Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи:
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.
3.Провести анализ использования антимонопольной политики в США, стран западной Европы и Россией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА...............................................................................6
1.1 Монополия: понятия, сущность, виды………………………………..6
1.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………9
1.3 Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………….10
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ…………………….13
2.1 Особенности монополии в России……………………………………13
2.2 Становление антимонопольной политики в России………………16
2.3Методы антимонопольной политики в России…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ГУРБАНОВ Н.Г. курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)


19

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ МИИТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ:

НА ТЕМУ: АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент IV-го курса

Гурбанов Н. Г.

№09– пПОДНЭ – 11743

 

                                                                                               Проверил:

к. э. н. доцент

Гришина В.Г.

 

 

 

 

САРАТОВ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства...............................................................................6

1.1   Монополия: понятия, сущность, виды………………………………..6

1.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………9

1.3 Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства  США и стран Западной Европы…………………….10

ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ…………………….13

2.1 Особенности монополии в России……………………………………13

2.2 Становление антимонопольной политики в России………………16

2.3Методы антимонопольной политики в России…………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В моей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.

Во время работы над этой курсовой я научился лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получил новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитет); помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:

              характера самих законов;

              трактовки законов судами;

              последовательности, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.

Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.

В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также особенности поддержки конкуренции в этих государствах.

В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в  России. Первые неудачные попытки создания такого законодательства, были предприняты только перед первой мировой войной. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах С. Бадоева, Е. Ясина, А Цыганова и научных статьях Л. Абалкина.

Два подхода к изучению антимонопольного законодательства в США и в России образуют возможность для сравнения данной проблемы. Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.

Цель работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.

Задачи:

1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.

2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.

3.Провести анализ использования антимонопольной политики в США, стран западной Европы и Россией.

Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения данных вопросов. Первая глава посвящена изучению монополии, ее сущности, основных направлений и антимонопольной политики в США и стран Западной Европы. Вторая глава посвящена антимонопольной политики в РФ.

 

 


ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства

1.1.  Монополия: понятие, сущность и виды

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1.      С точки зрения рыночной структуры

2.      С точки зрения рыночного поведения

3.      С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь мы считаем уместным, привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

      монопольно высокими ценами

      ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета нашей работы – антимонопольной политики, необходимо описать это понятие более детально.

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

      Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

      Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

      Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

      При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

      Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

          Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:

1.      недопроизводство товаров

2.      завышение цен

3.      предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

4.      неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

 

1. 2.  Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя.

Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Информация о работе Антимонопольная политика государства