Анализ товарооборота предприятия ОАО «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ОАО «Магнит» в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

Содержание работы

Введение
1 Организационно-экономическая характеристика и оценка финансового состояния ОАО «Магнит»
2 Оценка финансового состояния предприятия ОАО «Магнит
3 Анализ товарооборота и эффективности хозяйственной деятельности
4 Анализ структуры товарооборота ОАО «Магнит»
5 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»
6 Оценка перспектив развития товарооборота и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

анализ товарооболота.Чернов.docx

— 405.71 Кб (Скачать файл)

Коэффициент вариации:

 

                                       ,                 (3)

 

Где: - среднее квадратичное отклонение;

- темп отклонения товарооборота  за квартал.

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.

Коэффициент ритмичности:

 

                                  ,                                   (4)

 

Для расчета этих показателей  выполняется следующая таблица 4.

 

Таблица 4 - Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2011 – 2012 года

Квартал 

Темп отклонения (%)

Отклонение от среднего % продаж

Квадрат отклонения 2

I квартал

108,7

3,5

12,25

II квартал

85,1

-20,1

404,01

III квартал

110,5

5,3

28,09

IV квартал

116,5

11,3

127,69

Итого

420,8

-

572,04


 

= 420,8 / 4 = 105,2;

;

К вариации = 11,95*100/105,2 = 11,36;

К ритмичности = 100-11,36 = 88,64%;

 

Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 11,36%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 88,64%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.

На основе квартальных  изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется  товарооборот данного квартала от среднеквартальной  величины в ту или иную сторону  под влиянием факторов сезонного  характера.

Индекс (коэффициент) сезонности:

 

                                                    , (5)

 

где — средний уровень ряда, полученный в результате осреднения уровней ряда за одноимённые периоды времени (например, средний уровень января за все годы наблюдения); 

 — общий средний уровень  ряда за всё время наблюдения. Общий средний уровень ряда:

 

                        — средняя величина в квартал.

 

Средний уровень квартала рассчитывается по формуле:

 

                                 = (у1год 1 + у1год2+у3год 3) / 3 (6)

 

Таблица 5 - Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2010 -2012 года

№ п/п

 

Месяц

2010

2011

2012

Среднее значение

Коэффициенты сезонности

А

Б

1

2

3

4

5

1

I квартал

2541,3

3219,5

3500

3086,9

0,9468

2

II квартал

2752,6

3715,4

3163,2

3210,4

0,9846

3

III квартал

2321,4

3423,1

3783,1

3175,9

0,9740

4

IV квартал

3142,5

3495,2

4070,5

3569,4

1,0947

 

Итого

10757,8

13853,2

14516,9

   

 

Построим сезонную волну:

Рисунок 6 – Коэффициенты сезонности товарооборота предприятия ОАО «Магнит»

Для расчета коэффициентов  линейной функции ( ) воспользуемся выражениями, полученными из системы нормальных уравнений после переноса начала координат в середину ряда. Воспользуемся формулами:

 

                                              ,  (7)

 

                                            

,  (8)

 

где - коэффициенты, определяемые в методе аналитического выравнивания;

- моменты времени, для которых  были получены исходные и соответствующие  теоретические уровни ряда динамики, образующие прямую, определяемую  коэффициентами  .

 

Построим таблицу для расчета коэффициентов линейной функции:

 

Таблица 6 – Данные для расчета коэффициентов линейной функции

yi

t

yi t

t2

1

3086,9

-3

-9260,7

9

2

3210,4

-1

-3210,4

1

3

3175,9

1

3175,9

1

4

3569,4

3

10708,2

9

итого

13042,6

 

1413

20


 

ао = 13042,6/4 = 3260,65;

а1 = 1413/20 = 70,65;

Получаем уравнение:

ŷ = 3260,65+70,65 t

 

Используя данное уравнение  рассчитаем выровненные значения ряда:

 

Таблица 7 – Расчет выровненных значений ряда

 

yi

t

ŷ

1

3086,9

-3

3048,7

2

3210,4

-1

3190

3

3175,9

1

3331,3

4

3569,4

3

3472,6

итого

13042,6

   

 

Вывод: как видно из расчетов и графика, к концу года заметен  постепенный рост показателей. Наибольший спрос на продукцию в IV квартале (116,5%), а наименьший в 2 квартале (85,1%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2010 года.

Региональная структура  оборота розничной торговли России отличается неравномерностью:

52,5% оборота розничной торговли в 2012 г приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). В 2012 году доля 11 крупнейших регионов снизилась по сравнению с 53,1% по итогам 2011 года.

