Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 08:42, статья
Коррупция в России давно стала притчей во языцех1. Не случайно, предлагая кандидатуру нового мэра Москвы, Президент РФ назвал коррупцию одной из трех главных проблем столицы, а выступая в Генпрокуратуре РФ, заявил о необходимости принять Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный антикоррупционный план2. Согласно опросам населения3, коррупция превратилась в повседневное явление
6. В случае иностранной или крупной отечественной компании высокопоставленные официальные лица ее головного офиса должны пусть не часто, но регулярно приезжать в регион, встречаться с представителями местной администрации, членами бизнес-сообщества, прессой. Это позволит установить контакты, которые могут оказаться крайне важными в случае рейдерской атаки на компанию.
Все названные меры, конечно, не смогут защитить от попыток вымогательства, однако их использование сделает компанию менее уязвимой к подобным атакам. При целенаправленном выстраивании отношений с местной властью, бизнес-сообществом и населением, грамотном юридическом и информационном сопровождении компания получит шанс успешно противостоять незаконным посягательствам.
Борьба с коррупцией внутри корпорации и основные направления антикоррупционной стратегии
Ключевой элемент внутрикорпоративной коррупции - коррупция менеджеров/работников компании (хотя этот вид коррупции связан с участием внешних контрагентов). Практика показывает, что она широко распространена в российском бизнесе независимо от отрасли, географического расположения или размера компании.
Общие рецепты борьбы с корпоративной коррупцией в мире хорошо известны (управленческая отчетность, контроль, внутренние кодексы поведения и т. д.) и могут быть применены в России. Но при включении этих мер в антикоррупционную стратегию конкретного предприятия следует учитывать российскую специфику38.
1. Руководство компании
должно понимать, что корпоративная
коррупция имеет глубокие
2. Современные компьютерные
системы управления, документооборота,
управления финансовыми и
3. Крайне важны неукоснительный
и многосторонний контроль
4. Реализация процедур
закупок путем прозрачных и
открытых тендеров позволяет
усилить общественный контроль
за этой деятельностью и
5. Особое внимание следует уделить созданию корпоративной этики и корпоративных ценностей. Наличие понятных и разделяемых сотрудниками ценностей компании, которых на деле придерживается менеджмент, помогает объединить людей с целью повысить эффективность их работы и, как следствие, снизить коррупцию вокруг нее. Для успешной реализации этого подхода необходима обратная связь - от работников к менеджменту и руководству.
6. Географическая диверсификация
и расположение головного
7. Новый механизм борьбы с коррупцией - ссылки на судьбу компаний, которые соглашались вступать в коррупционные сделки, - Siemens, Mercedes или HP. Это хорошая отговорка, позволяющая не вступать в коррупционные взаимоотношения.
8. Теоретически могут оказаться полезными общественные инициативы компании по подписанию своего рода антикорруционных кодексов поведения39. Важно, чтобы это решение не было притворным40, когда подписанты сразу переходят к даче взяток.
Исходя из проведенного анализа, сформулируем основные направления антикоррупционной корпоративной стратегии.
Защита от внешних коррупционных нападений:
- юридическая защита, чистота,
правильность и
- ИТ-защита от
- взаимодействие с федеральными и региональными органами власти;
- PR, создание и поддержание
положительного имиджа
Снижение коррупционной нагрузки при взаимодействии с внешними контрагентами:
- создание системы управления
финансовыми и товарными
- организация системы тендерных закупок и мониторинга цен;
- контроль соответствия качества потребляемых товаров и услуг;
- перераспределение персонала по направлениям (для разрушения коррупционных связей).
Снижение внутрикорпоративной коррупции:
- внедрение системы контроля качества и количества производимой продукции;
- контроль системы закупок;
- разработка системы стимулирования сотрудников.
Формирование корпоративных ценностей и корпоративной этики:
- создание и поддержание
единых корпоративных
- приверженность руководства и среднего управленческого звена заявленным корпоративным ценностям.
* * *
Во многих странах коррупция неприемлема в общественном сознании, но в России это естественная составляющая экономической действительности, пронизывающая большую часть экономических отношений. Коррупция в России стала своего рода клеем, скрепляющим отдельные компоненты экономики страны. Она проникла во многие публичные институты, особенно контролируемые государством. Слабость сегодняшнего государственного управления приводит к расцвету коррупции в разных областях. Заявленные намерения политического руководства страны бороться с коррупцией не дадут должного эффекта, пока общество не поверит в их искренность, а власть не покажет личного примера противодействия коррупции и наказания коррупционеров.
При таком распространении коррупции многие институты, призванные бороться с ней - правоохранительные органы, прокуратура и суды, - сами становятся ее активными участниками41. При этом речь идет, по нашему мнению, не о слабости этих институтов как таковых, а о неправильной атмосфере, в которой они функционируют.
