Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Инфляция влияет на уровень цен и жизни простых граждан, знание законов инфляции актуально для всех кыргызстанцев. Именно поэтому и актуальна выбранная мной тема курсовой работы. Цель работы. Исследовать процессы как экономическую категорию и проанализировать инфляционные процессы в Кыргызской Республике. Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения , двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инфляции. В первом параграфе рассматривается инфляции как экономическая категория, ее причины, виды и типы и социально-экономические последствия. Вторая глава посвящена анализу инфляционных процессов в Кыргызской Республике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Инфляция как форма макроэкономической нестабильности 4
1.1.Сущность инфляции, типы и виды 4
1.2. Факторы влияющие на инфляцию 8
1.3. Причины инфляции 12
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА 14
2.1. Антиинфляционная политика Кыргызской Республики 14
2.2. Современное состояние и перспективы экономики Кыргызстана 20
2.3.Среднесрочная стратегия развития экономики: этапы, задачи реализации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Антиинфляция.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Инфляция предложения  означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. 

Стагфляция.

Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному  объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

 Повышение цен и  появление излишнего количества  денег – это лишь внешние  проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции2:

  • государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
  • профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
  • монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.

Все эти три причины  взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или  падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

 

 

1.3. Причины  инфляции

Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. 
• Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса (demand-pull inflation). 
Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. 
Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера).

Общие причины инфляции:

1.Дисбаланс совокупного спроса AD и совокупного предложения AS (за каждым из которых стоят многочисленные факторы - например, превышение денежного предложением существующего спроса на деньги, вызванное чрезмерной денежной эмиссией). Несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета и государственном долге. Дефицит государственного бюджета в сочетании с чрезмерным наращиванием объема денежной массы формируют ту комбинацию причин повышения общего уровня цен, которую в современной литературе принято называть монетарными факторами инфляции.

3.  Инфляционные ожидания, увеличивающие скорость обращения денег V и тем самым самоподдерживающие инфляцию. Если инфляция становится привычным явлением, то она приобретает способность к расширенному воспроизводству (инфляция как причина инфляции).

4.   Стратегические просчеты в реализации государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Причем ошибками можно признать как чрезмерное увеличение денежной массы в обращении, так и ее необоснованное урезание. Однако уменьшение количества обращающихся денежных знаков, как известно, приводит при прочих равных условиях к взвинчиванию процентной ставки. Инфляционные последствия могут иметь и неверные действия финансовых властей в сфере налогообложения, приводящие к так называемой налоговой инфляции. Она имеет различные механизмы в разных экономических системах.

5.Внешнеэкономические факторы, например, "внешние ценовые шоки" (удорожание на мировых рынках топлива, сырья и т.п.), порождающие так называемую импортированную инфляцию. Через импортируемые товары инфляция переходит из страны в страну в связи с глобализацией и деятельностью транснациональных корпораций. Так, резкое подорожание нефти в середине 70-х гг. и вызванный этим энергетический кризис привели к значительной импортированной инфляции в странах, не располагающих собственными энергоносителями. В результате среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран превысил 12%, в то время как в 60-е гг. он составлял всего 1.5%. Нечто подобное происходит в мировой экономике и в последние годы.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Антиинфляционная политика и перспективы развития экономики Кыргызстана

2.1.Антиинфляционная  политика Кыргызской Республики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. К настоящему времени сложились два основных направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристкое.

Суть кейнсианской антиинфляционной политики сводится к созданию эффективного спроса, который создается государством посредством предоставления крупных  государственных заказов частным фирмам. В результате мультипликационного эффекта экономика выходит из состояния депрессии, сокращается безработица. Параллельно этому создаются условия дешевого кредита. В результате таких мероприятий растет объём совокупного предложения, уровень цен падает, инфляция сокращается.Ценой кейнсианской политики является рост бюджетного дефицита, который нельзя покрывать дополнительной эмиссией денег (иначе инфляция вновь вспыхнет с новой силой). Кейнс рекомендовал использовать государственные займы, которые погашаются впоследствии, когда экономика окончательно окрепнет.

