Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из-под контроля, дезорганизуя нормальный ход воспроизводства и превратилась во врага общества номер один.

Содержание работы

Введение 5
1 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности
2 Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды
3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Республике Белару
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

"Политика доходов"  направлена против факторов инфляции  издержек. Для подавления послед-ней  требуется недопущение раскручивания  инфляционной спирали "заработная  плата - цены" путем деиндексирования  доходов: либо параллельное замораживание цен и заработной платы, либо - чаще - допущение их роста в определенных, заранее заданных пределах. Эмпирически нащупано предельно допустимое соотношение темпов роста цен и индексами доходов, не вызывающее дальнейшего роста инфляции: около 0,2 (в зависимости от сформировавшейся в прошлом структуры воспроизводства - преобладает в ней производство потребительских или инвестиционных товаров). При этом рекомендуется дифференциация противоинфляционных выплат по отраслям в зависимости от темпов их роста. Но все же типичной для развитых стран формой компромисса между антиинфляционной политикой государства (требующей сведения к минимуму роста доходов) и его социальной политикой (предполагающей максимальную защиту населения от роста цен) выступает сегодня установление соотношения между темпами инфляции и темпами роста заработной платы на уровне 2:1. Причем столь ограниченная корректировка заработков производится обычно с некоторым опозданием (раз в полгода), что позволяет государству и частным фирмам заметно экономить на своих расходах и тем самым сбивать накал цен.

Важным инструментом "политики доходов" являются так  называемые ценовые соглашения, являющиеся важным элементом антиинфляционного  регулирования. Субъектами подобных соглашений являются государство, предприниматели и профсоюзы. Основа соглашения - взаимная заинтересованность участников ценового соглашения. Профсоюзы обязуются требовать повышения заработной платы только в соответствии с ростом производительности труда. Предприниматели обязуются изменять цены лишь для компенсации удельных издержек на рабочую силу. Правительству вменяется наблюдение за исполнением условий ценового соглашения. Дополнительно могут заключаться ценовые соглашения и между предприятиями - например, картельные соглашения между технологически связанными производствами, направленные на недопущение роста цен по технологиче-ской цепочке (обычно несбалансированного). При этом устанавливаются предельный уровень повышения цен, учитывающий индекс инфляции; срок, на который заключается договор; ответственность сторон за несоблюдение принятых обязательств.

В США администрация  Кеннеди использовала вариант добровольного  согласия предпринима-телей и профсоюзов не повышать цены и заработную плату  выше определенных пределов. Администра-ция  Никсона вводила замораживание и ограничение зарплаты и цен через принятие законодательно-административных решений. Президент Картер вводил экономические меры поощрения за соблюдение пределов роста цен и заработной платы в сочетании с санкциями за их нарушение.

Для использования ценовых  соглашений требуется определенное общественное согласие, осознание всеми  экономическими субъектами того обстоятельства, что плюсов у инфляции в стратегическом плане нет, что рано или поздно все от нее проиграют, все окажутся побежденными. Поэтому когда в национальном хозяйстве возникла открытая инфляция, из нее необходимо выбираться всем вместе, не толкаясь, не оттирая друг друга.

Использование кейнсианских подходов в антиинфляционном регулировании  в 60-70-е гг. не обеспечило желаемых результатов: галопирующая инфляция стала реальностью во многих странах. Причины сбоев в действии антиинфляционного механизма, построенного по рецептам кейнсианской школы:

