Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель этой работы рассмотреть сущность антиинфляционной политики и методы ее регулирования.
Задачами работы являются:
изучение сущности и целей антиинфляционной политики,
рассмотрение государственный инструментов регулирования инфляции;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в Республики Беларусь с учетом ее особенностей.
Введение
Сущность и цели антиинфляционной политики
Государственные инструменты регулирования инфляции
Проблемы формирования и реализации антиинфляционной политики в условиях переходной экономики
Заключение
Список использованных источников
В итоге произошла не смена «модели» инфляции спроса на инфляцию издержек, а временное замедление роста М2 - одного из наименее представительных денежных агрегатов, связанных с инфляцией. Целесообразно принимать во внимание и другие перечисленные компоненты денежного предложения, совокупный рост которого превысил спрос на деньги в связи с кризисным падением промышленного производства на 10,9% и ВВП на 7,9% в 2009 г.
В условиях кризиса наметилось временное изменение источников денежной базы - чистых международных резервов (определяемых как разница между валютными резервами и государственным долгом) и чистых внутренних активов.
Однако с 2010 г. возобновился традиционный для России подход к разработке денежной программы с акцентом на внешние источники формирования денежной базы за счет эмиссии денег путем покупки Банком России иностранной валюты, поступающей по линии экспорта и внешних займов. В частности, предусмотренная эмиссия еврооблигаций Минфином России на мировом финансовом рынке в 2010-2012 гг. направлена на привлечение внешних заимствований не только для покрытия бюджетного дефицита, но и расширения денежной базы.
Таким образом, несмотря на временное снижение темпа роста агрегата М2 в условиях кризиса, при оценке влияния денежных факторов на инфляцию необходимо учитывать и другие компоненты денежного предложения. К тому же по мере выхода экономики из кризиса увеличивается спрос на деньги и, по оценке Банка России, возобновился рост М2 (на 31,1% на 1.10.2010 г. и на 25-28% за год). [8, с.22]
В этой связи для реальной оценки риска усиления инфляции под влиянием денежных факторов и повышения эффективности денежной политики в целях снижения инфляции целесообразна установка на регулирование разных компонентов денежного предложения (не ограничиваясь показателями М2) в соответствии с реальным спросом на деньги в зависимости от макроэкономических показателей.
Для повышения результативности регулирования денежных факторов инфляции важно воздействовать не только на показатель М2, но и на другие компоненты денежного предложения - эмиссию частных денег финансово-кредитными учреждениями, использование иностранных валют, в том числе в наличной форме, во внутреннем денежном обращении России, а также скорость оборота денег.
Кредитный фактор инфляции. В условиях финансово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии. Нарастание темпа банковского кредитования нефинансовых организаций, особенно потребительского и ипотечного жилищного, достигло 39,6% в 2006 г., 51,6% в 2007 г. Банковское «перекредитование» способствовало увеличению денежного предложения и сохранению значительного темпа инфляции, несмотря на кризисное падение промышленного производства и ВВП.
Кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков. «Перекредитование» экономики обернулось в период кризиса увеличением просроченных кредитов, накоплением «плохих» долгов заемщиков, их невозвратом. Снизилась прибыльность банковской системы с 409,2 млрд руб. в начале 2009 г. до 6,8 млрд в середине того года, когда 1 1 9 банков стали убыточными. Возникла проблема погашения внешних долгов в условиях снижения доступа к их рефинансированию на мировом финансовом рынке и нехватки ликвидности на российском финансовом рынке. Это проявилось в уменьшении чистых заимствований банков за рубежом на 34,4% в 2008 г. (с 1284,6 млрд руб. до 843,1 млрд руб.). [8, с. 22]
На инфляционный процесс негативно влияло нецелевое использование некоторыми банками государственной антикризисной финансовой поддержки. Они часто предпочитали скупать иностранную валюту за счет этих средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования производственных предприятий в целях сдерживания экономического спада и безработицы. Доля кредитов банков в их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2009 г. при одновременном росте проблемных кредитов. Уменьшение влияния кредитного мультипликатора на формирование денежной массы ухудшило качество выпускаемых денег, их обеспеченность товарами и услугами, производимыми с использованием банковских кредитов.
Регулирование кредитных факторов инфляции должно осуществляться с учетом двоякой роли кредита. С одной стороны, для сдерживания кредитной экспансии, перекредитования клиентов, нарушения принципов кредитования необходима жесткая кредитная политика, усиление банковского надзора и контроля. Об этом свидетельствуют уроки мирового кризиса. С другой стороны, расширение кредитования производства и обращения товаров и услуг, которые служат обеспечением стабильности денег, способствует снижению инфляции.
С учетом кредитного фактора инфляции требуется больше внимания уделять кредитной политике при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Целесообразно стимулировать банковское кредитование инвестиционных и инновационных проектов с использованием принципа государственно-частного партнерства и госгарантий'.
Регулирование кредитного фактора инфляции, направленное на увеличение кредитного компонента эмиссии денег и источника формирования денежной базы, повысит качество рубля как национальной валюты.
Финансовые факторы инфляции
Специфика инфляции в России проявляется в ее развитии в условиях как профицита, так и дефицита государственного бюджета.
Бюджетный профицит,
характерный для периода 2002-
В условиях кризиса проявились недостатки региональной бюджетной политики, что потребовало увеличения дотаций из федерального бюджета, повышения доли межбюджетных трансфертов в доходах региональных и местных бюджетов.
Источники покрытия бюджетного дефицита - использование Резервного фонда и увеличение госзаймов -содержат риск усиления инфляции по мере их монетиза-ции и увеличения денежного предложения.
