Антиинфляционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней.
Объект исследования: инфляция.
Предмет исследования формы, виды инфляции, причины ее возникновения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы и виды инфляции;
2. раскрыть причины возникновения инфляции;
3. исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;
4. провести анализ инфляционных процессов в России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия
1.1 Содержание понятия инфляции…………………………………………..5
1.2 Причины возникновения инфляции……………………………………...7
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………...10
1.4 Последствия инфляции…………………………………………………...14
Глава 2 Понятие антиинфляционной политики
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………...20
2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………..21
Глава 3 Антиинфляционная политика России
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году……………….30
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России..34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая экономическая теория.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

 

План работы

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия

1.1  Содержание понятия инфляции…………………………………………..5

1.2 Причины возникновения инфляции……………………………………...7

1.3 Виды инфляции…………………………………………………………...10

1.4 Последствия инфляции…………………………………………………...14

Глава 2 Понятие антиинфляционной политики

2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………...20

2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………..21

Глава 3 Антиинфляционная политика России

3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году……………….30

3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России..34

Заключение…………………………………………………………………...37

Список используемой литературы…………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В данной курсовой работе рассматривается тема «Инфляция причины, виды, последствия, антиинфляционная политика. Актуальность этой темы в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.

В рыночной экономике инфляция стала постоянным явлением. Она является неотъемлемой частью социально-экономической  жизни общества. Как социально-экономическое  явление инфляция отражает дисбаланс  между совокупным спросом и совокупным предложением и проявляется, прежде всего, в сфере обращения. Инфляция выражается в обесценении бумажных денег. Деньги обесцениваются по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Основной формой инфляционного обесценения денег в этих условиях стал рост цен на товары. Обесценение денег по отношению к товарам особенно проявляется в росте товарных цен - оптовых и розничных. Два тесно связанных фактора обесценения бумажных денег - инфляция и падение доверия к деньгам - особенно сказываются на высшей стадии инфляционного процесса, когда продавцы товаров, желая оградить себя от потерь на обесценении денег стараются возместить риск, связанный с углублением инфляции, путем повышения цен.

Когда деньги обесцениваются так быстро, как сейчас, люди теряют веру в реформы, в стабильность экономики. Не понимая механизма действия этого  процесса и его последствий, люди боятся, что инфляция может стать  угрозой их экономической безопасности и благосостояния. Поэтому важно  выяснить причины инфляции, факторы, вызывающие инфляционные процессы, с  тем, чтобы принимать меры по сдерживанию  инфляции.

Цель исследования: раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней.

Объект исследования: инфляция.

Предмет исследования формы, виды инфляции, причины ее возникновения.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

1. рассмотреть формы и  виды инфляции;

2. раскрыть причины возникновения  инфляции;

3. исследовать причины  инфляции и роста цен в РФ;

4. провести анализ инфляционных  процессов в России;

5. раскрыть перспективные  направления антиинфляционной политики  в России.

Информационной базой  для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные  акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах  массовой информации, электронные ресурсы  удаленного доступа.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия

    1. Содержание понятия инфляции

Разные источники дают разные определения понятия инфляция:

 Большая  советская   энциклопедия: «Инфляция (от  лат.  Inflatio  – вздувание),  процесс обесценивания бумажных  денег,  падение их покупательной способности вследствие  чрезмерного выпуска (эмиссии)  или сокращения  товарной  массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег».

Словарь  Ожегова: «Инфляция  –  чрезмерное  увеличение  количества обращающихся  в  стране  бумажных  денег,  вызывающее  их обесценение».

Учебник  по  основам  экономической  теории: «Инфляция  –  дисбаланс спроса  и  предложения,  других  пропорций  национального  хозяйства, проявляющийся в росте цен».

В современном  понимание инфляция - это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег и объема безналичного денежного оборота по сравнению с реальным предложением товаров и услуг. Другими словами, инфляция - это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Инфляция сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

Как правило, инфляция характеризуется:

  • снижением покупательной способности денег их обесценение;
  • общим длительным повышением цен;
  • непрерывностью, то есть ростом цен постоянно.

В определении инфляции ключевым моментом является непрерывность роста цен, которая происходит постоянно в  течение рассматриваемого промежутка времени и носит общий характер, то есть повышение цен охватывает все рынки и характерно для экономики в целом, свидетельствуя о падении стоимости денег.

Повышение стоимости денег связана  с повышением их покупательной силы, то есть повышение покупательной  способности денежной единицы ведет  к снижению общего уровня цен в  экономике. Это явление называется дефляция. Противоположная тенденция - понижение стоимости денег означает снижение покупательной силы денежной единицы, которое ведет к повышению  общего уровня цен в экономике. Это  явление, при котором понижается стоимость денег, уменьшая покупательную  силу национальной денежной единицы, называется инфляцией.

Стоимость современных денег должна рассматриваться в рамках теории общего равновесия экономики. Уравнение  спроса-предложения на деньги в этой теории рассматривается наравне  с уравнениями спроса- предложения на другие товары. Допустим, что государство увеличило количество денег в экономике вдвое. Так как деньги имеют ценность только постольку, поскольку на них могут быть куплены другие товары и услуги, то в экономике ничего не изменится, кроме того, что вдвое вырастут все цены. Следовательно, значение имеют только относительные цены, подсчитанные путем индексации с учетом роста инфляции, уровень же денежных цен значения не имеет.

Таким образом, стоимость денег  определяется количеством товаров  и услуг, которое можно приобрести за деньги на рынке. Значит реальная стоимость, или покупательная способность  денег, - это количество товаров и  услуг, которые можно купить за деньги. Количество товаров и услуг, приобретаемых  за деньги, изменяется обратно пропорционально  уровню цен. Иначе говоря, существует обратно пропорциональная зависимость  между общим уровнем цен и  стоимостью денег, их покупательной  способностью.

 

 

1.2 Причины возникновения инфляции

Причины возникновения инфляции могут  быть как внутренние, так и внешние.

Внутренние причины инфляции:

  • бюджетный дефицит и дополнительная эмиссия денежных средств в наличной и безналичной форме для покрытия дефицита бюджета,
  • сокращение объемов производства, сопровождающееся стагнацией (застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляцией) и стагфляцией (состоянием экономики, при котором застой в производстве, торговле имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса),
  • возрастание издержек производства,
  • чрезмерные военные расходы, необоснованный рост расходов на содержание аппарата управления, оборону, милицию, социальные программы и субсидии,
  • чрезмерные инвестиции.

Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной  валюты на национальную, мировыми кризисами.

К внешним факторам относятся:

  • структурные мировые кризисы, сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;
  • обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.

Важнейшие инфляционные причины роста цен:

  1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
  2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
  3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
  4. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
  5. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
  6. Инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

 

 

1.3 Виды инфляции

Наиболее известна классификация  инфляции по ее интенсивности:

  1. Ползучая (умеренная) - темпы достигают 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию.
  2. Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными. В этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.
  3. Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении -более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей       и т. п.
  4. Нормальная инфляция - темпы растут медленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.

Различаю также открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию:

  • Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен.
  • Скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении "черного" рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно (замораживание цен, заработной платы).

По соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста выделяют:

1)сбалансированную инфляцию;

2)несбалансированную инфляцию.

Сбалансированная  инфляция - цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки. Такой тип инфляция не опасен для бизнеса.

Информация о работе Антиинфляционная политика России