    • непоследовательность и робость в проведении дефляционной политики: как только появлялись зримые признаки торможения экономического роста и увеличения безработицы, правительства переключали усилия на противоположные антиинфляционным меры стимулирования производства;
    • в этот период резко проявилась инфляция издержек, прежде всего внешнего характера: резкое удорожание сырья и, особенно, энергоресурсов;
    • сложилось отрицательное отношение и предпринимателей, и профсоюзов к административному ограничению роста зарплаты и цен, что привело к тихому саботажу этих инициированных правитель-ством мер. В последние годы правительства большинства стран ограничиваются лишь рекомендациями в области "политики доходов". Так, в США еще с приходом к власти Р. Рейгана было ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.
  1. Монетаристская модель антиинфляционной политики опирается на несравненно меньшее по объему (по сравнению с кейнсианской) вмешательство государства в игру рыночных сил, на представление о принципиальной возможности рыночной системы в значительной степени самостоятельно искоренить инфляционный вирус. Государству же в антиинфляционном механизме отводится весьма скромная роль, сводящаяся лишь к несравненно более жесткому использованию основных инструментов дефляционной политики, включая полную ликвидацию бюджетного дефицита и таргетирование, т.е. поддержание устойчивых темпов прироста денежной массы. Так что вариант дефляционной политики, отстаиваемый монетаристами, характеризуется стремлением государства полностью искоренить инфляцию предельно жесткими, не реагирующими на вероятный всплеск безработицы мерами рестриктивной экономической политики. Остальное в условиях дерегулирования экономики, по их мнению, доделает механизм рыночной конкуренции, приводящий общий уровень цен к относительно стабильному состоянию. При этом позиция монетаристов характеризуется отрицанием необходимости борьбы с инфляцией издержек, которая, якобы, сама себя устраняет. Рекомендуются лишь формирование и поддержка конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях - плавающий курс обмена национальной валюты.
  1. Теория "экономики предложения" особо подчеркивает необходимость всемерного стимули-рования производства и экономической деятельности как единственно необходимые способы постановки под контроль инфляционных процессов. Для решения этой задачи требуется проведение антимонопольного регулирования, рост эффективности производства, осуществление структурной перестройки экономики и т.п.
  2. Модель антиинфляционного регулирования, реализованная в ряде развивающихся стран, основана на синтезе ряда рекомендаций и монетаристов, и кейнсианцев, и структуралистов. Кейнсианских рецептов здесь оказывается для выхода из стагфляции недостаточно, поскольку их логика (рост денежной массы - снижение ставок процента - рост инвестиций, производства и занятости) оказывается малоприменимой в развивающихся странах. Прирост денежной массы здесь в крайне малой степени расходуется на приращение инвестиций, т.к. он обычно влечет за собой не сокращение процентных ставок, а прямое повышение цен. Кроме того, инфляция в этих странах, как правило, стимулирует отток капитала в сферы, относительно защищенные от отрицательного воздействия роста общего уровня цен: финансовую сферу, внешнюю торговлю, иностранные активы, торгово-посредническую деятельность. Зародившееся здесь направление экономической теории - структурализм - утверждает, что для сдерживания инфляции необходимы, прежде всего, изменения в структуре экономики: стимулирование сбалансированного экономического роста, ликвидация диспропорций, повышение эластичности предложения и мобильности факторов производства. Позиция структуралистов в рассматриваемом вопросе заключается в том, что:
    • при помощи одного финансового, денежного и ценового регулирования с инфляцией не спра-виться;
    • рестриктивные меры без сопутствующих структурных перестроек могут привести к кризису в экономике.

Именно исходя из опыта  борьбы с инфляцией в развивающихся  странах (особенно в лати-ноамериканском регионе) были сформулированы 2 основных варианта антиинфляционной стратегии и тактики:

  1. Ортодоксальная, признающая господствующую роль денежных факторов в развитии инфляции. Она предусматривает максимально возможное задействование рыночных регуляторов (свободные цены при ограничении роста зарплаты, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках и т.п.); свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к ликвидации (минимизации) бюджетного дефицита и стабильному темпу прироста денежного предложения в соответствии с реальными возможностями расширения производства). Как видим, ортодоксальная концепция носит монетаристский характер. Примером ее реализации может служить программа МВФ, принятая в России как основа перехода к рыночной экономике.
  2. Гетеродоксная (неортодоксальная), применяемая в условиях действия серьезных инфляционных факторов неденежного характера (факторов инфляции издержек). Она включает более активное регулирующее воздействие государства, в том числе временное замораживание цен и заработной платы (или сдерживание их взаимосвязанного роста) - т.е. "политику доходов"; участие государства в создании рыночной инфраструктуры; поддержку жизненно важных отраслей и производств в ходе реализации структурной и инвестиционной политики; регулирование внешней торговли и валютных операций. Гетеродоксная концепция представлена в теоретических школах немонетаристского характера.

