Антиинфляционная политика Нацбанка РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Между экономистами существуют фундаментальные расхождения во взглядах на причины инфляции, и, следовательно, и на способы борьбы с ней. Одна группа экономистов придерживается того мнения, что инфляция представляет собой чисто монетарное явление, причиной которого является чрезмерная денежная эмиссия, следовательно, способы борьбы с инфляцией сводятся к решительному ограничению денежной массы и проведению жесткой денежно-кредитной политики. Другая группа экономистов настаивает на том, что в то время как рост денежной массы является необходимым условием инфляции, фундаментальные причины обусловлены другими факторами, и меры антиинфляционной политики должны быть направлены против этих факторов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики банка 5
1.1 Сущность и понятие инфляции 5
1.2 Историческое развитие антиинфляционной политики 8
2. Анализ антиинфляционной политики Нацбанка Республики Беларусь 12
2.1 Развитие инфляции в Республике Беларусь 12
2.2 Роль Национального Банка Республики Беларусь в проведении антиинфляционной политики 16
3. Рекомендации по развитию антиинфляционной политики Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика Нацбанка РБ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Национальный банк совместно  с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на очередной  год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Со времени получения  Беларусью независимости право  выработки и проведения денежно-кредитной политики принадлежало Национальному банку Республики Беларусь. В частности, среди других основных задач Национального банка статей 2 Закона Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь" была определена "выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь". Статья 5 данного закона устанавливала форму реализации этого права. Эта статья определяла, что "Национальный банк Республики Беларусь представляет в Верховный Совет Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также ежеквартально информирует Верховный Совет Республики Беларусь о состоянии денежной эмиссии.

Верховный Совет Республики Беларусь обсуждал Основные направления  денежно-кредитной политики на очередной год и принимал постановление, в котором высказывались рекомендации Национальному банку Республики Беларусь.

Исключительное право  выработки и осуществления денежно-кредитной  политики, принадлежащее Национальному  банку, обеспечивалось статьей 4 данного закона, которой было установлено, что "Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных ему… Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка Республики Беларусь, осуществляемую в рамках его полномочий".

До 1996 г. Национальный банк в основном осуществлял это право.

Однако, в связи с  внесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года (по результатам не признанного  цивилизованным миром референдума 24 ноября 1996 г.) статьей 107 уточненной редакции Конституции Республики Беларусь среди других функций Правительства (Совета Министров Республики Беларусь) определено обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. В соответствии с уточненной редакцией Конституции Республики Беларусь Национальный банк утратил исключительное право выработки и осуществления денежно-кредитной политики. Оно перешло к исполнительной власти. Парламент - Национальное собрание в соответствии с уточненной редакцией Конституции не имеет обязанности обсуждения Основных направлений денежно-кредитной политики и дачи рекомендаций по ним.

В соответствии с уточненной редакцией Конституции (статья 136) функции  Национального банка сводятся к  регулированию кредитных отношений, денежного обращения, определению  порядка расчетов и обладанию  исключительным правом эмиссии денег.

Ограничение функций  Национального банка в выработке  и осуществлении денежно-кредитной  политики получило свое дальнейшее развитие в последующих законодательно-нормативных  актах.

В частности, принятием  в 1998 г. Закона Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" право выработки и осуществления денежно-кредитной политики оказалось разделенным между Правительством и Национальным банком. В соответствии с данным законом в обязанность Правительства вменена разработка программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пятилетка) и ежегодных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь.

Эти документы, определяющие важнейшие направления экономической политики страны, разрабатываемые Правительством, включают раздел "Денежно-кредитная и валютная политика". Данный раздел предписывает широкий круг положений, который должен учитываться Национальным банком при выработке и осуществлении денежно-кредитной политики (параметры по приросту денежной массы в национальной валюте, кредитованию Национальным банком Правительства (участие в финансировании дефицита республиканского бюджета) и рефинансированию банков посредством представления целевых кредитов, политику курсообразования и регулирования валютного рынка и другие).

Изменение положения  Национального банка в структуре  органов государственного управления сказалось на денежно-кредитной  политике, проводимой Национальным банком, на функционировании банков. Это изменение нашло свое выражение в том, что Национальный банк при проведении денежно-кредитной политики все более и более начал отходить от функций, законодательно предписанных к нему. В связи с координацией деятельности Национального банка Правительством проводимая денежно-кредитная политика стала ориентироваться на решение текущих экономических задач.

Банковский Кодекс Республики Беларусь, внесенный в 1999 г. Президентом  Республики Беларусь Палате представителей Национального собрания, в части выработки и осуществления денежно-кредитной политики, статуса Национального банка в системе органов государственной власти и управления не только закрепил практику, сложившуюся в 1996-2000 годах, но и далее ограничил самостоятельность Национального банка в выработке и осуществлении денежно-кредитной политики. Это нашло свое отражение:

в понижении статуса  правовых актов Национального банка. В статье 2 Банковского Кодекса, определяющей банковское законодательство, регулирующее отношения банковской деятельности, правовые акты Национального банка среди других актов отнесены на четвертое место. Им предшествуют: 1) законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); 2) распоряжения Президента Республики Беларусь, носящие нормативный характер; 3) постановления Правительства Республики Беларусь;

в разработке и проведении Национальным банком совместно с  Правительством единой денежно-кредитной политики (Статья 26 Банковского Кодекса);

в представлении Национальным банком совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год (Статья 27 Банковского Кодекса);

в ежегодном утверждении  Президентом Республики Беларусь Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

в понижении статуса  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь среди  других государственных документов, определяющих экономическую политику страны.

Если программа на среднесрочную перспективу, прогноз  социально-экономического развития и  бюджет Республики Беларусь вносятся в Парламент страны, то Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год не рассматриваются этим органом, а утверждаются только Президентом Республики Беларусь.

