Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:13, курсовая работа
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из-под контроля, дезорганизуя нормальный ход воспроизводства и превратилась во врага общества номер один.
Введение 5
1 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности
2 Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды
3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Республике Белару
Заключение 28
Список использованных источников 29
Рис. 3.3 Инфляция и изменение курса белорусского рубля по отношению к доллару США (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Ценовая ситуация находится под особым контролем Правительства, принимаются необходимые меры по стабилизации ситуации на потребительском рынке страны.
По мнению Правительства Республики Беларусь, в настоящее время необходимо проводить более агрессивную антиинфляционную политику. Регулировать нужно 3 компонента — совокупный спрос, издержки производителей и инфляционные ожидания. Нужно восстановить уровень доверия к проводимой экономической политике. Важнейшим шагом в этой связи станет выход на единый курс, который целесообразно устанавливать на основе спроса и предложения на рынке. Для этого необходимо вести совместную скоординированную политику правительства и Нацбанка в части ужесточения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Более того, Правительство ставит задачу по сокращению льготного финансирования государственных программ, хотя, конечно, не все они будут сокращены. На сегодня объем кредитования госпрограмм банками уже снижен на 10 трлн. Br, но в Минэкономики полагают, что необходимо дальнейшее сокращение примерно на 4,5 трлн.
В Правительстве отрицательно характеризуют методы «ручного» регулирования цен. Опыт других стран показывает, что такие ограничения приводят к искажениям, устраняют ценовую конкуренцию и убивают малый бизнес. Регулирование цен приводит к ажиотажу и дефициту товаров на внутреннем рынке. Как бы это не звучало непопулярно, именно конкуренция будет вести к снижению цен, и в этой связи последовательная реализация Директивы № 4 будет способствовать снижению инфляционных процессов.
Эффективная антиинфляционная политика в Республике Беларусь должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита, методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
— политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;
— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.
И если в качественном аспекте вопрос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением эконометрических методов анализа инфляции. (
Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией действий Национального банка представляется следующая:
- использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли;
- формирование денежного
предложения в национальной
- совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности.
По сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений:
- благоприятное — совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;
- нейтральное — сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2012 году может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;
- неблагоприятное — отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2012-2013 годах, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора.
Построение эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на данном этапе представляется нецелесообразным, так как экономика в настоящее время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее развития на ближайшие годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативные социальные
и экономические последствия
инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику. Антиинфляционная
политика насчитывает богатый
В антиинфляционной политике государств можно выделить два подхода. Первый подход (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платёже – способный спрос.
На практике существует
множество методов
Практика экономического регулирования показала. Что кривая Филлипса может быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5–10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:
1. Политика, направленная
на сокращение бюджетного
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика». Эдвин Дж. Долан. С. Петербург. Изд. «Санкт-Петербург Оркестр» 2008.
2. «Курс экономической теории» под общей редакцией проф. Чепурина М. Н и проф. Киселевой Е. А. МГИМО Киров 1994.
3. «Учебник по основам экономической теории», Камаев В. Д. Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана. «Владос», Москва, 2009.
4. «Общая экономическая теория. Политэкономия». В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова. «Промо-Медиа» Москва 2008.
5. «Денежное обращение, кредит и банки» Н. Г. Антонов, М. А. Пессель. «Финстатинформ» Москва 2007.
6. «Экономика» А. С. Булатов. БЕК. Москва 2005.
7. «Экономикс реферат-дайджест». К. Макконнелл. Л. Брю. Изд. «Менеджер». С. Петербург. 2005.
8. «Экономическая теория». Учебное пособие под общ. ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко, Минск, БГЭУ, 2011.
9. «Макроэкономика». Учебное
пособие под ред. Н. И.
10. «Экономическая теория в вопросах и ответах». Учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.
11. П. Самуэльсон «Экономика», М. 1992
12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 2009.
13. «Экономическая теория».
Учебник, под ред. И. П.
14. «Экономическая теория
национальной экономики и
15. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. «Макроэкономика». Учебник для вузов. — М., Юнити, 2004.
16. Экономическая газета. Номер 56 за 19.07.2012
|
Лист | |
Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