Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из-под контроля, дезорганизуя нормальный ход воспроизводства и превратилась во врага общества номер один.

Содержание работы

Введение 5
1 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности
2 Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды
3 Особенности реализации антиинфляционной политики в Республике Белару
Заключение 28
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ

 

Выделяют два главных  варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что связывается с ограничениями государственных расходов) и поддержания темпов прироста денежной массы, соответствующих росту реального выпуска. Предполагается, что рынок сам восстановит макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволят снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь методом «шоковой терапии».

Гетеродоксная программа  стабилизации и борьбы с инфляцией  рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек), либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги и некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается переходом от монетаризации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).

Постепенная либерализация  в рамках гетеродоксной политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких  ограничений со стороны государственных  расходов и денежной массы, что предотвращает  угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия становится возможным не только на фоне снижения инфляции, но и при повышении выпуска и занятости.

На практике в основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит т. н. компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

Таким образом, методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Прямые  методы.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. Государственное регулирование цен;
  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 Косвенные методы.

1. Регулирование общей массы денег через  управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного  и учетного процесса коммерческих  банков через управление ими  центральным банком;

3. Обязательные резервы  коммерческих банков, операции центрального  банка на открытом рынке ценных бумаг.

Первоочередные  антиинфляционные методы.

Сбивать темпы инфляции - значит, сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию.

 К первоочередным  мерам относятся:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка  выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных  закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли  промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования, утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России  рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства и услуг. Ввести государственные  кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции  должны осуществляться через  немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Главная задача центрального банка  должна состоять в том, чтобы снабдить экономику нужным количеством денег, создать долговременные условия  для ее неинфляционного развития. Вместе с тем центральному банку приходится решать другие экономические проблемы, прямо не связанные с инфляцией, но которые могут ее провоцировать. Так, если взять страны с развитыми рыночными отношениями, то здесь для предотвращения надвигающегося спада производства центральный банк может использовать имеющиеся в его распоряжении сильно действующие инструменты денежной политики. В этой ситуации центральный банк, как правило, начинает увеличивать предложение денег. Денежный рынок на это реагирует понижением их цены, то есть ставок банковского процента. Происходит удешевление кредита, и они становятся доступными для производителей, которые, одолжив денег у банков, направляют их на финансирование капитальных вложений, увеличивают производство и предложение товаров и услуг.

Центральному банку  приходится наращивать объем денежной массы и в том случае, когда  у него взаймы берет правительство, покрывающее таким способом дефицит  государственного бюджета.

В указанных ситуациях количество денег, находящихся в обращении, возрастает. Если скорость, с которой увеличивается денежная масса, не выходит за рамки условия долгосрочного равновесия денежного рынка, то инфляции не будет, ибо в экономику вливается столько денег, сколько необходимо для обслуживания более обильного потока товаров и услуг. Такую политику банка можно считать неинфляционной.

Но это бывает далеко не всегда. Гораздо чаще государство, стараясь подстегнуть производство, закрыть  дыры в бюджете или преследуя  иные цели, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Стремление побыстрее покончить с сиюминутными текущими проблемами с подключением к этому центрального банка, государство наводняет экономику излишними денежными знаками и способствует ускорению инфляции.

Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика может дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг,  либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:

  • проведение разумной приватизации государственной собственности;
  • массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;
  • установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничить текущий спрос;
  • и другие методы.

Правильно применяемые  долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.

Модели антиинфляционного  регулирования, используемые тем или иным правительством, находятся в определяющей зависимости от типа социально-экономического устройства общества: рыночного или смешанного, командного или переходного, развитой страны или развивающейся. Они также зависят от теоретической доктрины, являющейся основой проводимой в ней макроэкономической политики.

  1. Классическая экономическая теория, опирающаяся на количественную теорию денег, считала необходимым для сокращения инфляции как сугубо денежного явления простое сокращение количества бумажных денег в обращении. И, действительно, главным элементом антиинфляционного механизма является рестриктивная денежная политика центрального банка. Однако если инфляционная болезнь запущена, одними денежными мерами не обойтись: необходимо укрепление финансов, расширение производства и предложения товаров, сжатие текущего спроса и т.п.
  2. Кейнсианская теория включает два варианта антиинфляционной политики:
    • дефляционную политику (или политику "управления спросом");
    • "политику доходов".

Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса (снижение уровня государственных расходов, увеличение налогов, рестриктивную денежно-кредитную политику). Чрезмерное разбухание совокупного спроса считается допустимым устранить и путем конфискационной денежной реформы. Следует иметь в виду, что реализация кейнсианской дефляционной политики как инструмента антиинфляционного регулирования вовсе не означает наступления собственно дефляции как сокращения общего уровня цен - этот уровень обычно продолжает повышаться, однако меньшими темпами. То есть речь в данном случае идет скорее не о дефляции, а о дезинфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в РБ