Изложенная выше законодательно-нормативная  база ограничивает правомочия Национального  банка в выработке и осуществлении  денежно-кредитной политики, создает правовое поле для вмешательства государственных должностных лиц - Президента и Правительства в деятельность Национального банка, что оказывает существенное влияние на развитие денежно-кредитной системы, валютного рынка и банковской системы.

Трансформация законодательно-правовой базы проведения денежно-кредитной политики в направлении ограничения самостоятельности Национального банка, переход Национального банка в оперативное подчинение Правительства привели к отходу ориентации развития денежно-кредитной сферы от решения имманентно присущих ей целей и задач (обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы) к решению текущих задач социально-экономического развития, выразившимся в нарастании финансирования банковской системой (Национальным банком и коммерческими банками) дефицита республиканского бюджета и экспансивном кредитовании государственных программ.

Жесткое административное регулирование белорусской экономики  в  1997- 2003 гг. было  оправданно,  ибо либерализация цен в отсутствие  рыночных институтов в начале 90-х гг. привела к  неуправляемому  росту  цен.  Сегодня необходимости  в  жестких  командных  мерах  нет.  Правительство   знает   о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците  инвестиций  в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных  мер  оно назвало  снижение  налоговой  нагрузки,  рост  реальных  доходов  населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.

Резко снизить темпы  инфляции  сейчас  невозможно.  Хотя  положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в  Национальном  банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно  дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

В 2005 году планировалось, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать  эти планы непросто, ибо бюджету  приходится  изыскивать  источники,  которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.

Политика, направленная на денежную стабилизацию  в  стране  и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения  в реальном секторе экономики.

Столкнувшись с проблемой  нарастающего ухудшения финансового  положения большинства  госпредприятий  и  недостатком   средств   для   финансирования запланированных бюджетных  расходов,  правительство  и  Нацбанк  прибегли  к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в  борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный  банк  страны  постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне  более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.

 

 

 

3. Рекомендации по развитию  антиинфляционной политики Республики  Беларусь

 

 

Обычно инфляция есть результат превышения денежной массы над товарной массой. В переходной экономике обычно денежная масса меньше ВВП. Автор раскрывает другие механизмы инфляции, такие, например, как большая разница внутренних и мировых цен, превалирование старых технологических укладов в экономике страны, высокая ставка рефинансирования, низкий коэффициент монетизации.

Одним из дискуссионных  вопросов современной макроэкономической политики государства является разработка комплекса мер, позволяющих обуздать инфляционные процессы. Трудность данной задачи заключается в том, что инфляция порождает множество экономических процессов с положительной обратной связью, когда результат какого-либо процесса выступает в то лее время предпосылкой его повторения на новом уровне. В качестве примера укажем три закономерности: 1) спираль «зарплаты—цены», рост которых взаимно обусловлен; 2) взаимная связь между ростом цен и ростом объёмов денежной массы; 3) прямая взаимозависимость между спадом физических объёмов производства и развертыванием инфляционных процессов, последовательно усугубляющих друг друга (так называемая инфляционная ловушка).

Без «обуздания» инфляции не получается качественного экономического развития. Инфляция «съедает» все  накопления. Реальное значение увеличения прибыли, скорректированного на индекс потребительских цен, не обеспечивало компенсацию роста цен до 2004 г. включительно. В 2005 г. темп роста прибыли был выше инфляции по всем отраслям реального сектора экономики Республики Беларусь. Таким образом, инфляция разрушает инвестиционный потенциал реального и банковского секторов, чем и объясняется тот факт, что основные фонды изношены до 70—80% (в два раза выше порогового значения в 40 %). В макроэкономической системе, подверженной инфляции, возникает множество проблем, порождающих друг друга подобно замкнутому кругу, и задача правительства заключается в том, чтобы обнаружить «узкие» места, в которых этот круг может быть разорван.

Рекомендации Международного валютного фонда и других международных  финансовых организаций по обеспечению  финансовой стабилизации сводятся к следующему комплексу мер:

- жёсткий контроль над объёмом денежной массы;

- обеспечение (насколько это возможно) стабильности валютного курса и привязка эмиссии любых долговых обязательств государства к объёму валютных резервов;

- последовательное снижение, а затем ликвидация бюджетного дефицита.

Даная логика преодоления  инфляции исходит из предположения, будто инфляционные процессы порождены  преимущественно монетарными факторами, и их можно нейтрализовать, приводя  в действие главным образом монетарные рычаги влияния на макроэкономическую систему.

Сжатие денежной массы  негативно сказывается на реальном секторе экономики. Потому как в  здоровой, растущей экономике имеет  место мультипликатор спроса (один рубль, выплаченный из бюджета государства, оборачивается несколькими рублями инвестиций, вложенных в разные отрасли хозяйства, по цепочке предъявляющие спрос на продукцию друг друга), так же в кризисной экономике включается обратный мультипликатор. Попытка сжатия денежной массы, которая проводилась в Республике Беларусь, ничего хорошего не могла дать ещё и потому, что не учитывался низкий коэффициент монетизации, который имеет место в экономике страны. При этом он в несколько раз меньше порогового значения (60%). В Республике Беларусь он равен 10%, то есть при объёме ВВП (по паритету покупательной способности) USD 100 млрд. нашей экономике недостаёт денежной массы в размере USD 50 млрд., которую замещают иностранные денежные знаки, в основном доллары США.

Возникает закономерный вопрос: в чём причина белорусской инфляции? Из экономической теории известно, что основной причиной инфляции является превышение денежной массы над товарной. Нам представляется, что причин несколько.

Информация о работе Антиинфляционная политика Нацбанка РБ