Антиинфляционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней.
Объект исследования: инфляция.
Предмет исследования формы, виды инфляции, причины ее возникновения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы и виды инфляции;
2. раскрыть причины возникновения инфляции;
3. исследовать причины инфляции и роста цен в РФ;
4. провести анализ инфляционных процессов в России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие инфляция, причины, виды и последствия
1.1 Содержание понятия инфляции…………………………………………..5
1.2 Причины возникновения инфляции……………………………………...7
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………...10
1.4 Последствия инфляции…………………………………………………...14
Глава 2 Понятие антиинфляционной политики
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………...20
2.2 Виды антиинфляционной политики……………………………………..21
Глава 3 Антиинфляционная политика России
3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году……………….30
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России..34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая экономическая теория.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

Среди  отдельных  методов  борьбы  с  инфляцией  можно  выделить индексацию и «валютный  коридор».

Индексация  подразумевает,  что заработная  плата,  налоги,  долговые обязательства,  процентные  ставки  и многое  другое  становятся нечувствительными к инфляции,  если  в ответ на  изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные  контракты — договоры  с профсоюзами о заработной  плате,  соглашения  о поставках промышленной продукции,  контракты о предоставлении  ссуд  и т.  д.  — должны предусматривать защиту  от  роста цен.  Если  это делается  просто  за  счет установления  более высоких ставок  номинальной заработной  платы,  цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек  даже  после того,  как в тех или иных  частях экономической системы инфляция  замедлилась.  Однако  если  заработная плата,  цены  и процентные  ставки  в долгосрочных  контрактах  связаны с темпом  инфляции,  их  движение  будет синхронизировано  с изменением общего  уровня  цен.  Следовательно,  если  индексация  распространится повсеместно,  вероятно,  что темп  инфляции  быстрее среагирует  на замедление роста совокупного спроса и,  в свою очередь,  также замедлится. Однако  если  инфляционные  процессы  вызваны резким  нарушением («шоком»)  предложения,  а не  избыточным  спросом,  то  индексация  может ухудшить,  а не  улучшить  положение вещей. Индексация  имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

«Валютный коридор»  является  способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.  Однако  заниженный  курс неизбежно приводит  к увеличению  импорта,  сокращению  внутреннего производства  и экспорта.  Дополнительная  валюта  для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном  сохранении «валютного  коридора» экономика выходит на специфический  стационарный  режим  с  высокой  дополнительной потребностью  в  валюте.  Если  гарантированные  долгосрочные  источники валюты  имеются,  то  такой  режим  реализуем (хотя  и  не  обязательно целесообразен).  Если  же  таких  источников  нет,  то  избранная  политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям. На  основе   различных  теорий   возникли  два  основных  варианта антиинфляционных  стабилизационных  программ  —  ортодоксальная  и гетеродоксальная (осуществляются  и смешанные программы). Ортодоксальная  исходит из  признания господствующей  роли  в развитии инфляции  денежных  факторов;  гетеродоксальная — факторов  не денежного характера инфляции издержек.

  Ортодоксальная  программа  предусматривает максимально возможное включение рыночных  регуляторов (свободные цены  при возможном ограничении роста заработной  платы и поддержании стабильного курса национальной  денежной  единицы,  либерализация условий деятельности предприятий на  внутреннем и мировом рынке),  свертывание хозяйственной активности  государства (необходимо  лишь  стремиться  к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов  прироста  денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер. 

Гетеродоксальная  программа  предусматривает более активное регулирующее  воздействие государства,  включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения  высокой инфляции,  участие в создании  рыночной инфраструктуры,  налоговое стимулирование  производства,  поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и  валютных  операций.

Глава 3 Антиинфляционная политика России

3.1 Антиинфляционная политика государства в 2010 году

Прогноз Bank of America - Merrill Lynch на 2010г. составляет 7%-8%.  
Прогноз Минфина РФ: 7.5-8.5%.

