Антиинфляционная политика Нацбанка РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Между экономистами существуют фундаментальные расхождения во взглядах на причины инфляции, и, следовательно, и на способы борьбы с ней. Одна группа экономистов придерживается того мнения, что инфляция представляет собой чисто монетарное явление, причиной которого является чрезмерная денежная эмиссия, следовательно, способы борьбы с инфляцией сводятся к решительному ограничению денежной массы и проведению жесткой денежно-кредитной политики. Другая группа экономистов настаивает на том, что в то время как рост денежной массы является необходимым условием инфляции, фундаментальные причины обусловлены другими факторами, и меры антиинфляционной политики должны быть направлены против этих факторов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы антиинфляционной политики банка 5
1.1 Сущность и понятие инфляции 5
1.2 Историческое развитие антиинфляционной политики 8
2. Анализ антиинфляционной политики Нацбанка Республики Беларусь 12
2.1 Развитие инфляции в Республике Беларусь 12
2.2 Роль Национального Банка Республики Беларусь в проведении антиинфляционной политики 16
3. Рекомендации по развитию антиинфляционной политики Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика Нацбанка РБ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что курс белорусского рубля занижен более чем в 4 раза от паритета покупательной способности. По этой причине наши внутренние цены в 4 раза меньше внешних. Поскольку экономика страны открытая, то по закону «сообщающихся сосудов» внутренние цены будут постоянно стремиться достичь уровень мировых, что мы и наблюдаем на практике. Поэтому растут издержки наших товаропроизводителей, что вызывает рост цен товаров и услуг и, соответственно, инфляцию. Что в такой ситуации следует предпринять?

Необходимо путём взвешенных и продуманных мер провести дедолларизацию экономики. Такой процесс уже начался, население поверило в белорусский рубль, и эту тенденцию надо укреплять.

Принять программу по переходу цен нашей экономики  на уровень цен европейских стран. Если взять опыт воссоединения Германии, то первым делом, как пишет известный  немецкий экономист Хорст Зиберт в своей книге Риск объединения, были изменены «искажённые и фальсифицированные цены», которые разительно отличались от мировых.

Установить монетарные нормативы, пропорции, значения на уровне европейских стран.

На уровень инфляции может влиять так называемый инфляционный перегрев экономики, когда быстрый прирост инвестиций не вызывает адекватного увеличения текущего объёма ВВП в силу его приближения к уровню потенциального ВВП. Как известно, потенциальный объём ВВП определяется последней единицей предельного (наиболее дефицитного) ресурса. В экономике Китая, например, в течение последних двух десятилетий таким предельным ресурсом является электроэнергия. В трудодефицитных регионах достижение потенциального ВВП связано с состоянием так называемой полной занятости. В капиталодефицитных регионах достижение потенциального ВВП связано со степенью перевода национального вещественного богатства в удобную денежную форму. Такое состояние характерно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, у которых обычно стоимость земли, ископаемых богатств и недвижимости не представлена в банковском капитале ввиду отсутствия соответствующих правовых и институциональных изменений. В период инфляционного перегрева стимулирование инвестиционного процесса наталкивается на ограничения в виде дефицита ресурсов, количество которых не может быть в надлежащей степени увеличено, вследствие чего прирост инвестиций вызывает подъём общего уровня цен без адекватного приращения ВВП.

Таким дефицитным ресурсом для Республики Беларусь, безусловно, является денежный капитал. Например, чтобы достичь европейского качества рыночной среды нам необходимо создать около 50 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Из расчёта USD 50 тыс. на создание одного субъекта требуется USD 15 млрд. Наши банковские активы равняются USD 5—6 млрд, и в то же время наша земля, которая стоит USD 40 млрд., и жильё в сумме 30 млрд, не имеют денежного выражения в банковском капитале страны. Вывод один: срочно вводить ипотеку, которая сможет вовлечь эту серьёзную стоимость в хозяйственный оборот.

Важнейшим источником инфляции в Республике Беларусь следует считать технологическую деградацию производства. В самом деле, инвестиции в стареющие технологические уклады вызывают неизбежное нарастание инфляции издержек. Каждая технология развивается по закону S-образной (логистической) кривой: фаза латентного (скрытого) развития, фаза резкого взлёта, приносящая значительную прибыль при сравнительно небольших затратах, и, наконец, фаза отмирания, когда технология становится неэффективным объектом инвестирования. Отмирающие технологии, находящиеся в последней фазе «жизненного» цикла и приближающиеся к технологическим пределам, подобны «чёрным дырам»: они способны «поглотить» любой объём инвестиций, от которых ни страна, ни отдельное предприятие никогда не получат адекватной отдачи.

По этому поводу можно  вспомнить трудности с размещением  в нашей промышленности китайского кредита в сумме USD 1 млрд. Эти трудности  и объясняются отсутствием подходящих объектов для инвестирования с новейшими технологиями, находящимися в фазе резкого взлёта. Поэтому формирование «точек роста», построение системы приоритетов по освоению новейших технологий и на её основе концентрация ресурсов (как технологических, так и финансовых) на избранных направлениях — это ближайшая задача нашего правительства. От государства требуется избирательная поддержка отраслей, которые создадут максимальный спрос и тем самым выступят в роли «локомотива», вытягивающего из трясины всю макроэкономическую систему. Сюда же относится предпринимаемое правительством избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных проектов (например, логистики), поддержка которых в период инфляции неминуемо выпадает из поля зрения частных экономических интересов и потому становится заботой государства. В период инфляции государство может расширить сферу действия прямого контроля над ценами, прибегая к временному их замораживанию, а иногда к прямому установлению цен на продукцию базовых отраслей и стратегически важные товары. Это, как правило, цены на энергоносители, услуги транспорта, связи, базовое сырьё, банковские кредиты. Следует заметить, что либерализация ценообразования и финансовой сферы никогда в истории не приводила к подавлению инфляционных процессов.

