Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Несбалансированная инфляция сопровождается ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Самое главное, при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается.

Файлы: 1 файл

к.р. антиинфляционная политика гос-ва.docx

— 228.40 Кб (Скачать файл)

Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем  темп инфляции с целью замедления оборота денежной массы.

Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности, стимулирующих инфляционные процессы.

Политика стабилизации реального  валютного курса, сохранение "валютного  коридора".

Конечной целью было сокращение инфляции до социально-безопасного  уровня: 1-2% в месяц. Для решения  поставленной задачи необходимо было проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 2004 году правительству удалось снизить уровень инфляции до 21.9%, и в 2006 г. до 11%. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению срозничными в первом полугодии. В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 2004, до 7,2% к 2005 г. и до 6,6% к 2010 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 2004 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.3

Причина краха была в том, что политика, направленная на преодоление  инфляции только с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета. Стабилизировать курс рубля приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по внутренним долгам. Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад.

Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем  денег в экономике. Требование обеспечения  рублевых резервов для валютных активов  привело к увеличению продажи  валюты, что стабилизировало рубль  и повысило предложение рублевых средств. В 2007 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2008 г. официальный уровень инфляции составил 9%.4

Доктор экономических  наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность  инфляционного процесса в России – его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом  не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования».5 М.Ю. Малкина выделяет три случая усиления инфляционного процесса. Инициированный кризисом августа 1998 г. инфляционный процесс; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004-2005 г., кризис в 2009-2010 гг. Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1998, 2004, 2010 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками. В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро, увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.

К формам накопления  инфляционного потенциала последних пяти лет можно отнести следующее:

Избыточная и слабо  управляемая ликвидность в банковской системе. Несмотря на то, что в последнее  время банки активизировали свою деятельность в сфере потребительского, жилищного и ипотечного кредитования. Жилищное кредитование из-за неэластичности предложения рынка жилья и  наличия длительных циклов через  увеличение спроса напрямую способствует повышению цен.

Монетизация льгот.

Ухудшение делового климата,  повышение политических рисков

Рост мировых цен на нефть.

Постоянный рот импорта  на промышленные и продовольственные  товары.

Рис. Инфляция спроса

Рис. Инфляция издержек

Перечисленные ценообразующие факторы тесно связаны с денежной политикой. Потребность экономики в дополнительной денежной массе порождает денежные суррогаты, сокращает денежные и кредитные ресурсы, препятствует развитию экономики. В России значительная часть ликвидности абсорбируется в Стабилизационном фонде в результате политики, проводимой правительством. Во многих странах-экспортерах природных ресурсов были созданы специальные фонды, в которых накапливалась часть доходов бюджета, связанных с высоким уровнем цен на сырьевые товары на мировых рынках. Стабилизационный фонд появился в России в 2006 году. Как считает первый заместитель Председателя Банка за 2007 год объем средств, накопленных в Стабилизационном фонде, увеличился на 700 млрд. руб. В конечном счете, накопленные средства в СФ являются внешним фактором, оказывающие влияние на динамику денежного предложения, а, следовательно, на инфляцию.

 

3.2. Эффективность  российской антиинфляционной политики.

Серьезные исследования в  области организации денежных отношений  позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия  денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2007 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2006 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%.6 В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг является основной причиной возникновения инфляционных процессов.

В развивающихся странах  можно наблюдать более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, в сущности она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Анализ использования  инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2007 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции.

"Ставка рефинансирования  не регулирует денежно-кредитную  политику России. Наша экономика,  в отличие от экономики США,  насыщается деньгами за счет  валютных интервенций. Основной  источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение  ставки - это следствие снижения  инфляции в стране", - прокомментировал  ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.7

Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США  и евро по отношению к рублю  в 2008-2011 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см.  рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика курса доллара 2008-2011 гг.

Влияние монетарных методов  воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется  низким уровнем монетизации по причине  несбалансированности российской экономики  в целом. Особенностью структуры  российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными  средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового  хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно  развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию  и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством  потребительских товаров, постоянно  отстают в своем развитии как  от других отраслей, так и от ускоренного  роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку  товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2006 г. она составляла 71,4%, в 2007 г. – 84,3%, в январе 2008 г. – уже 87,2%.8 Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

 

3.3 Статистический  анализ инфляции в 2007-2008 гг.

