Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 03:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является сущность, причины, механизм инфляции.
Реализация указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
- раскрыть теоретические аспекты инфляции: теорию, причины возникновения, сущность, типы и виды инфляции, средства борьбы:
- выявить особенности инфляции в России.
Объект исследования являются инфляция, как инструмент макроэкономического регулирования.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции
1.1. Сущность, механизмы и причины инфляции....................................5
1.2. Виды инфляции....................................................................................9
1.3. Механизм регулирования инфляции.................................................11
Глава 2. Причины и последствия инфляции
2.1. Инфляция спроса.................................................................................14
2.2. Инфляция издержек, или инфляция предложения...........................17
2.3. . Последствия инфляции.....................................................................19
Глава 3. Антиинфляционная политика государства
3.1. Антиинфляционная политика государства.......................................23
3.2. Общее направление антиинфляционной политики.........................27
3.3. Антиинфляционная политика в РФ...................................................32
Заключение................................................................................................43
Список использованной литературы......................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макроэкономике.docx

— 282.92 Кб (Скачать файл)

Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. [38]

Таким образом, зная сущность и последствия инфляции издержек, необходимо очень ответственно подходить к требованиям о повышении заработной платы. Нужно помнить, что рост зарплаты приведет лишь к временному улучшению положения трудящихся, за которым последуют новый виток роста цен и падение уровня жизни.

 

2.3. Последствия инфляции

Возникшие инфляционные явления оказывают негативные последствия как на потребителей, так и на производителей.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

  • обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

  • потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

  • усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

  • ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Прежде всего снижаются реальные доходы населения, а соответственно, и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены.

Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за ее повышение. Если цены повысились, предположим, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты ее можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живет в условиях снижения реальных доходов.

Так как инфляция - это процесс постоянный, то, начав в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10% в соответствии с ежемесячным темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.

Второе негативное последствие для населения - обесценивание вкладов и сбережений. Для того чтобы оградить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и еще больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократится, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.

И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и, соответственно, сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.

Негативное воздействие оказывает инфляция и на производителей. Прежде всего, возрастание спроса под воздействием роста цен ведет к тому, что сокращается часть дохода, идущая на сбережения. Следовательно, сокращается основа кредитных вливаний в производство, замедляются темпы экономического роста. Одновременно начинает тормозиться научно-технический прогресс. Связано это с тем, что рост цен на оборудование делает недоступным для многих предпринимателей замену старого, низкого производительного оборудования новым, прогрессивным. Становится выгоднее сохранить пока еще работающее старое оборудование, так как новое слишком дорого.

И наконец, вместе с инфляцией происходит ослабление стимулов к труду. Важнейшим стимулом к росту производительности является заработная плата. В условиях инфляции она растет, но растет не потому, что человек стал лучше работать, выпускать больше продукции. Просто он получает доплату за рост инфляции, и доля инфляционной части его дохода постоянно растет, создавая видимость роста заработной платы. В этих условиях стимул лучше работать, чтобы возрастал доход, постепенно утрачивает свою значимость. [16]

Таким образом, если инфляция невыгодна никому - ни потребителю, ни производителю, ни государству, то необходимо предпринимать все меры, чтобы избавиться от этого явления.

 

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

3.1. Антиинфляционная политика государства

В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени.

Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки.

Антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются неэффективными, если не ведется работа по гашению инфляционных ожиданий. Для того чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

Решение первой половины проблемы предполагает организацию поддержки малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, стимулирование диверсификации производства, контроль и пресечение признаков монополизма и др. Все это позволит стимулировать работу рыночных механизмов, а их эффективное функционирование - это залог если не снижения, то замедления роста цен. [39]

Гораздо труднее решить вторую половину проблемы - заслужить доверие народа. Для этого правительство должно разработать комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, информировать население о них и неуклонно проводить их в жизнь. В том случае если правительство не будет отступать от объявленных мер, то через определенное время население убедится, что взятый курс на обуздание инфляции проводится в жизнь, инфляционные ожидания перестают играть определенную роль, и население все больше начинает приспосабливать свои решения о ценах и спросе к пожеланиям правительства.