По итогам 2012 года наибольшее снижение (более 5%) объемов розничного товарооборота среди крупнейших регионов (доля в обороте по РФ более 1%) наблюдалось в Кемеровской области – на 21,2%, в Алтайском крае – на 19,4%, в Ростовской области – на 15,3%, в Тюменской области – на 13,2%, в Нижегородской области – на 10,0%, в Санкт-Петербурге – на 9,4%, в Омской области – на 9,1% в Самарской обл. – на 9,0%, в Иркутской обл. – на 8,2%, в Новосибирской обл. – 7,8%, в Московской области – на 7,7%, в Пермском крае – на 6,2%, в Красноярском крае – на 6,3%, в Саратовской обл. – на 5,2% и в Челябинской обл. – на 5,1%.

Рост среди наиболее крупных  регионов продемонстрировали только Краснодарский  край (на 0,5%) и Ставропольский край (на 1%).

 

3 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»

 

Главный фактор успешного  развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов.

По ОАО «Магнит» данные о движении товарных ресурсов приведены  в следующей таблице:

 

Таблица 1 - Товарный баланс по ОАО «Магнит» за 2011-2012 гг. В миллионах рублей.

п/п

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение в сумме

Влияние на изменение товарооборота (+,-)

А

Б

1

2

3

4

1

Запасы товаров на начало года

142,6

125,8

-16,8

-16,8

2

Поступление товаров

14152,6

14945,5

792,9

+792,9

3

Прочее выбытие товаров

316,2

415,9

99,7

-99,7

4

Запасы товаров на конец  года

125,8

138,5

12,7

-12,7

5

Реализация товаров

13853,2

14516,9

663,7

663,7


 

Розничный товарооборот предприятия ОАО «Магнит» возрос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 663,7 млн. руб., в том числе за счет влияния факторов:

- рост запасов на начало  года сократил реализацию товаров  на 16,8 тыс. руб.;

- рост поступления товаров  увеличил товарооборот на 792,9 млн.  руб.;

- рост прочего выбытия  товаров сократил товарооборот  на 99,7 млн. руб.;

- рост запасов на конец  года сократил товарооборот на 12,7 млн. руб.

Недостатком использования  поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющих высокую  цену, что снижало спрос покупателей  на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с  магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в  ОАО «Магнит» в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров, что может привести к  замедлению оборачиваемости оборотных  средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

Товарооборот ОАО «Магнит» изменился также под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.

Для расчета влияния цен  на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах  прошлого года

 

Тс = Тф / Јцен, (9)

 

где Тс – товарооборот в  сопоставимых ценах

Тф – товарооборот в  фактических ценах;

Јцен – индекс цен

Получаем, что Јцен в 2012г. = 1,09 (13853,2/14516,9)

 

Таблица 2 - Товарооборот ОАО «Магнит» в действующих и сопоставимых ценах за 2011-2012 г.

Год

Товарооборот в действующих  ценах, млн. руб.

Индекс цен

Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб.

2011

13853,2

1,0

13853,2

2012

14516,9

1,09

13210,4


 

Тс = 14516,9/1,09= 13210,4 млн. руб.

 

Влияние изменения цен = 14516,9-13210,4 = 1306,5 млн. руб.

 

Существует два пути увеличения ресурсов: за счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а  за счет ресурсоотдачи – интенсивный.

В том числе за счет изменения  физического объема товарооборота:

 

13210,4-13853,2 = -642,8 млн. руб.

итого: 1306,5-642,8 = 663,7 млн. руб.

 

Таблица 3 – Данные для расчета влияния трудовых ресурсов на товарооборот ОАО «Магнит» за 2011-2012 г.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+,-)

Товарооборот в действующих  ценах, млн. руб.

13853,2

14516,9

663,7

Численность персонала, чел.

59135

75745

16610

Производительность труда

234,3

191,7

-42,6


 

Чтобы выразить зависимость  товарооборота от этих факторов, используем формулу производительности труда:

 

 

 

Влияние изменения численности  персонала на изменения товарооборота  находим по формуле:

 

                                    ;                                                    (11)

 

Где - изменение товарооборота под влиянием изменения численности персонала;

- абсолютное изменение  численности персонала в отчетном  периоде по сравнению с базисным;

-  производительность  труда за базисный период.

Так как производительность труда является качественным показателем, его значение в расчете принимается  за базисный (прошлый) период ).

 

 

 

Влияние изменения производительности труда на изменение товарооборота  необходим с помощью выражения:

 

                                              ;                                           (12)

 

Где: - среднесписочная численность персонала за отчетный год;

  – абсолютное изменение производительности труда;

 

Так как численность населения  является количественным показателем, его значение в факторной формуле принимается за отчетный период

 

 

 

Проверка.

 Сумма влияния факторов  должна равняться абсолютному  изменению результативного показателя  – товарооборота:

 

                                      ;  (13)

 

Где абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисном.

Подставляем полученные данные в формулу:

Равенство подтверждает верность расчетов.

Таким образом, за счет роста  численности работников товарооборот увеличился на 3891,72 млн. руб., а за счет сокращения производительности труда товарооборот сократился на 3226,82 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 663,7 млн. руб.

 

 

 

Информация о работе Анализ товарооборота предприятия ОАО «Магнит»