направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии
только центральных денег. Эмиссия частных
денег, выпускаемых кредитно-финансовыми
учреждениями, по существу осуществляется
бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать
структуру денежной массы за счет сокращения
использования в хозяйственном обороте
денежных суррогатов и иностранных валют.
Исследование соотношения между официальными,
частными деньгами и иностранными валютами,
используемыми в хозяйственном обороте
России, важно для регулирования коэффициента
монетизации экономики. Этот коэффициент
в России постепенно растет, но пока в
2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в
США – 53%, Японии – 125%, Китае – 204%). Увеличение
монетизации экономики за счет эмиссии
частных денег может напрямую спровоцировать
инфляцию. Предложения повысить монетизацию
экономики за счет использования государственных
золотовалютных резервов и стабилизационного
фонда не учитывают инфляционные последствия
таких мер. Во избежание этих последствий
необходима программа использования стабилизационного
фонда для осуществления быстроокупаемых
инвестиционных проектов.
Комплексные антиинфляционные
меры среднесрочной перспективы предусматривают
проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения
в соответствии с реальным денежным спросом
хозяйственного оборота в зависимости
от величины ВВП. Сделан акцент на замедление
скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов
в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования
денежного предложения в качественном
аспекте – сокращение валютного компонента
эмиссии и расширение денежного предложения
за счет рефинансирования банковской
системы. Планируется расширение применения
таких инструментов рефинансирования,
как переучет векселей, операции своп,
операции на открытом рынке.
Регулирование немонетарных
факторов инфляции - это прежде всего рост цен,
возникающий независимо от денежных факторов.
К немонетарным факторам роста цен в России
можно отнести: изменение курса рубля
к доллару и евро; рост издержек производства
и тарифов на услуги естественных монополий;
повышение бюджетной заработной платы, пенсий; бегство от обесценивающихся
денег к товарам; рост мировых цен на топливо;
наценки многочисленных торговых посредников;
«отложенную инфляцию» и инфляционные
ожидания; отсутствие в России рыночной
конкуренции, влияющей на снижение цены.
В этой связи России необходима
разработка ценовой политики, основанной наряде принципов,
обеспечивающих снижение немонетарного
ценового компонента инфляции.
Эти принципы должны включать:
демонополизацию экономики; контроль
за установленными лимитами роста тарифов
на услуги естественных монополий; стимулирование
рыночной конкуренции; уменьшение количества
торговых посредников; правовое регулирование
торговых наценок с учетом социального
фактора и различной ценовой эластичности
спроса на товары и услуги; эффективное
регулирование таможенных пошлин на вывозимые
и ввозимые товары.
В утвержденном Правительством
РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую
роль занимают именно механизмы воздействия
на ценообразование. [28].
К ним относятся:
ограничение роста регулируемых
цен на продукцию естественных монополий
и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля
за издержками монополистов;
снижение темпа роста цен на
горюче-смазочные материалы посредством
стимулирования конкуренции, развития
биржевой торговли, снижения налоговой
нагрузки и технологического обновления
нефтяной отрасли;
замедление роста цен на продовольственные
товары на фоне стимулирования предложения
этих товаров и совершенствования регулирования
их импорта.
Важной составляющей управления
немонетарными факторами инфляции выступает
регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост
производительности труда. Тенденция
повышения заработной платы в России стала
глобальной за счет таких явлений, как
повышение оплаты труда госслужащих и
депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
Во избежание инфляционных последствий
важно координировать повышение заработной
платы с учетом динамики производительности
труда и регулировать чрезмерный рост
денежных доходов налоговыми методами.
Весомую роль в снижении темпа
инфляции в России играет оздоровление федерального
бюджета на основе улучшения макроэкономических
показателей, увеличения налоговых поступлений,
превращения бюджета в бюджет развития,
реформирования бюджетного процесса,
внедрения в государственном секторе
экономики бюджетирования, ориентированного
на результат.
Для обеспечения экономического
роста без усиления инфляции необходима
модернизация банковской системы и снижение
инфляционной составляющей в ее деятельности.
Решающими шагами в этом направлении должны
стать: увеличение капитализации банков,
привлечение среднесрочных и долгосрочных
ресурсов в их оборот; совершенствование
системы рефинансирования банков для
поддержания их ликвидности и текущей
деятельности; снижение стоимости кредитных
услуг; обеспечение устойчивости банковской
деятельности за счет развития макроинструментов
снижения рисков; повышение конкурентоспособности
российской банковской системы; совершенствование
банковского контроля и надзора.
Дополнительную остроту проблемам
высокой инфляции в России может придать
вступление нашей страны в ВТО, поскольку
это приведет к сближению внутренних и
мировых цен на энергоресурсы, может привести
к снижению эффективности сырьевого экспорта.
В условиях открытости российской
экономики и отмены валютных ограничений
(с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних
факторов на экономический рост и инфляцию.
Состояние федерального бюджета значительно
зависит от поступлений налогов и пошлин
от экспорта энергоносителей.
Возрастает риск импортируемой
инфляции. Для ограничения ее действия
целесообразно уделять больше внимания
импортозамешению, поскольку около половины
потребительского рынка составляют иностранные
товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо
повысить конкурентоспособность отечественных
товаров по ценам, а главное, по качеству.
Отсюда вытекает потребность в инвестициях
и банковских кредитах для возрождения
российского производства товаров народного
потребления на основе инноваций с учетом
спроса потребителей. Прогнозируемое
увеличение производства продовольствия
и других потребительских товаров повысит
товарное обеспечение рубля.
При нейтрализации внешних
факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях
единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой
политикой. Банк России традиционно стремится
противодействовать чрезмерному как снижению,
так и повышению курса рубля, учитывая
соотношение позитивного и негативного
влияния курсовой политики на экономический
рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры,
как регулирование структуры платежного
баланса, валютного рынка, оптимального
уровня золотовалютных резервов, обеспечение
перехода от формальной к реальной свободной
конвертируемости рубля. Приоритетной
задачей является постепенное расширение
использования рубля в международных
экономических, в том числе валютно-кредитных
отношениях.
В настоящее время проблема
инфляции в России актуализируется в связи
с внедрением модели экономического развития,
направленной на активизацию инновационных
факторов экономического роста.
В этой связи макроэкономическими
условиями сдерживания инфляции выступают:
пропорциональный, сбалансированный экономический
рост; возрождение национального производства,
структурная перестройка экономики и
ее инновационная модернизация; увеличение
инвестиций в производственные технологии,
человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
концентрация инвестиций на приоритетных
и быстроокупаемых проектах в несырьевых
отраслях; активное противостояние теневой
экономике; эффективная государственная
программа сдерживания «бегства» капитала
за рубеж; повышение эффективности интеграции
России в мировое хозяйство с учетом приоритетов
формирования национальной инновационной
системы.
По данным Центрального Банка
России, в январе-сентябре 2013 года инфляция
находилась выше целевого диапазона, установленного
на 2013 год «Основными направлениями единой
государственной денежно-кредитной политики
на 2013 год и период 2014 и 2015 годов». Сформировавшиеся
темпы инфляции были связаны, прежде всего,
с ускоренным удорожанием продовольственных
товаров, обусловленным низким урожаем
2012 года, повышением акцизов на отдельные
товары, а также с индексацией цен на услуги
естественных монополий. [9]
Однако, несмотря на растущие
цены, если проследить динамику уровня
инфляции в стране (рис. 2), можно заметить,
что в последние годы она несколько стабилизировалась
и варьируется в пределах 5-7%, что, несомненно,
является огромным успехом. По данным
Агентства прогнозирования экономики,
в течение последующих лет до 2027 года инфляция
в России будет колебаться в коридоре
5,2-7,1 процентов в год.
Рис. 2 – Динамика уровня инфляции
в России
Не стоит забывать, что Россия
по-прежнему относится к развивающимся
странам, для которых существующий на
сегодняшний день уровень инфляции является
естественным и вполне приемлемым. Однако
среди четырех развивающихся стран БРИК,
несмотря на схожесть экономик, в России
наблюдается самый высокий уровень инфляции
(рис. 3), что в первую очередь связано с
географическим положением и огромными
территориальными масштабами страны.
Рис. 3 – Инфляция в странах
БРИК, %
Что касается положения России
среди европейских держав, рост индекса
потребительских цен в стране в 2013 году
значительно превышает показатели Евросоюза
(рис. 4), что в очередной раз демонстрирует
дифференциацию развитых стран Запада
и еще только развивающейся России.
Рис. 4 – Индексы потребительских
цен [9]
Таким образом, для снижения
уровня инфляции в стране до показателей
ведущих мировых держав необходима грамотная
денежно-кредитная и антиинфляционная
политика государства.
Опыт мировых держав свидетельствует
об эффективности политики таргетирования
инфляции (рис. 5), однако в России, в отличие
от развитых стран, она только еще зарождается
и развивается, поэтому говорить о ее итогах
еще рано.
Рис. 5 – Индекс потребительских
цен в развитых странах, % [9]
Таким образом, как можно заметить,
инфляция по-прежнему остается одной из
самых острых экономических проблем современной
России, которая требует тщательного изучения
и анализа. От того, насколько быстрыми,
качественными и эффективными окажутся
меры государственной политики в данной
области, зависит дальнейшее процветание
нашей страны, а также ее конкурентоспособность
на мировом уровне.
Инфляция в России
в сентябре 2014 года составила 0,7%, за период
с начала года - 6,3%. Об этом сообщает Федеральная
служба государственной статистики (Росстат).
В сентябре 2013 года инфляция составила
0,2%, за период с начала года - 4,7%. Об этом
сообщает Федеральная служба государственной
статистики [9].
В сентябре в 13 субъектах
Российской Федерации потребительские
цены на товары и услуги в среднем выросли
более чем на 1,0%, в том числе в Рязанской
области - на 2,0%, в основном, в результате
удорожания услуг на 4,9%.
Инфляционные процессы в экономике
России представляют собой несбалансированную
инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих
темпах роста цен на материальные ресурсы,
так и цен на платные услуги.
Заключение
Комплексный анализ влияния
инфляции на экономическую конъюнктуру
можно провести, установив характер зависимости
размеров совокупного спроса и совокупного
предложения от темпа роста уровня цен,
т. е. построив динамические функции этих
макроэкономических агрегатов.
Динамическая функция совокупного
предложения основывается на: обратной
зависимости ставки денежной зарплаты
от уровня безработицы; прямой зависимости
уровня национального дохода от уровня
занятости; инфляционных ожиданиях продавцов
труда; ценообразовании по методу «затраты
плюс».
Равновесный темп инфляции
повышается (понижается) вслед за увеличением
(уменьшением) темпа прироста предложения
денег. При этом в случае адаптивных ожиданий
во время перехода от одного равновесного
состояния к другому возникает конъюнктурный
цикл. В первой фазе этого цикла ускорение
инфляции сопровождается ростом национального
дохода. Затем наступает фаза стагфляции,
характеризующаяся снижением объема реального
национального дохода при продолжающемся
росте уровня цен; причем повышение последнего
опережает увеличение количества находящихся
в обращении денег. В случае рациональных
инфляционных ожиданий изменение темпа
прироста де нег сразу, минуя конъюнктурный
цикл, изменяет темп инфляции в том же
направлении.
Непременным условием возникновения
или ускорения инфляции является повышение
темпа прироста предложения денег. При
экзогенном увеличении темпа роста денежной
массы говорят, что инфляция имеет монетарное
происхождение. Если ускорение предложения
денег явилось следствием изменений в
реальном секторе экономики (рост издержек
производства, структурные сдвиги спроса),
то инфляция имеет немонетарный характер.
Инфляция относится к наиболее
нежелательным экономическим явлениям
главным образом потому, что будущие цены
всех товаров становятся непредсказуемыми,
что чрезвычайно затрудняет любые экономические
расчеты. От инфляции всегда проигрывают
люди, получающие постоянные доходы, и
фирмы с длительным периодом производства.
Важнейшим социально-экономическим
следствием инфляции является перераспределение
дохода и имущества между населением и
государством, а также между различными
слоями населения, снижающее эффективность
использования производственных ресурсов
страны.
Необходимой составляющей антиинфляционной
политики, направленной на предотвращение
гиперинфляции, является снижение темпа
прироста денежной массы, приводящее к
спаду производства и сокращению занятости.
История гиперинфляции, разразившихся
в первой половине 1990-х гг. в большинстве
стран, переходивших от централизованно
управляемой к рыночной экономике, подтверждает
этот вывод теории инфляции.