Анализ товарооборота предприятия ОАО «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ОАО «Магнит» в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

Содержание работы

Введение
1 Организационно-экономическая характеристика и оценка финансового состояния ОАО «Магнит»
2 Оценка финансового состояния предприятия ОАО «Магнит
3 Анализ товарооборота и эффективности хозяйственной деятельности
4 Анализ структуры товарооборота ОАО «Магнит»
5 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»
6 Оценка перспектив развития товарооборота и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

анализ товарооболота.Чернов.docx

— 405.71 Кб (Скачать файл)

 

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие  состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.

Для характеристики источников формирования запасов применяют  три основных показателя:

- собственные оборотные  средства (далее СОС) рассчитываются  как разница между капиталом  и резервами (3 раздел пассива  баланса) и внеоборотными активами (1 раздел актива). Этот показатель является абсолютным, его увеличение в динамике рассматривается как положительная тенденция.

 

СОС = СИ - ВА, (1)

 

где СИ — собственные  источники (3 раздел пассива баланса);

ВА — внеоборотные активы (1 раздел актива);

 

- величина собственных  и долгосрочных заемных источников  формирования запасов и затрат (СД) определяется по формуле:

 

СД = СОС + ДП, или (СИ – ВА) + ДП,        (2)

 

где ДП — долгосрочные пассивы (4 раздел пассива);

 

- общая величина основных  источников формирования запасов  и затрат (ОИ) определяется по  формуле:

 

ОИ = СД + КЗС, или (СИ – ВА) + ДП + КЗС, (3)

 

где КЗС — краткосрочные  заемные средства (стр. 610 5 раздела  пассива баланса).

Трем показателям наличия  источников формирования запасов и  затрат соответствуют показатели обеспеченности запасов и затрат источниками  формирования:

 

- излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств ∆СОС:

∆СОС = СОС - 3,  (4)

 

где 3 — запасы (стр. 210 2 раздела  актива баланса);

 

- излишек (+) или недостаток (—) собственных и долгосрочных источников формирования запасов ∆СД:

 

∆СД = СД – 3, (5)

 

- излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов ∆ОИ:

 

∆ОИ = ОИ – 3, (6)

 

С помощью этих показателей  можно определить трехфакторный  показатель типа финансовой ситуации (S).

Далее с его помощью  выделяют четыре типа финансовой ситуации.

Абсолютная устойчивость финансового состояния фирмы  показывает, что все запасы полностью  покрываются собственными оборотными средствами. Такая ситуация встречается  крайне редко, и она вряд ли может  рассматриваться как идеальная, так как означает, что администрация  не умеет, не желает или не имеет  возможности использовать внешние  источники средств для основной деятельности.

 

∆СОС > 0, ∆СД > 0, ∆ОИ > 0, тогда S {1; 1; 1}.  (7)

 

Нормальная устойчивость финансового состояния (гарантирует  платежеспособность предприятия, такое  соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующее  предприятие использует для покрытия запасов различные «нормальные» источники средств — собственные  и привлеченные), при условии:

 

∆СОС < 0, ∆СД > 0, ∆ОИ > 0, тогда S {0; 1; 1}.  (8)

 

Дадим оценку финансовой устойчивости предприятия с использованием абсолютных показателей финансовой устойчивости (см. таблица 4). Для этого воспользуемся данными отчетности предприятия и определим излишек или недостаток собственных оборотных средств, собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов, общей величины основных источников формирования запасов.

 

Таблица 4- Анализ финансовой устойчивости В тысячах рублей

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения в 2009 г. по сравнению с 2007 г.

1. Источники финансирования собственных  средств

5051769

16378732

28083214

23031445

2. Внеоборотные активы

591425

14839967

25563340

24971915

3. Наличие СОС

4460344

1538765

2519874

-1940470

4. Долгосрочные пассивы

0

0

125944

125944

5. Наличие собственных и долгосрочных  заёмных источников формирования  средств

4460344

1538765

2645818

-1814526

6. Краткосрочные заёмные средства

1025855

0

0

-1025855

7. Общая величина основных источников

5486199

1538765

2645818

-2840381

8. Общая величина запасов

402

160

140

-262

9. Излишек (+), недостаток (-) СОС

4459942

1538605

2645678

-1814264

10. Излишек (+), не-достаток (-) собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов

4459942

1538605

2645678

-1814264

11. Излишек (+), не-достаток (-) общей величины основных источников форми-рования запасов

5485797

1538605

2645678

-2840119

12. Трёхкомпонентный показатель  типа финансовой устойчивости

{1, 1, 1}

{1, 1, 1}

{1, 1, 1}

-


 

На основании данных таблицы  можно сделать вывод, что в 2009 году в сравнении с 2007 годом все  источники запасов сократились. Трехкомпонентный показатель характеризует ситуацию, как абсолютную. Следовательно, у предприятия источников собственных средств достаточно для покрытия запасов и затрат.

 

 

 

2. Анализ товарооборота и эффективности хозяйственной деятельности

 

Товарооборот является одним  из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный  товарооборот должен изучаться и  оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения товарооборота  в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить  на индекс цен на товары. Проводя  анализ, следует установить, как  развивается товарооборот, как удовлетворяется  спрос на товары, как торговое предприятие  улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем  доли высококачественных товаров, активно  воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

Индекс потребительских  цен в 2011 г. составил 13,3%, в 2012 г. в среднем составил 9%.