Анализ показывает неравномерность  изменения цен на различные виды товаров и услуг в России. Наиболее быстрыми темпами росли цены на продовольственные  товары и платные услуги. За 2006 г. они возросли соответственно на 12,3 и 17,7%, цены на непродовольственные товары повысились на 7,4%. Все это обусловило инфляцию за 2006 г. в размере 11,7%. В 2005 г. ее темп сохранялись почти на том же уровне. Рост цен на продовольственные товары и услуги был соответственно 9,6 и 21 %, на непродовольственные – 6,4.

Денежно-финансовая политика, проводимая в нашей стране, привела  к тому, что в 2008 г. годовая инфляция не уложилась в заданные пределы – 7,5-8% - и составила 9%. Тем не менее это самый низкий показатель годовой инфляции за последние три года. Иными словами, сохраняется тенденция ее плавного снижения. В 2008 г. наблюдалась различная ценовая динамика в отдельных сегментах потребительского рынка. Но по сравнению с 2007 г. по основным позициям индекса потребительских цен в 2008 г. произошло снижение. Годовой прирост цен на продовольственные и непродовольственные товары был ниже уровня годовой инфляции (соответственно 8,7 и 6,0 %). Платные услуги населению подорожали на 13,9 %. В 2007 г. более всего подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 32,7%  против 23,5% в 2006 г. В 2008 г. рост тарифов на услуги ЖКХ составил 19 %. Тарифы на услуги пассажирского транспорта возросли на 12%. Наиболее стабильное положение было отмечено в 2008 г. на рынке непродовольственных товаров, где и предложение велико, и импорта много. Ежемесячные темпы прироста колебались в пределах 0,3 - 1,1%, что ниже, чем в 2007 г. Этому способствовало укрепление рубля, происходившее в течение года. Рост цен сдерживался также поступлением импортных товаров: одежды и обуви, бытовой техники, которые привлекательнее с точки зрения соотношения цены и качества.

Ценовая картина в разных регионах различна. В Приволжском  Федеральном округе инфляция в 2008 г. оказалась ниже, чем  в среднем по стране –7,1%. В некоторых  регионах ПФО годовая инфляция была также ниже показателя по стране: минимальной она была в Республике Татарстан – 5,8%. В Ульяновской области – 7,3%. В отдельных регионах инфляция, напротив, превышала общероссийские показатели. Например, В Кировской области инфляция составила – 9,5%. Из продовольственных товаров более всего подорожало сливочное масло – на 22,3%. Подсолнечное масло, наоборот, подешевело по сравнению с 2007 г. В Кировской области – на 5,3%; в Нижегородской области – на 7,3%. Если проанализировать индексы потребительских  цен в 2008 г. на продовольственные товары в этих двух соседних областях ПФО, то практически по всем позициям рост цен был в Кировской области выше, чем в соседней Нижегородской..

В Кировской области рост тарифов в сфере ЖКХ в 2008 г. составил 17,9 %, что несколько ниже, чем в среднем по стране (19%). Наименьший рост тарифов в 2008 г. на коммунальные услуги зафиксирован по ПФО в Удмуртской республике – 14%, наибольший – в Чувашской республике – 23%. 

Наиболее неравномерная  ценовая картина наблюдается  на рынке жилья. Однобокий упор на ипотеку и субсидирование процентных ставок не дает быстрого результата. Увлечение  ипотечными программами в условиях медленного роста количества предложений  на рынке недвижимости и такого же медленного развертывания новых  строительных мощностей увеличивает  разрыв между числом платежеспособных покупателей и рыночным предложением жилья, что ведет к резкому  увеличению стоимости квартир и  домов. Стоимость одного квадратного  метра в Кировской области  к концу 2006 года увеличилась на первичном  рынке – на 29,9 %, на вторичном рынке  – на 22,9% и составила 27,4 тыс. руб. и 25,0 тыс. руб. соответственно. Хотя динамика цен на жилье в Кировской области  ниже, чем в целом по Приволжскому Федеральному округу, стоимость одного квадратного метра является одной из самых высоких в округе. Для сравнения стоимость 1 кв.м. в Пензенской области составляет: на первичном рынке –17,9 тыс. руб.; на  вторичном – 18,3 тыс. руб.; в Республике Мордовия – 18,6 тыс. руб. и 20,2 тыс. руб. соответственно.При этом в Мордовии цены на первичное жилье за год выросли на 16%; на вторичное – всего лишь на 8,9% .

Информация о работе Антиинфляционная политика государства