступать обрабатывающий сектор.
Одним из приоритетных направлений промышленной политики является развитие машиностроительного комплекса как основы промышленного и инновационного потенциала края, где создается высокотехнологичная конкурентоспособная продукция. Формирование высокотехнологичного машиностроительного комплекса края опирается также на развитие судостроения военного и гражданского назначения. Будут приниматься меры по развитию других направлений машиностроения, в том числе энергетического, подъемно-транспортного, автомобильного производства и других.
Проводимая модернизация нефтеперерабатывающего комплекса края, подключение Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов к магистральному нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" позволит к 2015 году увеличить глубину переработки нефти свыше 90 процентов, снизить транспортные затраты.
Развитие деревопереработки остается одной из приоритетных задач Правительства края.
В золотодобывающей отрасли основные меры будут направлены на развитие ресурсной базы. Реализация инвестиционных проектов по строительству горно-обогатительных комплексов на золоторудных месторождениях.
Развитие угольной промышленности края предусматривает модернизацию производства акционерного общества "Ургалуголь".
Основными направлениями в развитии энергетической инфраструктуры является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, обеспечивающего потребности растущей экономики края. Это будет достигаться за счет реализации инвестиционных программ, предусматривающих развитие генерирующих мощностей, теплового хозяйства, электрических сетей и подстанций, проведения целенаправленной государственной политики в области энергосбережения, повышения эффективности выработки энергоресурсов и оптимизации использования топлива.
Повышению энергетической эффективности в более 170 краевых государственных учреждениях, краевых государственных унитарных предприятиях, оптимизации энергопотребления и внедрению энергосберегающих мероприятий будет способствовать реализация краевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011 - 2015 годы". Это позволит снизить потребление электрической энергии, тепловой энергии и воды в течение пяти лет и уменьшить расходы краевого бюджета.
В целях стимулирования организаций по внедрению мероприятий по энергосбережению Правительством края будет продолжено предоставление организациям тарифов экономического развития, а также применение новых методов тарифообразования с использованием долгосрочных параметров регулирования.
Открытое акционерное общество "Газпром" в 2011 году планирует осуществить строительство первой очереди магистрального газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток. С вводом его в эксплуатацию для Хабаровского края открываются новые возможности для проведения работ по газификации.
Основными направлениями деятельности Правительства края по развитию транспортного комплекса являются создание эффективного транспортного каркаса за счет взаимоувязанного развития всех видов транспорта, обеспечивающих деятельность важнейших зон экономического роста края, а также улучшение качества и повышение доступности транспортных услуг для населения и развития бизнеса.
Одним из перспективных экономических точек роста края является комплексное освоение острова Большой Уссурийский. Создание на острове туристско-рекреационного комплекса международного значения позволит увеличить поток российских и иностранных туристов в край, пополнить доходную часть бюджетов всех уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении курсовой работы можно сделать ряд выводов.
Государственная структурная политика, будучи частью общей социально-экономической политики, играет особую роль в системе государственного регулирования экономики. Структурная перестройка экономики страны и ее регионов является сегодня ключевым фактором экономического роста. Важность ее проведения посредством структурной политики подчеркивают стратегии развития федерального и регионального уровней.
Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий; содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации; содействие малому и среднему бизнесу.
Рассмотрев структуру экономики по видам экономической деятельности, структуру занятости, структуру инвестиций в основной капитал, рассчитав коэффициенты локализации и душевого производства в Хабаровском каре можно сделать вывод о том, что данный регион специализируется на обслуживающих отраслях.
Приоритетными направлениями развития Хабаровского края должны стать обрабатывающая промышленность, машиностроение, транспортный комплекс и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Анализ структуры экономики Хабаровского края в 2006-2010 годах