Проблема приоритетного  развития тех или иных форм собственности  хотя и имеет значение, всё же не является важнейшей. Обретение государственного контроля вовсе не подразумевает  какой бы то ни было национализации производства. Иногда более эффективно оставить основные активы в частных руках, но в то же время усилить сращивание частного бизнеса с государством. Одним из направлений обретения контроля над ведущими отраслями народного хозяйства является введение или усиление государственной монополии внешней торговли по важнейшим группам товаров. Инструментом такой монополии является отмена свободной продажи валюты всем, кроме нерезидентов, для вывоза прибыли от инвестирования. Эта мера применялась всеми странами в переходный период до становления зрелых рыночных отношений и институциональных преобразований.

Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много  причин, для их преодоления нужно  действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

- дедолларизация экономики;

- введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;

- обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;

- укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;

- проведение взвешенной структурной политики государством.

Подготовленный Министерством  экономики Беларуси и утвержденный правительством план антиинфляционных мер на 2009 год направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции.

В целях выхода на прогнозный показатель инфляции в 2009 году предусматривается реализовать комплекс мер в области денежно-кредитной, ценовой, антимонопольной политики, по снижению издержек производства, увеличению объема потребительских товаров и услуг и насыщению потребительского рынка. Аналогичные меры приняты и на региональном уровне.

Меры в области ценовой  политики ориентированы, в первую очередь, на предупреждение необоснованного роста цен и тарифов. Они будут реализовываться путем постоянного мониторинга и анализа цен на производимые и реализуемые на территории республики товары, работы, услуги.

В целях недопущения  необоснованного обвального роста цен на производимые в республике товары министерствами, другим республиканскими органами управления, облисполкомами и Мингорисполкомом налажен постоянный мониторинг уровня цен, оперативно принимаются меры по фактам их необоснованного роста, добавил замминистра.

Вместе с тем рост цен на продовольствие на мировом  рынке вызывает необходимость более  пристально рассматривать и контролировать ситуацию с ценами на потребительском  рынке, прежде всего на социально  значимые товары и услуги для населения. В этих целях также осуществляется еженедельный мониторинг их уровня. По фактам выявленных нарушений будут приниматься самые жесткие меры, вплоть до лишения лицензий и освобождения от занимаемой должности. За должностными лицами закреплена персональная ответственность за изменение цен и тарифов по конкретным позициям товаров и услуг.

Напомним, что инфляция в Беларуси в январе-феврале 2009 года составила 5,4%. В феврале она сложилась  на уровне 1,2%. В 2009 году инфляция в стране планируется на уровне 9-11%.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически  все страны мира, и каждая из них  в решении этой проблемы шла своим  путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и  много общего.

В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Инфляция представляет  собой многофакторное явление,  которое проявляется в росте  общего уровня цен и в обесценении  денежных знаков по отношению  к реальным активам. Не всякое  изменение цен на отдельные  товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией.

2. В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк совместно  с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Сегодня столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового  положения большинства  госпредприятий  и  недостатком   средств   для   финансирования запланированных бюджетных  расходов,  правительство  и  Нацбанк  прибегли  к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в  борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный  банк  страны  постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне  более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.

Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную  возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства.

3. Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень- 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры - 6-8%.

4. Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

  • дедолларизация экономики;
  • введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;
  • обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;
  • укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
  • проведение взвешенной структурной политики государством.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Закон Республики  Беларусь от 28 декабря 2007 г. №  259-З «О бюджете Республики  Беларусь на 2008 год».// Национальная  экономическая газета. 2008. 18 янв.

2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин,  Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега  и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.

3. Базылев Н.И., Гурко  С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003.

4. Бирюкова О. Дневник  успеваемости белорусской экономики  // Белорусский рынок. 2003. №48. С. 12-13.

5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.

6. Дашкевич В. Видения  светлого будущего // Белорусский  рынок. 2003. № 44. С. 9.

7. Ивашковский С.Н.  Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.

8. Инфляция должна  быть подавлена // Белорусский  рынок. 2006. №16. С.19.

9. Корбут Н. Финансовая  система жива, специалисты реально  оценивают проблемы и имеют  программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. № 2. С. 4-6.

10. Кухтик Л. 2006 год: платежи в целевые бюджетные фонды. // Национальная экономическая газета. 2006. №8. С. 5-7.

11. Масинкевич Н. Бремя  станет легче? // Национальная экономическая  газета. 2006. 06 сент. С. 13.

12. Образкова Т.В. Особенности  прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2007. № 2. С. 26-29.

13. Основные направления  социально-экономического развития  Республики Беларусь на период  до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта, 2002.

Информация о работе Антиинфляционная политика Нацбанка РБ