 

Таблица 1 - Динамика товарооборота ОАО «Магнит» за 2010-2012 г.

 

Год

Фактический товарооборот, млн. руб.

Цепной темп роста,%

Базисный темп роста,%

В действую

щихценах

В сопостави

мыхценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоста

вимыхценах

2010

10757,8

10757,8

100

100

100

100

2011

13853,2

12010,7

128,8

111,6

128,8

111,6

2012

14516,9

13210,4

104,8

110,0

134,9

122,8


 

При анализе динамики товарооборота  необходимо определить и изучить  среднегодовой темп его роста. Среднегодовой  темп увеличения товарооборота и  других показателей хозяйственной  деятельности может быть исчислен с  помощью логарифмов по формуле средней  геометрической:

 

                                 ,  (1)

 

где Тф − фактический  товарооборот;

Тб − базовый товарооборот;

п – количество анализируемых  периодов.

 

% (в действующих ценах)

% (в сопоставимых ценах) 

 

Из таблицы видно, что  за последние три года товарооборот ОАО «Магнит» увеличился на 34,9% к фактическому товарообороту 2010 года. Товарооборот фирмы за 2012 год в сопоставимых ценах составил 14516,9 млн. руб.. В сопоставимых ценах в 2012 г. товарооборот предприятия вырос по сравнению с 2010 г. на 15,59%., а темп роста по отношению к 2011 году составил 11,6% или 1199,7 млн. руб. За счет сокращения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) товарооборот сократился на 642,8 млн. руб. (13210,4-13853,2), и в связи с увеличением розничных цен на товары товарооборот увеличился на 906,5 млн. руб. (14116,9 – 13210,4).

Средний темп роста объема товарооборота в фактических  ценах составил 116,1%, в сопоставимых ценах 110,8%.

В декабре 2012 года оборот розничной торговли на 86,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 13,6% (в декабре 2011 года – 86,8% и 13,2% соответственно). При этом в декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года оборот торгующих организаций сократился на 3,7%, а продажи на рынках – на 3,6%. Таким образом, к концу года прекратила наблюдаться тенденция перетока покупателей из магазинов на розничные рынки, связанная с ужесточением ценовой конкуренции. В целом по итогам года падение оборота торгующих организаций составило 6%, а рынков – 2%.

 

Таблица 2 - Оборот торгующих организаций и рынков в 2005-2012 годы В миллионах рублей

№ п/п

Показатель

Года

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Оборот  розничной торговли

3765

4529

5642

7038

8690

10866,2

13853,2

14516,9

2

оборот  торгующих

организаций

2838,8

3451,1

4420,5

5558,2

6987

9214,5

12015,9

12536,4

3

продажа товаров на

рынках

926,2

1077,9

1254,1

1479,8

1703

1651,7

1837,3

1980,5

4

доля  торгующих

организаций, %

75,4

76,2

77,9

79,0

80,4

84,8

86,7

86,4

5

доля  рынков, %

24,6

23,8

22,1

21,0

19,6

15,2

13,3

13,6


 

В 2012 году на розничных рынках и ярмарках население покупало около 12,5% продовольственных товаров и 17% непродовольственных товаров.

В структуре оборота розничной  торговли по видам организаций в 2012 году доля рынков увеличилась на 0,4 процентных пункта, а индивидуальных предпринимателей – на 0,9 процентных пункта. В то же время доля малых предприятий сократилась на 0,5 процентных пунктов, а крупных и средних организаций – на 0,7 процентных пункта. Таким образом, наиболее существенно в условиях экономического кризиса пострадала традиционная розница и малые предприятия.

Определим удельный вес каждого  квартала в годовом товарообороте.

Товарооборот ОАО «Магнит» за отчетный год вырос на 4,8%, абсолютный прирост составил 663,7 млн. руб.. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот ОАО «Магнит» распределяется по кварталам неравномерно. Наименее напряженным был второй квартал, наиболее напряженным – четвертый.

 

Таблица 3 - Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2011 − 2012 годы

№пп/п

Кварталы

2011 год

2012 год

Отклонение (-), (+)

Темп отклонения,

(%)

Сумма, млн.

руб.

Удельный вес,%

Сумма, млн.

руб.

Удельный вес,%

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

I квартал

3219,5

23,24

3500,0

24,11

280,5

108,7

2

II квартал

3715,4

26,82

3163,2

21,79

-552,2

85,1

3

III квартал

3423,1

24,71

3783,1

26,06

360,0

110,5

4

IV квартал

3495,2

25,23

4070,5

28,04

575,4

116,5

 

Итого

13853,2

100

14516,9

100

663,7

104,8


 

В I квартале 2012 г. товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 8,7 %, а абсолютное увеличение составило 280,5 млн. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с 2011 годом сократился на 14,9%. В III квартале товарооборот по сравнению с 2008 годом вырос на 10,5%, абсолютное отклонение составило 360 млн. руб. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 16,5%, а абсолютное отклонение составило575,4 млн. руб.

Для определения равномерности  развития розничного товарооборота  целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:

Среднее квадратичное отклонение:

 

                                     ,  (2)

 

где - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

- процент выполнения плана  или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому  показателю за год;

- число месяцев (кварталов)  изучаемого периода.

 

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный  объем товарооборота предприятия  в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Информация о работе Анализ товарооборота предприятия ОАО «Магнит»