Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие содержания экономического цикла, а также в необходимость характеристики
механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическомiразвитии.
Введение……………………………………………………………….....................2стр
I. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов.
Фазы промышленного цикла и механизм их смены.............................................4стр
I.1. История возникновения проблемы цикличного развития экономики.....4стр
I.2. Понятие экономического роста и цикличности.........................................6стр
I.3. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов.......10стр
I.4. Фазы промышленного цикла и механизмы их смены.............................19стр
II. Антициклическая политика государства.........................................................24стр
III. Особенности трансформационного кризиса экономики России.................27стр
Заключение..............................................................................................................36стр
Список используемой литературы........................................................................37стр
Как
и мультипликативный эффект инвестиций,
эффект акселерации коренится в
закономерностях
Таким образом, эффект акселерации состоит в следующем: увеличение доходов, потребления (к данному году) сопряжено с намного большим возрастание инвестиций.
Акселератор - это числовой множитель, показывающий, во сколько раз прирост годичного потребительского спроса увеличивает спрос на производственные инвестиции.
Двусторонность акселерации объясняет ее участие в формировании колебаний, цикличности. При повышении темпов роста потребительского спроса положительная акселерация вызывает либо постоянный, либо неравномерный экономический рост. При снижении темпов роста потребительского спроса отрицательная акселерация ведет к колебаниям, спадам.
Такие
известные экономисты, как С. Кузнец
и Я. Гинберген, не признали акселератора.
По их мнению, действие его не подтверждается
практикой. Другие экономисты делают оговорки,
что динамическая система, выраженная
только акселератором и мультипликатором,
нереалистична. Действительно, непросто
поставить в соответствие, с одной стороны,
четко выявляемые зависимости сквозного
взаимодействия акселератора-мультипликатора,
а с другой – деловой цикл сегодняшней
экономики.
II. Антициклическая
политика государства.
В
преодолении кризиса в
играет антикризисная политика.
В
экономической литературе существуют
разные подходы к этому
вопросу. Борьба с разными перепадами
экономической конъюнктуры – это самая
трудная из проблем, которые приходится
сегодня решать
правительствам. К концу ХХ века, многие
страны научились сглаживать
пики колебаний экономической конъюнктуры
и предотвращать
экономические кризисы.
Существует
различные взгляды на причины
циклических колебаний, однако несмотря
на значительный разброс взглядов и на
различную расстановку акцентов при выработке
антициклической политики, в целом можно
выделить два направления регулирования:
неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся
на базе классической школы. Первое ориентируется
на регулирование совокупного предложения.
Для наглядности можно представить их
различие в виде таблицы.
Признаки |
Неокейсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация | На спрос | На предложение |
Цели | Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) | Создание стимулов
деятельности отдельных фирм
(микроэкономика) |
Приоритеты регулирования | 1) Налогово-бюджетная
политика
2) Кредитно-денежная политика |
1) Кредитно-денежная
политика
2) Налогово-бюджетная политика |
Оценка роли государства | Поощрение | Ограничение |
В
зависимости от исходных установок
и ориентировок сторонники
того или иного направления по – разному
решают вопросы сглаживания
циклических колебаний, по – разному оперируют
инструментами,
находящимися в распоряжении государства,
которые можно использовать
для этих целей.
Например,
сторонники кейнсианских рецептов больше
внимания
уделяют бюджетной политике и налоговой
политике.. Сторонники
неоконсервативных рецептов уделяют больше
внимания проблеме денег
и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная
политика опирается на монетаристские
теории, которые во главу угла ставят вопросы
объема денежной массы и его регулирования.
По – разному решается проблема участия
государства в происходящих процессах
– в политике регулирования экономики
в целом и в области сглаживания циклических
колебаний. Несмотря на такие, казалось
бы, существенные различия, есть общее
понимание этими концепциями того факта,
во – первых, государство, в состоянии
сглаживать циклические колебания, и,
во – вторых государство должно это осуществлять
в условиях достижения и поддержания экономической
стабильности. Существует и общее понимание
того, какова должна быть в целом линия
поведения государства, направленная
на преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства
должны быть направлены на стимулирование
деловой активности. В области налоговой
политики это означает снижение ставок,
предоставление налоговых льгот на новые
инвестиции, проведение политики ускоренной
амортизации. При этом сторонники кейнсианских
взглядов больше уповают на рост государственных
расходов, которые рассматриваются как
стимулятор накопления. Налоговые мероприятия
больше дополняют бюджетные, и в комплексе
они ведут к стимулированию совокупного
общего спроса, а в конечном счете и производства.
Кредитно-денежная
политика в этот период преследует те
же
цели, что и налогово-бюджетная политика,
и предполагает проведение
кредитной экспансии. Её цель – оживление
экономической жизни в стране
при помощи дополнительных кредитов. В
это время проводится политика
денежных «дешевых денег».На практике
это означает, что снижаются
процентные ставки за выданные ссуды,
увеличиваются кредитные
ресурсы банков, что ведет к увеличению
капиталовложений, усилению
деловой активности, снижению безработицы.
Однако это может иметь и
отрицательные последствия, так как в
длительной перспективе ведет к
усилению инфляционных тенденций.