Путь достижения стратегических целей – контроль за обращающейся денежной массой через лимитирование ее ежегодного прироста. Подобные лимиты должны удерживаться в течение длительного времени вне зависимости от состояния бюджета, безработицы и т. п. Это достаточно жесткий и действенный регулятор экономики, и в его использовании необходима осторожность. Но если эффект от него получен, т. е. достигнута стабилизация роста цен, начинается стабилизация ожиданий, а следовательно, изменение соотношений между сберегаемой и потребляемой частями дохода в пользу сбережений.

И конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции.

Решить проблему можно двумя возможными путями - увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений дает лишь кратковременный эффект, а на деле приводит к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рациональнее отказаться от этого пути. Следовательно, остается второй путь - сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально- экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства. Государство должно разработать политику стимулирования научно-технического прогресса, определить основные направления структурной политики, поддерживать инвестиционные вложения.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры краткосрочного, тактического воздействия. Такая тактика дает результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса или, наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка, проще говоря, необходимо продавать все, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершенное производство, отходы производственной деятельности, некондиционные материалы, - все, на что может быть спрос. Все эти ресурсы есть в стране, поэтому не нужны затраты на их производство, а это означает, что увеличение предложения произойдет без увеличения издержек производства, зарплаты и спроса.

Рассасыванию денежной массы и уменьшению спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий. Кроме того, передача предприятий в частные руки освобождает расходную часть бюджета от необходимости содержать эти предприятия. Значительный эффект может дать массированный потребительский импорт, выброшенный единовременно на рынок, а также частичная реализация государственных стратегических запасов.

Изменения структуры доходов в пользу сбережений можно достичь через увеличение процентов по вкладам. В этом случае достигается двойной эффект: с одной стороны, уменьшается наличная денежная масса и, следовательно, уменьшается спрос, с другой - увеличивается количество кредитных ресурсов, что дает возможность более быстрыми темпами развивать производство и увеличивать предложение. Кроме того, уменьшения денежной массы можно добиться путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.

Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит, – сокращение государственных расходов. Это могут быть военные расходы, дотации для неэффективного производства и социальные программы.

Подобная программа нацелена на экономический рост на фоне умеренной инфляции. Однако удержать ее в управляемых рамках крайне тяжело, что связано, по крайней мере, с тремя обстоятельствами:

- структурная перестройка  требует от государства крупных  финансовых затрат, что усиливает  нагрузку на денежный рынок  и углубляет диспропорцию между  денежным и товарным рынками;

- углубляющая диспропорция  между денежным и товарным  рынками не может быстро гаситься  из-за высокой продолжительности  периода ожидания отдачи от  вложения государства в реальный  сектор;

- возможна, но неэффективна  экономическая политика совмещения  борьбы с инфляцией со структурной  перестройкой, когда государство  бессистемно поддерживает производство, в том числе и неконкурентоспособное. В подобном случае диспропорции  в экономике углубляются, что  может подтолкнуть страну к  гиперинфляции.

Каждый вариант антиинфляционной политики имеет свои достоинства и серьезные ограничения. Поэтому предлагается разумный компромисс между шоковой терапией и градуистской антиинфляционной политикой, применяемых в странах неразвитых рынков. Такой компромисс предполагает использование сжатия денежной массы в границах, позволяющих осуществляться экономическому росту, а при ориентации на сочетание антиинфляционной политики со структурно-производственной перестройкой предполагается осторожность, не допускающая серьезной финансовой дестабилизации, нового инфляционного витка. Не следует забывать, что каждый новый всплеск инфляции требует от общества новых издержек и «цена» антиинфляционной политики возрастает.

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

 

3.2. Общее направление антиинфляционной политики

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства