Основным
фактором в борьбе с инфляцией
являются преодоление экономического
спада, кризиса неплатежей, спада
инвестиционной активности, формирование
стабильной рыночной инфраструктуры.
Оздоровление экономики связано
с поддержкой приоритетных отраслей
народного хозяйства, стимулированием
экспорта продукции, в том числе
экспорта вооружений, разумной протекционистской
политикой и политикой валютного
курса, способствующих решению
вопросов конкурентоспособности
отечественных товаров, а не
спаду производства, как это происходило
при установлении «коридора»
допустимого изменения валютного
курса.
Большое
значение в антиинфляционной
политике имеют структурная перестройка
экономики и приспособление ее
к потребностям рынка за счет грамотной
конверсии военно-промышленного комплекса,
демонополизации и регулирования деятельности
существующих монополий, стимулирования
конкуренции в производстве, распределении,
секторе услуг и т.д.
В
сложившихся условиях решающим
фактором борьбы с инфляцией
будет возможность восстановления
государственных структур управления
и контроля за ценами и доходами,
распределением и перераспределением
материальных и финансовых ресурсов
при сохранении курса на преимущественное
применение свободных рыночных
цен. Государству не обойтись
без регулирования цен на энергоносители,
на продукцию, выпускаемую монопольными
структурами, транспортные услуги.
Как
и во многих цивилизованных
странах с рыночной экономикой,
должна быть создана система
ценового соглашения между производителями,
профсоюзами и правительством
по всей технологической цепочке
производства и с учетом реального
платежеспособного спроса потребителей.
При
переходе к рынку необходима
цивилизованная приватизация на
основе учета реальных экономических,
технологических и экологических
потребностей общества, на базе
реальной оценки приватизируемого
имущества, обеспечивающего соответствующие
поступления средств в государственный
бюджет. Для достижения эффективности
экономики необходимо искать
разумное соотношение между всеми
формами собственности.
На
базе этих преобразований может
быть осуществлен комплекс мер
макроэкономической политики, связанной
с формированием и развитием
единого общероссийского рынка
товаров, кредита, валюты, фондового
рынка, рынка недвижимости, земли,
труда и т.д. Большую роль
в этом играет восстановление
экономического союза стран СНГ
с учетом взаимных интересов
и интересов России.
Блокировка
финансовых факторов инфляции
связана с сокращением дефицита
бюджета за счет решения проблем
собираемости налогов.
Особое
внимание в антиинфляционной
политике должно быть уделено
совершенствованию налоговой системы:
- сокращению количества взимаемых налогов;
- отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
- пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
- изменению методики налогообложения;
- ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
- регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.
Поскольку
в бюджетных расходах большую
долю составляют расходы по
обслуживанию внешнего и внутреннего
долгов, для сдерживания инфляции
важно определить пределы внешних
заимствований и предоставления
российских кредитов иностранным
государствам. Пока внешние заимствования
России значительно превышают
возможности страны по возврату
текущих платежей. Необходимо активнее
использовать различные формы
регулирования обязательств страны
и реализации ее долговых активов.
Важным
направлением в антиинфляционной
политике являются дальнейшее
развитие и государственное регулирование
валютного и финансового рынков,
а также совершенствование механизма
формирования валютного курса.
Основой
внешнеэкономической деятельности
продолжают оставаться развитие
экспорта и укрепление его
базы, что требует обеспечения
эффективного экспортного и валютного
контроля с целью остановить
«бегство» капитала за рубеж
и обеспечить своевременность
и полноту уплаты налогов по
этим операциям. Страна нуждается
в программе возвращения российских
капиталов, а также в привлечении
иностранных капиталов для инвестиций.
Необходимо
нейтрализовать внешние факторы
инфляции за счет использования
налоговых пошлин и развития
импортозаменяющих производств,
а также ограничить долларизацию
экономики, которая сейчас по
существу служит параллельной
валютой.
Большое
значение для сдерживания инфляции
может иметь перестройка экспорта
и импорта: переход с сырьевой
ориентации экспорта на технологические
виды продукции, а также отказ
от бросовых цен, по которым
реализуется отечественное сырье
и теряется экспортная выручка
на десятки миллиардов долларов
в год.
Одну
из определяющих ролей в проведении
антиинфляционной политики играет
Центральный банк РФ, который
осуществлял денежно-кредитное регулирование.
Он должен ориентироваться не
только на снижение инфляции,
но и на более равновесное
развитие экономики, а также
смягчить ограничения денежной
массы в обращении и добиваться
улучшения ее структуры, поскольку
более высокие темпы роста
менее ликвидных компонентов
денежной массы способствуют
ослаблению инфляционного давления,
сокращение, же объема наличных денег
сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры
денежной массы предполагает и более активное
воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый
квази деньгами, денежными суррогатами.
Необходимо
прямое управление кредитной
эмиссией, используемой на восстановление
хозяйственных связей, подъем производства,
восстановление банковской системы.
Для сдерживания инфляции нужна
поддержка инвестиционной активности
коммерческих банков, как это применяется
в мировой практике (хотя бы в рамках льгот
по созданию обязательных резервов в ЦБ
РФ).
Большое
значение для борьбы с инфляцией
имеет более взбешенными выступлениями
в средствах массовой информации.
Успешное
осуществление антиинфляционной
политики возможно только на
основе разработки нормативных
актов, регулирующих все сферы
рыночных отношений и безусловного
выполнения существующего законодательства.
Заключение.
Таким образом, инфляция –
это сложное социально-экономическое
явление, основной формой проявления которого
является устойчивый общий рост цен
и обесценение денег. Главной
причиной инфляции выступает эмиссия
денежных знаков и, как следствие, избыток
денежной массы в обращении по
сравнению с реальными потребностями
хозяйственного оборота в деньгах.
Темп инфляции в России
неуклонно, хотя и медленно снижается
(с 84,4 % в 1998 г. до 8,8 % в 2009 г.). Этому способствует
улучшение макроэкономических показателей.
Прогнозируется дальнейшее снижение темпа
инфляции до 4,5 – 6 % в 2010 г.
В российской экономике инфляция
имеет свои особенности и проблемы.
Основными проблемами снижения темпа
инфляции в России являются: зависимость
внутренних цен на энергоносители от
мировых цен на нефть; опережающий инфляцию
рост цен на продукцию естественных монополий
и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества
эмиссии денег в связи с преобладанием
валютного и снижением кредитного канала
эмиссии; изъятие средств в стабилизационный
фонд и формирование бюджета с профицитом.
Основным методом борьбы
с инфляцией является антиинфляционная
политика, которая представляет собой
систему мер по предупреждению и
преодолению инфляции. Основными
антиинфляционными мерами на период
2009-2012 г.г., утвержденными Правительством
РФ являются: ограничение роста регулируемых
цен на продукцию естественных монополий
и тарифов на услуги , при усилении контроля
за издержками монополистов; сдерживание
роста цен на ГСМ посредством стимулирования
конкуренции, в том числе путем организации
биржевой торговли, увеличения предложения
на внутреннем рынке за счет снижения
налоговой нагрузки и стимулирования
технологического обновления нефтяного
сектора; стимулирование роста предложения
продовольственных товаров путем повышения
уровня конкуренции, облегчения выхода
на рынки крестьянских и фермерских хозяйств,
совершенствования системы регулирования
импорта сельскохозяйственной продукции;
меры по повышению доверия населения к
финансовым рынкам и банковской системе,
направленные на увеличение склонности
населения к сбережениям и замедление
скорости обращения денег; проведение
консервативной денежной и бюджетной
политики.
Перечисленные меры помогут
сбить темпы инфляции лишь на конкретный
временной период, но для ценовой
стабильности в долгосрочной перспективе
необходим переход от разрозненных
мер к единой комплексной программе
по снижению темпов инфляции. В рамках
данной программы необходимо обеспечить
формирование научно обоснованной ценовой
политики и создание благоприятных
макроэкономических условий. Ценовая
политика должна базироваться на следующих
принципах: демонополизации экономики
и рынков; стимулирование рыночной
конкуренции; уменьшение числа торговых
посредников; правовое регулирование
торговых наценок посредников с
учетом социальной значимости товаров
и услуг; жесткий контроль за соблюдением
установленных предельных значений
цен (тарифов) на продукцию естественных
монополий и услуги ЖКХ.
Помимо установления единой
ценовой политики в рамках достижения
ценовой стабильности необходимо также
формирование соответствующих макроэкономических
условий. В числе: проведение предусмотренных
радикальных реформ по модернизации
экономики, социальной сферы, государства
в целях повышения конкурентоспособности
России в условиях вступления в ВТО;
снижение зависимости экономического
роста и инфляции от внешних факторов,
неустойчивой конъюнктуры мировых
рынков; увеличение инвестиций в производственные
технологии, человеческий капитал, инфраструктуру
в целях модернизации экономики,
в том числе экспортных и несырьевых
отраслей; активное противостояние коррупции
и теневой экономики, которая, по оценкам
Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до
50 % ВВП соответственно, декриминализация
позволит увеличить производство на 20
%; сдерживание «бегства» капитала за рубеж,
которое продолжается хотя и в меньших
масштабах; дальнейшее совершенствование
законодательства, преодоление его противоречивости,
бессистемности, а также ужесточение контроля
за исполнением законов; повышение качества
экономической политики с учетом предыдущих
ошибок, усиление ее предсказуемости,
по оценке Всемирного банка, может увеличить
вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление
доверия в российском обществе – к властным
структурам, банкам, корпорациям, рублю,
так как оно влияет на мотивацию сделок,
трансакционные издержки, инициативы
участников рыночной экономики.
Нормализация денежного
обращения и противодействие
инфляции требуют выверенных, гибких
решений, настойчиво и целеустремленно
проводимых в жизнь.
Список использованных источников.
- Борисов Е.Ф, Экономическая теория. – М.: Юрайт - Издат, 2005. – 399 с.
- Булатов, А. С. Экономика: Учебник / А. С. Булатов. М.: БЕК, 1997. - 816 с.
- Евстигнеева Л. Инфляция в новом измерении / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. - 2008. - № 7. - С. 46-60.
- Ишханов А. В. Инфляционные процессы в новой России / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич // Финансы и кредит. - 20010. - № 4. - С. 42-49.
- Комков А. А. Таргетирование инфляции в России / А. А. Комков // Финансы. - 20010. - № 9. - С. 12-15.
- Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 20011. - № 4. - С. 14-20.
- Пешехонов, Ю.В. Особенности инфляционного развития экономики России / Ю.В. Пешехонов // Финансы. - 2011. - №3. - С.3-7.
- Статистические данные с сервера Госкомстата России [Электронный ресурс] – режим доступа: htpp: // www.gks.ru
- "Снижение инфляции" [Электронный ресурс] / Финансовая система России/"expert", Интернет-версия. – режим доступа: http://expert.ru/