Сохранение значительного темпа инфляции связано с активизацией долговой политики государства. Предусмотренный Бюджетным кодексом лимит привлечения иных внутренних источников финансирования бюджетного дефицита в пределах 1% ВВП был превышен (до 2,64%), и его действие приостановлено до 2013 г. Хотя значительная часть бюджетного дефицита покрывается за счет Резервного фонда (87,7% в 2009 г.; 63,3% в 2010 г.), внутренний госдолг возрос с 1499,8 млрд руб. на 01.01.2009 г. до 2094,7 млрд руб. на 01.01.2010 г.
В целях регулирования финансовых факторов инфляции целесообразно: восстановить лимитрование бюджетного дефицита; перейти от консервативной к активной бюджетной политике в целях финансирования модернизации и инноваций экономики в соответствии с бюджетной реформой (2011 - 2012 гг.). Для снижения темпа инфляции необходимо повысить результативность финансового контроля за исполнением бюджета, разработать его показатели и ввести ведомственную ответственность за его выполнение и, наконец, принять соответствующий закон.
Для снижения инфляционной составляющей налоговой политики целесообразно проанализировать эффективность использования налоговых льгот и активнее противодействовать уклонению от налоговых платежей, контролировать достоверность налоговых деклараций, теневую заработную плату, доходы нелегальных мигрантов и несанкционированный отток капитала за рубеж.
Тарифно-ценовой фактор инфляции. Для регулирования тарифно-ценового фактора инфляции целесообразны следующие меры:
• разработать ныне отсутствующую государственную политику в области цен и тарифов на основе сочетания рыночного и государственного регулирования цен (должен быть не прямой запрет повышения цен, а их регулирование);
• повысить качество ежегодного госрегулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ с учетом не только их интересов, но и потребителей воды, тепла, света, газа. Необходимы разработка методики определения их цен и тарифов (без включения в них дополнительных инвестиционных расходов), упорядочение обширного законодательства о естественных монополиях и ЖКХ. Для повышения результативности действий ФАС по пресечению ценового сговора и необоснованного повышения цен необходимо вести эту деятельность совместно с заинтересованными ведомствами и распространить ее не только на потребительские цены, но и цены производителей;
• для снижения торговых наценок требуется провести инвентаризацию и сократить огромную сеть торговых посредников в России с учетом мирового опыта;
• полезно периодически
проводить санацию потребительс
• что касается замораживания цен, эта крайняя мера применима для пресечения ажиотажа на рынке и при условии эффективного контроля за ее соблюдением.
Рост заработной платы и доходов. В условиях кризиса сохранилась традиционная для России опережающая динамика заработной платы и доходов по сравнению с производительностью труда в экономике. Накопленный до кризиса этот негативный потенциал продолжает стимулировать инфляцию издержек и инфляцию спроса.
Экономический спад и рост безработицы (9,2% в январе 2010 г.) способствовали уменьшению совокупного фонда заработной платы, но не привели к снижению темпа инфляции вопреки теории Филипса об инфляционной спирали заработной платы и цен.
Для снижения инфляционных последствий повышения заработной платы и доходов целесообразны следующие меры:
• повышение заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться дифференцированно в целях стимулирования наиболее производительного и качественного труда, роста профессионализма работающего населения и с учетом состояния госбюджета;
• учитывая неизбежный рост бюджетных расходов на выплату пенсий, целесообразно проанализировать обоснованность некоторых пенсионных привилегий, в частности госслужащих, а также увеличить доходность пенсионных накоплений;
• поскольку
неизбежно привлечение
• учитывая глобальный характер повышения заработной платы в корпорациях - в частных и государственных, особенно их руководства и менеджеров, и антикризисные рекомендации саммитов «Группы 20», целесообразно разработать принципы корпоративного регулирования этого фактора инфляции в общенациональных интересах.
Таким образом, необходимо комплексное регулирование инфляции вместо разрозненных мер в соответствии с теорией инфляции как многофакторного процесса и принципами системного подхода.
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы.
В период 2007-2010 гг. инфляция в Беларуси была выше, чем в странах Евросоюза, но сопоставима с показателями России, Казахстана и Украины, что характерно для стран с развивающейся экономикой (табл. 3).
Таблица 3 – Уровень инфляции в европейских странах, декабрь к декабрю 2011 г, %
Страна, объединение стран |
Инфляция по ИПЦ | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Беларусь |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
ЕС-27 |
103,2 |
102,2 |
101,4 |
102,6 |
103,1 |
Страны Еврозоны (17) |
103,1 |
101,6 |
100,9 |
102,2 |
102,8 |
Германия |
103,1 |
101,1 |
100,8 |
101,9 |
102,3 |
Латвия |
114,0 |
110,4 |
98,6 |
102,4 |
103,9 |
Литва |
108,2 |
108,5 |
101,2 |
103,6 |
103,4 |
Польша |
104,2 |
103,3 |
103,8 |
102,9 |
104,6 |
РФ |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
103,1 |
Украина |
116,6 |
122,3 |
112,3 |
109,1 |
104,6 |
Казахстан |
118,8 |
109,5 |
106,2 |
107,8 |
107,4 |
Источник [6, с. 18]
В 2011 г. на фоне замедления роста цен и стабилизации инфляционных процессов в Российской Федерации, Казахстане и Украине (темпы инфляции в январе-декабре 2011 г. - 106,1; 107,4; 104,6% соответственно) инфляция в Беларуси составила 208,7%, что сопоставимо с показателем 2000 г., когда индекс потребительских цен был равен 207,5%.