Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель исследования: раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней.
Объект исследования: инфляция.
Предмет исследования формы, виды инфляции, причины ее возникновения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы и виды инфляции;
2. раскрыть причины возникновения инфляции;
3. исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;
4. провести анализ инфляционных процессов в России;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия
1.1 Содержание понятия инфляции…………………………………………..5
1.2 Причины возникновения инфляции……………………………………...7
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………...10
1.4 Последствия инфляции…………………………………………………...14
Глава 2 Понятие антиинфляционной политики
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………...20
2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………..21
Глава 3 Антиинфляционная политика России
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году……………….30
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России..34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………..40
План работы
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия
1.1 Содержание понятия инфляции…………………………………………..5
1.2 Причины возникновения инфляции……………………………………...7
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………
1.4 Последствия инфляции…………………………………………………...
Глава 2 Понятие антиинфляционной политики
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………...20
2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………..21
Глава 3 Антиинфляционная политика России
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году……………….30
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России..34
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..40
Введение
В данной курсовой работе рассматривается тема «Инфляция причины, виды, последствия, антиинфляционная политика. Актуальность этой темы в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
В рыночной экономике инфляция стала постоянным явлением. Она является неотъемлемой частью социально-экономической жизни общества. Как социально-экономическое явление инфляция отражает дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением и проявляется, прежде всего, в сфере обращения. Инфляция выражается в обесценении бумажных денег. Деньги обесцениваются по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Основной формой инфляционного обесценения денег в этих условиях стал рост цен на товары. Обесценение денег по отношению к товарам особенно проявляется в росте товарных цен - оптовых и розничных. Два тесно связанных фактора обесценения бумажных денег - инфляция и падение доверия к деньгам - особенно сказываются на высшей стадии инфляционного процесса, когда продавцы товаров, желая оградить себя от потерь на обесценении денег стараются возместить риск, связанный с углублением инфляции, путем повышения цен.
Когда деньги обесцениваются так быстро, как сейчас, люди теряют веру в реформы, в стабильность экономики. Не понимая механизма действия этого процесса и его последствий, люди боятся, что инфляция может стать угрозой их экономической безопасности и благосостояния. Поэтому важно выяснить причины инфляции, факторы, вызывающие инфляционные процессы, с тем, чтобы принимать меры по сдерживанию инфляции.
Цель исследования: раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней.
Объект исследования: инфляция.
Предмет исследования формы, виды инфляции, причины ее возникновения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы и виды инфляции;
2. раскрыть причины
3. исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;
4. провести анализ инфляционных процессов в России;
5. раскрыть перспективные
направления антиинфляционной
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия
Разные источники дают разные определения понятия инфляция:
Большая советская энциклопедия: «Инфляция (от лат. Inflatio – вздувание), процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег».
Словарь Ожегова: «Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение».
Учебник по основам экономической теории: «Инфляция – дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен».
В современном понимание инфляция - это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег и объема безналичного денежного оборота по сравнению с реальным предложением товаров и услуг. Другими словами, инфляция - это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Инфляция сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.
Как правило, инфляция характеризуется:
В определении инфляции ключевым моментом
является непрерывность роста цен,
которая происходит постоянно в
течение рассматриваемого промежутка
времени и носит общий
Повышение стоимости денег связана
с повышением их покупательной силы,
то есть повышение покупательной
способности денежной единицы ведет
к снижению общего уровня цен в
экономике. Это явление называется
дефляция. Противоположная тенденция
- понижение стоимости денег
Стоимость современных денег должна рассматриваться в рамках теории общего равновесия экономики. Уравнение спроса-предложения на деньги в этой теории рассматривается наравне с уравнениями спроса- предложения на другие товары. Допустим, что государство увеличило количество денег в экономике вдвое. Так как деньги имеют ценность только постольку, поскольку на них могут быть куплены другие товары и услуги, то в экономике ничего не изменится, кроме того, что вдвое вырастут все цены. Следовательно, значение имеют только относительные цены, подсчитанные путем индексации с учетом роста инфляции, уровень же денежных цен значения не имеет.
Таким образом, стоимость денег определяется количеством товаров и услуг, которое можно приобрести за деньги на рынке. Значит реальная стоимость, или покупательная способность денег, - это количество товаров и услуг, которые можно купить за деньги. Количество товаров и услуг, приобретаемых за деньги, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Иначе говоря, существует обратно пропорциональная зависимость между общим уровнем цен и стоимостью денег, их покупательной способностью.
1.2 Причины возникновения инфляции
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.
Внутренние причины инфляции:
Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.
К внешним факторам относятся:
Важнейшие инфляционные причины роста цен:
1.3 Виды инфляции
Наиболее известна классификация инфляции по ее интенсивности:
Различаю также открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию:
По соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста выделяют:
1)сбалансированную инфляцию;
2)несбалансированную инфляцию.
Сбалансированная инфляция - цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки. Такой тип инфляция не опасен для бизнеса.