Причины инфляции в 2010 году

  1. рост тарифов на услуги ЖКХ;
  2. низкая конкуренция среди производителей;
  3. высокие издержки из-за банковских ставок;
  4. рост курса рубля;
  5. большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
  6. отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
  7. восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
  8. увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
  9. засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
  10. широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты

Причины снижения инфляции в 2010 году

  1. снижение потребительского спроса (первая половина года);
  2. сокращение притока капитала;
  3. сокращение денежной массы (первая половина года);
  4. укрепление рубля;

Антиинфляционные  меры государства в 2010 году

  1. снижение ставки рефинансирования;
  2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  4. снижение государственных расходов;
  5. государственное регулирование цен на лекарства;
  6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  9. ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
  10. зерновые интервенции;

Плата за водоснабжение и  водоотведение в 2010 году увеличилась  на 9,4%. Электричество, отопление, горячее  водоснабжение и жилье в государственном  и муниципальном жилищном фонде  подорожало на 3,1—9,5%.  
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию и впредь. Правительство предприняло ряд мер по ограничению цен за ЖКХ посредством нормативных актов.

По данным Росстата, март 2010 года ознаменовался высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие за месяц в цене 7,4% – 12,8%.  
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ составила на конец марта 2273 рубля.  
Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги.  
В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%.  
Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за Интернет снизилась на 1,3%.  
Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.  
По данным Росстата, цена на автомобильный бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.  
В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

Для ограничения ликвидности  в 2010 году ЦБР может задействовать  и нормы обязательного резервирования банков, регулятор не исключал, что  в этом году инструмент будет использован. И только после всех этих мер может  прийти черед процентных ставок –  ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков.

Политика Банка России в 2010 году не оказала никакого влияния  на рост инфляции. Рост денежного предложения (широкая денежная база) за 2010 года составил чуть более 7%, то есть фактически отсутствовал в реальном выражении. Спрос на деньги (денежная масса) за это же время вырос всего на 15,3%, что тоже выглядит абсолютно нормально при 8%-ной инфляции и 4%-ном росте. А это говорит о том, что в экономике сохраняется крайне слабый внутренний спрос. На ускорение инфляции в 2010 году влияло сразу несколько факторов. Во-первых, достаточно широкий разрыв между внутренними и внешними ценами велик по широкому списку продуктов. Во-вторых, повышение цен на говядину (0,4% в неделю), что в дальнейшем может перекинуться и на свинину и курятину (удельный вес мясопродуктов в ИПЦ составляет без малого 10%).

За период с начала года рекордсменами по удорожанию стали  сразу несколько продуктов: гречка, картофель, капуста и пшено. По данным Росстата, за истекший период года гречневая  крупа подорожала на 182,1% (то есть почти  втрое), а с начала декабря цены на этот продукт выросли на 9,4%. Картошка подорожала на 96,9% с начала года. Аналогичным  образом обстоят дела с капустой и пшеном: эти продукты подорожали на 97,7% и 73% с начала года. Подсолнечное масло, сахар, табак и молоко подорожали за истекший период года не так сильно, но все же довольно ощутимо для  кошелька потребителя. Так, цены на масло  выросли с начала года на 25,5%, на сахар  – на 21%. Табак и молоко прибавили  в стоимости почти по 20%.

Практически на уровне с  общей инфляцией оказались яйца, мука и хлеб: цены на эти продукты выросли с начала года на 12,4%, 11,5% и 7,3% соответственно. И лишь некоторые  продукты не подорожали за период с  начала 2010г. – это макароны, рыба, мясо и птица. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%. Цены на продукты питания поднялись на 10%. Разбивка этих цен по конкретным видам продуктов питания показывает, что овощи за 2010 год подорожали как минимум на 44%, молочные продукты - на 14%, хлебобулочные изделия и крупы - примерно на 9%.

3.2 Перспективные  направления антиинфляционной политики  в России

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития  в сторону  усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.

В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных  ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение  конкурентоспособности, улучшение  инвестиционного климата, повышение  энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер  сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений  три предусматривают воздействие  на ценообразование.

Во-первых, предусмотрено  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий  и тарифов на услуги ЖКХ при  усилении контроля за издержками монополистов.

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные  материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем  организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные  товары, и чтобы он не превышал общий  темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров  и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование  регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные меры воздействия  на ценообразование – самое трудное  направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять  с инфляцией всякий рост цен, возникающий  независимо от влияния избытка денег  в обращении.

При вступлении России в  качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной  программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

  • проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;
  • снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
  • активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20% 2;
  • сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
  • дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за испол<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman

Информация о работе Антиинфляционная политика России