Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи:
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.
3.Провести анализ использования антимонопольной политики в США, стран западной Европы и Россией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА...............................................................................6
1.1 Монополия: понятия, сущность, виды………………………………..6
1.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………9
1.3 Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………….10
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ…………………….13
2.1 Особенности монополии в России……………………………………13
2.2 Становление антимонопольной политики в России………………16
2.3Методы антимонопольной политики в России…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ГУРБАНОВ Н.Г. курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает должностным лицам государственной власти и управления, как-то:

1.              заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

2.              самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мною мер, в  политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и соморганизующимся рынком.

Государство выполняет в экономической жизни цивилизованных стран несколько важнейших функций. Первая из них – защита экономических свобод и правил хозяйственной жизни, что делает коммерческие операции более предсказуемыми и снижает их риск. Для защиты экономических свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство создает антимонопольные законы, судебную систему и организует исполнение таких законов.

Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких ошибок.

Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные законы.

В итоге мы пришли к следующим выводам, характерным для западной и российской экономики:

              развитие ситуации на товарных рынках и условия формирования цен сильно зависят от того, насколько поставки товаров сконцентрированы в руках крупнейших фирм;

              для вытеснения с рынка существующих конкурентов и предотвращения появления на нем новых соперников, стремящиеся к монополии фирмы стараются поглотить более слабых противников (более характерно для западных стран) и возвести труднопреодолимые барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов (чаще встречается в экономике России).

              для предотвращения монопольного диктата в области цен и объемов производства государство обычно вводит специальное антимонопольное законодательство и устанавливает строгие меры ответственности за ущемление прав покупателей и ограничение конкуренции.

              В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а затем уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.

              Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, мы уверены, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко. Он отметил, что: «… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения».

              Мы абсолютно согласны с ним в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

              Мы считаем, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.              Булатов А.С: «Экономика», М.,2011.

2.              Вильсон Д, Цапелик В «Естественные монополии России» М., 2007.

3.              Вечканова Г.С. Микро- и макроэкономика, Новосибирск, 2008.

4.              Грязнова А.Г, Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика.М.,2009.

5.              Жидков О. “Антимонопольная политика США”, М.,2011.

6.              Корогодин: «Общая экономическая теория» Учебник.2009.

7.              Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией”, М., 2008.

8.              Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема антимонополии”, М.,2011.

9.              Нуреева Р.М. Курс микроэкономики. Учебник.2010.

10.              Никитин. С, Глазова Е. «Государство и проблема монополии» М.,2009.

11.              Сальников Е. “Антимонополия: вчера, сегодня, завтра”, М., 2008.

12.              Стародубровская И. “Основ антимонопольной политики”, Омск, 1990.

13.              Тотьев К. “Государственная и естественная антимонополии» М. , 2009.

14.              Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции” М., 2009.

15.              Экономика: справочник Финансы и статистика.М., 2008.

16.              Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном производстве”. М.,2008.

 



[1] Сальников Е. “Антимонополия: вчера, сегодня, завтра”, М., 2008. С. 98

[2] Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном производстве”. М.,2008. С.234

[3] Тотьев К. “Государственная и естественная антимонополии» М. , 2009. С. 56

[4] Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном производстве”. М.,2008. С. 201

[5] Булатов А.С: «Экономика», М.,2011. С. 167


Информация о работе Антимонопольная политика государства