Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Инфляция влияет на уровень цен и жизни простых граждан, знание законов инфляции актуально для всех кыргызстанцев. Именно поэтому и актуальна выбранная мной тема курсовой работы. Цель работы. Исследовать процессы как экономическую категорию и проанализировать инфляционные процессы в Кыргызской Республике. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения , двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инфляции. В первом параграфе рассматривается инфляции как экономическая категория, ее причины, виды и типы и социально-экономические последствия. Вторая глава посвящена анализу инфляционных процессов в Кыргызской Республике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности 4
1.1.Сущность инфляции, типы и виды 4
1.2. Факторы влияющие на инфляцию 8
1.3. Причины инфляции 12
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА 14
2.1. Антиинфляционная политика Кыргызской Республики 14
2.2. Современное состояние и перспективы экономики Кыргызстана 20
2.3.Среднесрочная стратегия развития экономики: этапы, задачи реализации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Антиинфляция.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования  и  науки  Кыргызской  Республики

Бишкекская  Финансово-Экономическая Академия

Программа: «Экономика»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА»

 

по предмету: «Макроэкономика 1»

 

 

 

Оценка «___» 

Дата защиты «____» _______2012 г.

 

 

 

                                         Выполнила:  Табалдиева  А.

               Ст.гр.  М-7-12

                                                    Проверила: ст.пр.пр. «Экономика»

           Фомина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2013 г

 

 

 

                                              

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Инфляция как  форма макроэкономической нестабильности 4

1.1.Сущность инфляции, типы и виды  4

1.2. Факторы влияющие  на инфляцию 8

1.3. Причины инфляции 12

ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА 14

2.1. Антиинфляционная политика Кыргызской Республики 14

2.2. Современное состояние и перспективы экономики Кыргызстана 20

2.3.Среднесрочная стратегия развития экономики: этапы, задачи реализации 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 Актуальность  темы:   Явление инфляции присуще в  той или иной степени любой  экономики, как рыночной, так и переходной. Однако в развитых странах она, не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ее ограничения и регулирования. В последнее время а США, Японии и странах западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

  Причинами инфляции могут быть: дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются государственные ценные бумаги или бумажные деньги;  высокий уровень непроизводственных расходов государства, приводящий к затратам человеческого труда, которые не оборачиваются увеличением выпуска потребительских благ; товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения;  монопольное положение некоторых производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию;

 отрыв роста заработной  платы от роста производительности  труда. 

   Инфляция влияет на уровень цен и жизни простых граждан,  знание законов инфляции актуально для всех кыргызстанцев. Именно поэтому и актуальна выбранная мной тема курсовой работы.

Цель работы. Исследовать процессы как экономическую категорию и проанализировать инфляционные процессы в Кыргызской  Республике. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения , двух глав, заключения и списка использованной литературы.  

   В первой главе  рассматриваются теоретические  аспекты инфляции. В первом параграфе  рассматривается инфляции как экономическая категория, ее причины,  виды и типы и социально-экономические последствия. Вторая глава посвящена анализу инфляционных процессов в Кыргызской Республике.

 

Глава 1. Инфляция как форма макроэкономической нестобильности

1.1.Сущность инфляции, типы и виды

  Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, между общественными классами и группами населения в пользу имущих классов. 

Как экономический термин ин0фляция стала применяться во 2-й половине 19 в. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Но широкое распространение инфляция получила лишь в 20 в. Само же явление инфляции столь же древне, как и номинальные денежные знаки, с которыми она неразрывно связана. 

В докапиталистических  формациях инфляция проявлялась главным образом в монетной форме - чеканка властями (и незаконная чеканка частными лицами - фальшивомонетчиками) неполноценных (по весу и качеству металла) монет или выпуск в обращение медных монет взамен серебряных при сохранении их прежнего номинала. Такая инфляция приводила к обесцениванию монет, вызывала падение реальной ценности денежных доходов, расстройство процесса обмена (например, сокращение или прекращение подвоза продуктов крестьянами в города). Всё это побуждало власти принимать меры к урегулированию денежного обращения путём изъятия из оборота излишних медных денег либо понижением их номинальной стоимости.

 

  С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Можно сказать, что при  подавленной инфляции только часть  денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.

   Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

   Сбалансированная и несбалансированная инфляция.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а  при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна  для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В Кыргызской Республике и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции –  большая беда для бизнеса. Но еще  хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста  цен останутся лидерами и в  ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

Ожидаемая и неожидаемая  инфляция.

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и  неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

1.2. Факторы  влияющие на инфляцию

Рассматривая причины  инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).

Инфляция спроса.

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при  постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу.

    

 

 

 

 

 

                    Уровень цен


                                                                          III


                                                                    II                 Потенциальный

                                                                                                              ВНП

                                                  I


                                                            


                                                                                   

                                                Реальный ВНП и занятость

 рис. 1   Зависимость цен и ВВП

На первом отрезке  кривой общие расходы (C + I + G + X) до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок  кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий отрезок характеризуется  полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен1.

Условия инфляции спроса:

  • рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
  • увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.

рост государственных  расходов (рост военных и социальных заказов).

Допустим, что экономика  близка к полной занятости и загруженности  производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Инфляция предложения.

В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два  исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства