Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 03:41, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является сущность, причины, механизм инфляции. Реализация указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач: - раскрыть теоретические аспекты инфляции: теорию, причины возникновения, сущность, типы и виды инфляции, средства борьбы: - выявить особенности инфляции в России. Объект исследования являются инфляция, как инструмент макроэкономического регулирования.
Содержание работы
Введение........................................................................................................3 Глава 1. Теоретические аспекты инфляции 1.1. Сущность, механизмы и причины инфляции....................................5 1.2. Виды инфляции....................................................................................9 1.3. Механизм регулирования инфляции.................................................11 Глава 2. Причины и последствия инфляции 2.1. Инфляция спроса.................................................................................14 2.2. Инфляция издержек, или инфляция предложения...........................17 2.3. . Последствия инфляции.....................................................................19 Глава 3. Антиинфляционная политика государства 3.1. Антиинфляционная политика государства.......................................23 3.2. Общее направление антиинфляционной политики.........................27 3.3. Антиинфляционная политика в РФ...................................................32 Заключение................................................................................................43 Список использованной литературы......................................................45
Бороться с инфляцией - это значит
ограничивать ее, удерживать на стабильном
уровне цены, но не устранить полностью.
Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда,
поскольку глубинной основой ее существования
является циклический характер развития
рыночной экономики.
Поэтому инфляция и безработица
- постоянные спутники рыночного хозяйствования,
и государственная политика поддержания
полной занятости и стабильности цен –
важнейшая цель макроэкономического регулирования.
Чтобы антиинфляционная политика
государства была действенной, необходимо
прежде всего выявить причины инфляции.
Ранее было показано, что инфляция - результат
дисбаланса между совокупным спросом
и совокупным предложением, когда спрос
опережает предложение. Но этот дисбаланс
может проистекать как от денежных, монетарных
факторов (рост денежной массы, увеличение
скорости обращения денег), так и от причин
немонетарного характера (монополизация
экономики, рост издержек). Однако независимо
от того, какие факторы непосредственно
вызвали усиление инфляции, ограничение
ее возможно лишь при снижении темпов
предложения денег.
Опыт показывает, что практически
во всех странах между темпами инфляции
и темпами роста предложения денег существует
тесная корреляционная зависимость. А
это значит, что в конечном счете "инфляция
всегда и везде представляет собой денежный
феномен" [32].
Вместе с тем рост денежной
массы сверх потребностей товарного оборота
может вызываться рядом причин: дополнительной
эмиссией денег, бюджетным дефицитом,
кредитной политикой ЦБ, неэффективной
налоговой системой.
Поэтому первоочередные меры
правительства должны быть направлены
на: уменьшение денежной эмиссии; повышение
учетной ставки (ставки рефинансирования);
повышение нормы обязательных резервов;
сокращение государственных расходов;
совершенствование налоговой системы
и увеличение налоговых поступлений в
бюджет.
Однако проведение в жизнь этих
мероприятий не всегда может дать желаемый
результат. Это относится прежде всего
к сокращению предложения денег. Неизбежное
следствие снижения темпов прироста денежной
массы – падение уровня производства
и занятости. Хотя эта компромиссная теория
инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса,
некоторыми экономистами подвергается
критике, тем не менее, она подтверждается
практикой. Поэтому правительство имеет
возможность осуществлять выбор только
в отношении того, как сокращать темп роста
денежной массы - резко или постепенно.
[32].
Реакция государства на нарастающую
инфляцию может быть двоякой. Действия
государства предполагают либо формирование
условий наименее болезненной адаптации
к инфляции населения, либо выработку
системы мер, способных ей противоборствовать.
В этом случае государство пытается погасить
негативные экономические эффекты, связанные
с инфляцией. Например, затормозить вызванное
инфляцией падение курса национальной
валюты или усилить заинтересованность
бизнеса в инвестировании, которое подавлялось
ранее ростом цен. Одновременно со смягчением
последствий инфляции должна быть продумана
система мер, гасящая источники инфляции.
Умеренная инфляция (до 10% в
год) не считается опасной, поэтому современные
правительства в подобных случаях выбирают
тактику не противоборства с ней, а предпринимают
попытки заглушить ее негативные последствия
для населения.
При сильной инфляции, погасить
которую за короткий срок невозможно,
государство вынуждено оценивать величину
ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной
конъюнктуры. Потери в значительной степени
несут потребители, у которых снижается
жизненный уровень, поэтому правительство
обычно проводит политику амортизации
ударов инфляции. Она включает два направления:
индексацию доходов и компенсацию потерь
от инфляции.
Коэффициент индексации должен
строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку
инфляция не прекращается, индексацию
время от времени приходится повторять.
Достоинством адаптивной антиинфляционной
политики является смягчение социальной
напряженности, создание предела падения
жизненного уровня. Однако достигаются
эти результаты тяжелой ценой: затягивается
период выхода из инфляционной волны,
компенсации проводятся в государственном
секторе за счет бюджета, что усиливает
его дефицит. В итоге причины инфляции
не устраняются, а сглаживаются лишь ее
последствия.
Борьба с инфляцией имеет место
лишь тогда, когда устраняются вызвавшие
ее причины. Как мы уже знаем, инфляция
связана с деформациями на товарных и
денежных рынках, которые приводят к устойчивому
повышению совокупного спроса над совокупным
предложением. Поэтому антиинфляционная
политика государства должна обязательно
включать два блока: регулирование совокупного
спроса и регулирование совокупного предложения.
Эволюция рыночного мировоззрения
сформировала два направления антиинфляционной
политики: кейнсианское и монетаристское.
Дж. М. Кейнс считал, что поднять
уровень предложения можно, создав эффективный
спрос, который для предпринимателей должен
стать внешней активизирующей силой. Другим
рычагом роста предложения должны стать
дополнительные инвестиции, подстегнутые
дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство
создает тем, что предоставляет крупным
частным фирмам весомый государственный
заказ. Фирмы, связанные со смежниками,
дают им, соответственно, тоже заказы.
В результате создается мультипликативный
эффект, приводится в движение большой
комплекс предприятий. Спад сокращается,
безработица снижается. Предложение, подстегнутое
заказами и дешевым кредитом, растет, что
приводит в конечном счете к падению цен
и к сокращению инфляции.[14]
Особенностью кейнсианских
рецептов является углубление бюджетного
дефицита. Государственный заказ частному
бизнесу представляет собой дополнительный
государственный расход. Общественные
работы, которые Кейнс рекомендовал в
качестве условия выживания для безработных,
также становились дополнительным расходом.
Дефицит государственного бюджета
ни в коем случае не должен покрываться
дополнительной эмиссией денег. Последняя
– самая разрушительная форма инфляции,
ибо мгновенно распространяется и имеет
самый большой спектр действия. Кейнс
считал целесообразным другой путь –
прибегнуть к государственным займам,
которые можно будет погасить в дальнейшем,
когда страна преодолеет экономические
болезни.
Монетаристские антиинфляционные
концепции появились несколько позже,
когда кейнсианское регулирование экономики
было достаточно апробировано.
Монетаристы во главе с М. Фридменом
(Чикаго) обратили внимание, что кейнсианские
рецепты не дают кризису до конца выполнить
свою очищающую функцию – освободить
на какой-то срок экономику от хозяйственных
диспропорций и восстановить в стране
экономическое равновесие. Поэтому страна,
следуя кейнсианской политике, досрочно
выходит из кризиса, при этом старые диспропорции
в значительной мере сохраняются. В дальнейшем
на них накладываются новые, и страна за
сравнительно короткий срок вновь вползает
в кризис и инфляцию. Поэтому кейсианцы
причины инфляции до конца устранить не
могут.[32]
Недостаточность кейнсианских
программ с годами делалась все очевидней
в связи с тем, что во многих странах стал
значительно расти государственный долг.
Кроме того, преждевременный
выход страны из кризиса по кейнсианским
рецептам оборачивается сокращением периода
устойчивого сбалансированного роста.
В США вплоть до 70-х годов в послевоенное
время кризисы повторялись каждые четыре
года, в то время как раньше их периодичность
имела большие интервалы.
В странах с неразвитой инфраструктурой
экономика не может задействовать мультипликативный
эффект любого регулятора, используемого
банком или государством, так как нет возможностей
использовать оздоравливающий передаточный
механизм взаимодействия предприятий.
В начале 70-х годов инфляция
приняла острые формы. В отдельных странах
она стала перерастать в гиперинфляцию.
В этих условиях ждать, когда будут задействованы
стимулы предложения, невозможно. Необходимы
срочные "пожарные" меры, гасящие
источники инфляции. Такая политика опирается
на сокращение совокупного спроса.
3.3. Антиинфляционная
политика в РФ
Инфляционные явления сложились
в отечественной экономике еще в период
административно-командной системы –
в 80-е годы XX столетия.