По мнению монетаристов, инфляция является чисто денежным феноменом  и порождена неграмотным вмешательством государства в экономическую  сферу. 
Увеличение совокупного предложения, по мнению монетаристов, не должно стимулироваться дополнительными инвестициями, стимулированными государством. Предпочтения монетаристкой политики сводятся к демонополизации, приватизации (сокращению государственного сектора), либерализации, жесткому ограничению денежной массы, сбалансированию бюджета за счет сокращения социальных программ, налоговому стимулированию предпринимательства. Параллельно с этим монетаристы рекомендуют сократить совокупный спрос, и, прежде всего, заморозить заработную, плату, минимизировать льготы для населения и трансфертные выплаты.                                                                                                                                              В отличие от кейсианцев, монетаристы предлагают не дешевый, а дорогой кредит. Поэтому для слабых фирм кредит становится недоступным, и они разоряются. Сильные же фирмы предлагается поощрять низкой ставкой налогов. 
Понятно, что применение таких рецептов негативно сказывается на благосостоянии основной части населения, ведет к подрыву социальной стабильности и возможным политическим катаклизма. Падение спроса может стимулировать резкий спад производства, увеличивать безработицу3.

Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

  • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • Государственное регулирование цен;
  • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Антиинфляционная политика Кыргызской Республики.

Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной  политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая  деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

Контроль над заработной платой и ценами (Политика доходов)

Под контролем над  заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом. Как же работают указанные мероприятия в рамках экономической политики, и почему они вызывают так много разноречивых мнений. 4

В Кыргызстане при  недостаточном объеме предоставляемых  кредитов в экономику со стороны  банковской системы имеют место большие факторные затраты на операции по выдаче ссуд. Это и ожидаемая инфляция влияют на повышение процентных ставок по кредитам, которые за 7 месяцев 2003 года в среднем по вновь выдаваемым кредитам составили: 19% в иностранной валюте и 26% в национальной валюте.

Ожидать снижения процентных ставок по ссудам до 5-8% можно в случае успешной реализации целого комплекса  мер.

    Предпринимаемые меры. При содействии международных организаций ведется работа по созданию консалтинговых и рейтинговых агентств, которые должны повысить экономическую грамотность и прозрачность нефинансового сектора экономики Кыргызстана.

Для снижения затрат, связанных  с залогами по ссудам, Министерством  юстиции разработан проект поправок в закон "О залоге" и в  закон "Об ипотеке", с учетом рекомендаций АБР, согласно которым залогодержатель может обратить взыскание на предмет залога без судебного разбирательства. Данный законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше.

Повышение уровня банковского  проникновения в нефинансовый сектор экономики и расширение системы безналичных платежей, позволит расширить объем необходимой финансовой информации о потенциальных заемщиках банка, которые являются его клиентами. При содействии ТАСИС Ассоциацией банков Кыргызстана создается Кредитное бюро, в функции которого заложено ведение базы данных о заемщиках.

    Предпринимаемые меры. Инфляция в Кыргызстане начиная с 2001 года находится на уровне ниже 5%. Однако, для того, чтобы закрепить достигнутый уровень инфляции, и сделать процесс стабилизации макроэкономической ситуации необратимым, Кыргызская Республика при финансовой и технической поддержке международных организаций: МВФ, ВБ, АБР, ТАСИС, правительства Японии, Германии и др., продолжает осуществлять ряд структурных реформ:

  • Реформа в банковском секторе;
  • Реформа государственного управления;
  • Налоговая реформа;
  • Судебная реформа;
  • Социальная реформа.

Одной из задач Национального  банка Кыргызской Республики является обеспечение эффективности, надежности и безопасности банковской и платежной системы республики. Для реализации этой задачи Национальный банк проводит структурные реформы в банковском секторе и развивает инфраструктуру, способствующую развитию платежной системы республики.

Денежно-кредитная политика   

       Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка Кыргызской Республики (НБКР) в среднесрочном периоде является сдерживание темпов прироста общего уровня цен, снижение инфляции при предложении денег на уровне, способствующем устойчивости финансовой системы и экономическому росту. 

Количественным критерием денежно-кредитной политики на 2008 году будет удержание прироста потребительских цен (ИПЦ) на уровне 12,0 – 15,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года). 

Количественное значение инфляции на 2008 год определено на основе анализа всех секторов экономики с учетом умеренного роста цен, стабилизации инфляционных ожиданий и потребности экономических субъектов в денежных активах. 

Информация о работе Антиинфляционная политика государства