Важно, чтобы корпорации при принятии решения о ведении бизнеса в России полностью осознавали эту проблему. Каждый, кто собирается выйти на российской рынок, должен понимать неизбежность столкновения с коррупцией и формировать собственную стратегию минимизации коррупционного ущерба.
1 Гиблов М. Взятка - норма нашей жизни // Аргументы и факты. 1994. N 48. С. 5; Бызов Л., Кофанова Е. (ВЦИОМ). Коррупция: Норма жизни // Ведомости. 2006. 6 июля; Борисов С. От конвертов перешли к откатам // Российская газета: Фед. вып. 2010. 7 дек.
2
www.expert.ru/news/2010/03/04/
3 Опрос населения: проблема коррупции в России / Фонд "Общественное мнение". 2010. 8 июля. bd.fom.ru/report/map/d102614.
4 Отинашвили Р. Г. Два пути, два выбора // Общественные науки и современность. 2001. N 3; Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. 2002. N 6; Сатаров Г. А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Общественные науки и современность. 2004. N 2; Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. 2008. N 5; Бабенко В. Н. Коррупция в России: от обычаев и традиций к образу жизни? // Россия и современный мир. 2009. N 4. С. 44 - 61; Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) // Вопросы экономики. 2008. N 2; Яковлев А. Преодолевая стереотипы // Вопросы экономики. 2008. N 11.
5 Муляж борьбы с коррупцией // Эксперт. 2009. 29 июня. N 25.
6 Nye J. Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis // American Political Science Review. 1967. Vol 61, No 2. www.jstor.org/pss/1953254.
7
Определение коррупции. Фонд "Индем".
www.anti-corr.ru/definition.
8 Андрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности // Маркетинг. 2008. N 2. С. 3 - 23; Общество и экономика. 2008. N 3 - 4. С. 45 - 69.
9
Feifer G. Corruption in Russia. Part 1: A Normal Part of Everyday Life.
2009. Nov. 27. RFE/R, www.rferl.org/content/
10 Иванов Н. Коррупция - историческая неизбежность? // Уголовное право. 2009. N 6. С. 102 - 106.
11 Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. 2007. N 1.
12 Гуриев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. 2007. N 1; Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход).
13 Roaf J. Corruption in Russia (European II Department, IMF) / Conference on Post-election Strategy, Moscow, Apr. 5 - 7, 2000 / Transparency International.
14
www.rferl.org/content/Russia_
15
Россия: экономические преступления во
время рецессии. 5-й глобальный обзор /
ПрайсвотерхаусКуперс. www.pwc.ru/en_RU/ru/economic-
16
Aldrick Ph. Exposing Russia's Corporate ‘Corruption' // Daily Telegraph.
2008. Apr. 4. www.telegraph.co.uk/finance/
17 Как украли 5,4 миллиарда рублей // Новая
газета. 2010. 8 сент. www.novgaz.ru/data/2010/099/
18
www.newsru.com/finance/
19
www.newsru.com/finance/
20 www.fssprus.ru/press_
21 Ивайловский Д. Г. Коррупция как фактор риска коммерческой организации // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. 2008. Т. 8, N 3. С. 88 - 92.
22
www.toaz.ru/rus/press-centre/
23
www.toaz.ru/rus/press-centre/
24
www.rosbalt.ru/2010/11/26/
25
www.vedomosti.ru/newsline/
26
www.oaoex.ru/index.php?module=
27 lenta.ru/story/siemens/
28 www.zr.ru/a/251432/
29
online.wsj.com/article/
30
www.vedomosti.ru/companies/
31 Карпович О. Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 44 - 47
32 Галицкий Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) // Вопросы экономики. 2007. N 1; Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3, N 1.
33
Stott M. Russia corruption "may force Western firms to quit"
// Reuters (Moscow). 2010. March 15. www.reuters.com/article/
34 Борков В. Проблемы криминализации коррупционного обогащения в России // Уголовное право. 2007. N 2. С. 27 - 32
35
Филина Ф. Н. Неизбежность "откатов"
в сфере продаж - смириться или бороться?
// Российский бухгалтер. 2007. 26 сент. www.rosbuh.ru/print_article.
36 Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008
37 Цуриков А., Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений // Вопросы экономики. 2007. N 1
38 Мазур А. Как победить коррупцию? // Политический класс. 2008. N 7. С. 31 - 36.
39 Kelly L. Multinationals pledge no corruption in Russia // Reuters (Moscow). 2010. Apr. 20.
40
Welu C. M., Muchnik Y. Corruption: Russia's Economic Stumbling Block.
American and European Anti-corruption Laws Could Help Solve a Longtime
Problem in Russia // Business Week. 2009. Aug. 27. www.businessweek.com/
41 Лунеев В. В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. N 11. С. 20 – 27.
Информация о работе Антикоррупционная стратегия бизнеса в России