На практике обычно обе  концепции применяются одновременно. Причем даже в странах с рыночной экономикой справиться с высокой инфляцией с помощью только ортодоксальной концепции удается редко; как правило, антиинфляционная политика требует для борьбы с факторами инфляции издержек и адекватных немонетаристских мер.

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

По данным Белстата и Евростата, индексы потребительских цен в Республике Беларусь и отдельных странах в июле 2012 года составили:

 

Таблица 3.1 Индексы потребительских цен в Республике Беларусь 
и отдельных странах (в процентах)

 

К предыдущему месяцу

Июль  
2012 г.  
к декабрю 
2011 г.

май 
2012 г.

июнь 
2012 г.

июль  
2012 г.

1

2

3

4

5

Республика Беларусь

101,6

101,8

101,3

112,0

Болгария

99,9

99,0

101,5

102,1

Венгрия

99,8

100,1

99,9

104,3

Германия

99,8

99,9

100,4

100,9

Ирландия

100,0

99,8

99,9

101,1

Испания

99,9

99,8

99,8

100,5

Италия

100,0

100,2

100,1

102,0

Казахстан

100,7

100,3

100,3

103,0

Латвия

99,8

99,9

99,5

101,5

Литва

100,1

99,9

100,0

102,3

Норвегия

100,0

99,5

99,5

99,8

Польша

100,2

100,2

99,5

102,1

Российская Федерация

100,5

100,9

101,2

104,5

Словакия

100,1

100,2

100,0

102,5

Турция

99,8

99,1

99,8

101,7

Украина

99,7

99,7

99,8

99,9

Финляндия

100,0

100,1

99,8

101,8

Чешская Республика

100,2

100,2

99,9

102,5

Эстония

99,9

100,1

100,2

102,6


 

Индексы потребительских  цен на продукты питания в Республике Беларусь и отдельных странах в июле 2012 г. представлены на рисунке 3.1.

 

Рис. 3.1 Индексы потребительских  цен на продукты питания в Республике Беларусь и отдельных странах в июле 2012 г. (в процентах к декабрю 2011 г.)

 

Рис. 3.2 Индекс потребительских  цен по Республике Беларусь и странам  ЕС (в процентах к предыдущему  месяцу)

 

По странам ЕС представлен  гармонизированный индекс потребительских  цен, исчисленный по 27 странам. Гармонизированный ИПЦ рассчитывается в странах ЕС по методологии Евростата в соответствии с унифицированным подходом в целях получения оценки потребительской инфляции в еврозоне.

Анализируя динамику индекса потребительских цен  в 2011 году можно отметить, что индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 г. по сравнению с ноябрем 2011 г. составил 102,3%, с декабрем 2010 г. – 208,7%.

Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2011 г. по сравнению с ноябрем 2011 г. составил 103,9%, в том числе на инвестиционные товары – 106,2%, промежуточные товары – 103,6%, потребительские товары – 103,5%.

 

Таблица 3.2 Индексы цен  в Республике Беларусь (в процентах)

 

Декабрь 2011 г. к

2011 г. 
к 
2010 г.

ноябрю 
2011 г.

декабрю 
2010 г.

1

2

3

4

Индекс потребительских  цен

102,3

208,7

153,2

Индекс цен производителей 
промышленной продукции

103,9

249,4

171,4

продукция производственно-технического назначения

104,2

258,2

177,8

Индекс цен в строительстве

108,9

207,5

148,1

строительно-монтажные работы

111,4

197,6

140,7

Индекс тарифов на перевозку грузов

98,7

250,3

154,7

Индекс тарифов на услуги связи для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей

103,5

138,6

110,3

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