Особенность этих процессов
заключалась в преобладании не денежных
факторов инфляции, включающих:
диспропорциональность структуры
экономики – устойчивые темпы роста тяжелой
промышленности, производящей средства
производства при стагнации отраслей,
производящих потребительские товары,
и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1
руб. денежной массы, находящейся в обращении,
приходилось 18 коп. потребительских товаров
в сфере розничной торговли;
фондовое распределение средств
производства между предприятиями-товаропроизводителями
через систему органов государственного
снабжения, искусственно создававших
их дефицит;
плановая централизованная
система ценообразования, основанная
на занижении цен на природные ресурсы
(политика«дешевых ресурсов»), что обусловило
высокую степень материалоемкости продукции,
производимой предприятиями;
низкий уровень внутренних
цен на ресурсы, предопределивший ресурсную
ориентированность экспорта, поскольку
доходы от экспорта дешевых по себестоимости
ресурсов значительно превышали доходы
от экспорта готовой продукции;
чрезмерность производственных
капитальных вложений в оборонную отрасль – до 50% ВВП;
формирование монополий крупного
производства: высокая степень управляемости
крупных производственных комплексов,
а также требования рационального использования
ограниченных ресурсов. Результатом стал
высокий уровень монополизма в форме предметной
специализации предприятий – около 94% продукции производилось
на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
усиление инфляционных процессов
после экономической реформы 1987 г., обусловленное
превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста
производительности труда. [11].
Инфляция первой половины 90-х
годов формировалась, с одной стороны,
в результате «инфляционного напряжения»,
сложившегося в период административно-командной
системы экономики, а с другой – под воздействием
факторов рыночной трансформации экономики.
Первичными (прямыми) факторами
стали: либерализация цен и хозяйственных
связей; включение российской экономики
в мировое хозяйство; переход к рыночному
механизму формирования курса рубля и
его внутренней конвертируемости; введение
новых косвенных налогов; опережающий
рост цен на топливно-энергетические ресурсы
и тарифов на транспортные перевозки;
ориентация отраслей на экспорт, приводящая
к высокой степени взаимодействия внутренних
и мировых цен; значительное число посредников
реализации продукции конечному потребителю;
заниженный характер цен в период командно-административной
экономики; высокое влияние импортируемой
инфляции.
Сложность и многофакторность
инфляции в России обусловили формирование
воспроизводственного подхода к теоретическому
обоснованию ее причин и совокупности
механизмов управления инфляционными
процессами. [11].
Воспроизводственный подход
к понятию инфляции как многофакторного
социально-экономического процесса включает
следующие взаимосвязанные элементы:
главные причины
- диспропорции в процессе воспроизводства
(включая производство, распределение,
обмен, потребление), а также ошибочная
экономическая политика;
следствие - избыток денег в обращении по
сравнению с реальными потребностями
хозяйственного оборота в деньгах;
сущность (основная форма проявления инфляции) – устойчивый общий рост цен и
обесценение денег по отношению к товарам
и иностранным валютам;
социально-экономические
последствия - перераспределение национального
дохода и национального богатства в пользу
предприятий-монополистов, государства,
теневой экономики за счет снижения реальной
заработной штаты, пенсий и других фиксированных
доходов населения; усиление имущественной
дифференциации общества; подрыв движущих
сил экономического развития.
Воспроизводственный подход
к оценке инфляции как многофакторного
процесса направлен на выработку комплексной
программы снижения ее темпов, включающей
регулирование как монетарных, так и немонетарных
факторов.
Регулирование денежных
факторов инфляции в современной России связано
с рядом проблем:
преобладанием валютного компонента
в формировании денежного предложения
Банка России из-за однобокого развития
российской экономики и повышения мировых
цен на экспортную продукцию топливно-энергетического
комплекса. Главный недостаток эмиссии
денег в России – слабая связь с формированием
денежного предложения путем кредитования
экономики, следовательно, актуально увеличение
кредитного компонента денежного предложения
с учетом условий процесса воспроизводства,
требований внутреннего хозяйственного
оборота. В России связь сохраняется, хотя
и однобоко, с денежным спросом доминирующей
в экономике экспортно-ориентированной
топливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует
развитие смежных отраслей и выступает
одним из крупнейших инвесторов. Таким
образом, деньги, эмитируемые Банком России
путем покупки валютной выручки экспортеров,
обмениваются на часть национального
дохода страны;
слабым воздействием классических
инструментов денежно- кредитного регулирования
(ставки рефинансирования, норм обязательных
резервов, операций на открытом рынке)
на формирование и перераспределение
финансовых ресурсов в экономике;