Государство
в целях предотвращения перегрева
экономики и
связанных с этим болезненных явлений
в хозяйственных системах проводит политику
сдерживания, включающую противоположные
мероприятия в области налогово-бюджетной
и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная
политика такого периода характеризуется
повышением ставок налогов, сокращением
государственных расходов, ограничениями
в области проведения амортизационной
политики. Фискальные мероприятия приводят
к снижению покупательной способности,
а значит, и спроса, что ведет в конечном
счете к некоторому спаду экономической
активности.
В
кредитно-денежной политике начинают
преобладать элементы
кредитной рестрикции, то есть проводится
политика «дорогих денег», что
означает прямо противоположные меры:
повышение процентных ставок по ссудам,
сокращение кредитных ресурсов банков.
Но в этом случае
необходимо весьма осторожно обращаться
с элементами кредитно-денежной политики,
ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция
может через сокращение инвестиций и,
соответственно, производства привести
к росту безработицы.
В
общем и целом, говоря о политике,
которую должно проводить
государство в целях сглаживания циклических
колебаний, можно
охарактеризовать как политику противодействия:
мероприятия,
направленные на смягчение циклических
колебаний, должны идти в
направлении, противоположном существующим
на данный момент
колебаниям экономической конъюнктуры.
Все рекомендации по отношению цикла применялись
и должны применяться на практике. Эффективность
их может быть реально оценена только
по истечении определенного периода времени.
III.
Особенности трансформационного
кризиса экономики России.
Мощный системно-трансформационный кризис в России включает множество составляющих, целую систему противоречий, проявившихся в политическом устройстве, экономике, финансах, бюджетной сфере, банковской системе, валютных отношениях и т.д.
Дискуссии по проблемам кризиса в России не утихают. Однако в ходе анализа его причин и следствий внимание в основном акцентируется на событиях 17 августа 1998 г., когда произошел взрыв финансового кризиса.
Такой подход сужает проблему, поскольку российский кризис имеет множество слагаемых. К тому же нельзя говорить о последствиях кризиса, не разобравшись с его истоками.
Российский кризис имеет характерные особенности, обусловленные переходным характером экономики, спецификой дореформенного периода.
Первый этап кризиса охватывает 60 – 90-е гг. ХХ в., т. е. годы существования старой административно-командной системы. В данный период его можно характеризовать как подавленный системный кризис.
Второй этап связан с пореформенным периодом. Теперь уже российский кризис может быть определен как открытый слаборегулируемый системно-трансформационный кризис.
Рассмотрим более детально подавленный системный кризис, происходивший в экономике бывшего СССР.
Проявления циклического системного кризиса можно было заметить еще в годы относительно устойчивого развития экономики СССР. Основные признаки цикличности в экономике связаны с колебаниями темпов роста объемов производства и инвестиций.
В
обоснование цикличности
Центральная идея теории инвестиционных циклов Т. Бауэра – противоречие между стремлением министерств и ведомств к получению максимума государственных (разовых) инвестиций и ограниченностью на каждый момент времени возможностей инвестиционной сферы. При этом отмечается, что утверждение большого числа инвестиционных проектов приводит в процессе их реализации к дефицитному финансированию и далее – к замораживанию незавершенных проектов, к разрастанию «долгостроя».
Из этого всего можно сделать вывод, что циклический характер развития экономики бывшего СССР был следствием ее преимущественно экстенсивного развития. При этом нарастание противоречий подавлялось путем периодического инвестирования в сферу производства для восстановления уровня потребления, за которым следовало сокращение инвестиций и замедление роста.
Такого рода импульсное дозирование инвестиций вело к накапливанию и нарастанию противоречий, что проявлялось в устойчивой тенденции массового старения основных фондов, в нарушении баланса по объемам производства, себестоимости продукции, в росте числа убыточных предприятий, снижении объемов ВВП и темпов роста национального дохода. В 1990-х гг. число убыточных предприятий в ряде регионов достигло 50 %.
Между тем, еще К. Маркс обосновал необходимость обновления основного капитала в условиях промышленного кризиса. Массовое старение основных фондов потребовало масштабной структурной перестройки экономики. Речь идет о том, что, несмотря на использование метода подавления цикличности, структурный кризис в экономике СССР в 80-е гг. проявился уже в открытой и масштабной форме.
Оригинальную
концепцию цикличности
В. Шехин рассматривал сущность циклов в СССР не только с точки зрения колебания физических объемов производства, но и в аспекте кредитно-денежной и ценовой политики государства, которая, как следует из его концепции, осуществлялась в стиле, близком к кейнсианской модели экономического регулирования.
Отсюда следуют два принципиальных вывода:
· административно-
· монополизировавшая всю деятельность экономики административно-командная система управления ориентировала экономический рост на постоянное перенакопление капитала, что исключало периодические спады производства и безработицу и вело ко все большему вовлечению рабочей силы в общественное производство ценой снижения эффективности накопления.
В последние десятилетия ХХ в. снижение национального дохода в бывшем СССР сопровождалось одновременным сокращением доходной части союзного бюджета. За вычетом прироста, полученного за счет экстенсивного развития, относительное снижение темпов прироста доходной части союзного бюджета было еще более существенным.