Антиинфляционная политика Нацбанка РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Между экономистами существуют фундаментальные расхождения во взглядах на причины инфляции, и, следовательно, и на способы борьбы с ней. Одна группа экономистов придерживается того мнения, что инфляция представляет собой чисто монетарное явление, причиной которого является чрезмерная денежная эмиссия, следовательно, способы борьбы с инфляцией сводятся к решительному ограничению денежной массы и проведению жесткой денежно-кредитной политики. Другая группа экономистов настаивает на том, что в то время как рост денежной массы является необходимым условием инфляции, фундаментальные причины обусловлены другими факторами, и меры антиинфляционной политики должны быть направлены против этих факторов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики банка 5
1.1 Сущность и понятие инфляции 5
1.2 Историческое развитие антиинфляционной политики 8
2. Анализ антиинфляционной политики Нацбанка Республики Беларусь 12
2.1 Развитие инфляции в Республике Беларусь 12
2.2 Роль Национального Банка Республики Беларусь в проведении антиинфляционной политики 16
3. Рекомендации по развитию антиинфляционной политики Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика Нацбанка РБ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В 80-90-е годы, период проб и ошибок, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две  программы финансовой стабилизации — ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ). Ортодоксальная программа опираемся на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:

- уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета;

- повышение налогов;

- поддержание высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;

- упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);

- уменьшение государственной собственности за счет приватизации;

- максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета (желателен профицит) и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

Гетеродоксная программа  опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, «экономики предложения», «структурной инфляции»). Она исходит  из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства.

К основным предлагаемым мерам относятся [18, c. 71]:

- временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (политика доходов);

- либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;

- стимулирование производства путем значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов (пример — «рейганомика-2» в США, где были резко снижены подоходный налог и налог на прибыль);

- участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;

- государственный контроль монополистических процессов — появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США — антитрестовскую политику;

- регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;

Опыт показывает, что наиболее удачные результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной — достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен и тем самым не полностью компенсирующей снижение реальной заработной платы и других доходов.

В развивающихся странах  используются также более специфические  меры — поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий  набор жизненно важных товаров и  услуг, удовлетворяющих минимальные  потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.

Мировой опыт свидетельствует, что такие меры смягчают отрицательные  экономические последствия высокой  инфляции и социально-политическую напряженность в обществе.

 

 

2. Анализ антиинфляционной  политики Нацбанка Республики  Беларусь

 

 

2.1 Развитие инфляции в Республике Беларусь

 

 

Инфляция в Беларуси в 2008 году составила 13,3%, что на 1,2% больше, чем в 2007 году и на 6,7% больше, чем  в 2008 году (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 Инфляция в  Беларуси за 1995-2008 гг.

Показатели

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Индекс потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

344,0

207,5

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

Индекс цен производителей промышленной продукции 
(декабрь к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

221,8

268,0

142,6

128,1

118,8

110,0

109,0

116,8

116,4


 

На характер динамики изменения индекса потребительских  цен в 2007-2008 году значительное влияние оказал рост издержек производства вследствие значительного роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, рост цен на продукты питания на мировых рынках, а также прочие внутренние и внешние факторы.

Прирост индекса цен на продовольственные  товары в 2007 году составил 15,9 процента (годом ранее - 6,5 процента). В наибольшей степени росли цены тех товаров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на 36,8 процента), пшено (на 29,9 процента), молоко и молочные продукты (на 28 процентов).

Динамику роста цен на продукты питания, как уже отмечалось выше, определили как рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, так и рост на мировых рынках цен на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора), а также на молоко и молочные продукты вследствие уменьшения объема производства молока, увеличения спроса на молочные продукты и отмены субсидий на производство молока фермерским хозяйствам в странах Евросоюза.

Социально-экономические  последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие  инфляции – это перераспределение  доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей [3, c. 97].

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением  номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения  они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов  в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население  стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного  пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы  фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы  к инвестированию в результате роста  ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В Беларуси принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Индекс потребительских цен по итогам 2008 года составил 113,3% (задание - 108%). В январе 2009 года инфляция сложилась на уровне 4,1 процента, что связано с девальвацией рубля. Вместе с тем в стране принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Так, в результате проверочных действий Министерства экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и других мер в Беларуси удалось сбить волну необоснованного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.

По результатам работы за 2008 год выполнено 17 из 19 важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Главой государства. В сложившейся  ситуации не удалось обеспечить достижение установленных показателей внешнеэкономической деятельности.

Экономическая ситуация на внешних рынках пока не достигла устойчивой равновесной точки и  поэтому отрицательно сказалась  на результатах января 2009 года.

В первую очередь это касается машиностроительных предприятий. Данная отрасль в наибольшей степени подвержена спаду в экономиках соседних государств. Что касается белорусских предприятий, то их потери за прошедшие 4-5 месяцев сложились на уровне 30% по объему реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В этой ситуации ключевую роль должно сыграть стимулирование внутреннего спроса, а также принятие мер по удержанию внешних рынков сбыта.

В республике принимаются  все необходимые меры по минимизации  последствий мирового кризиса для этих предприятий. Сложнее обстоят дела на предприятиях легкой промышленности, предприятиях Минстройархитектуры, поскольку их работа связана с сезонным спросом на выпускаемую продукцию и отсутствием достаточных средств за экспорт товаров.

Важнейшей задачей в  настоящее время является решение  проблемы неплатежей с нашим основным торговым партнером - Российской Федерацией. Сокращение объема взаимных расчетов приводит к снижению товарного потока, нарастанию у предприятий запасов  готовой продукции, сокращению оборотных средств. По итогам последней встречи Президента Беларуси с Президентами России и Украины Правительствам стран были даны соответствующие поручения пробивать возникшие “финансовые тромбы”. Для этого банки должны начать максимально кредитовать реальный сектор экономики.

Уже начата работа по реализации Плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Планом предусмотрена подготовка предложений по предоставлению субъектам хозяйствования равных условий доступа к мерам государственной поддержки, включая доступ к государственным закупкам и льготным кредитным ресурсам.

Также в настоящее время в Беларуси принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Созданы рабочие группы в правительстве, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики.

Также приняты меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики страны, при разработке которых учтен опыт антикризисных решений, принятых в Российской Федерации, Казахстане и других странах СНГ. Реализация этих мер направлена на принятие уже более конкретных, гибких решений, по обеспечению стабильной работы крупнейших предприятий республики.

 

 

2.2 Роль Национального  Банка Республики Беларусь в  проведении антиинфляционной политики

 

 

В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Информация о работе Антиинфляционная политика Нацбанка РБ