Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование опыта антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, в том числе, в США, Великобритании, Франции, Германии; выявление возможностей применения опыта зарубежных стран в антимонопольной политике России.
В соответствии с целью выделим следующие задачи:
исследовать опыт антимонопольного регулирования в западных странах;
рассмотреть антимонопольное регулирование в США;
определить особенности российского монополизма;
Введение
3
1
Антимонопольное регулирование за рубежом
5
1.1
Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
5
1.2
Антимонопольное регулирование в США
8
2
Антимонопольная политика в РФ
13
2.1
Особенности российского монополизма
13
2.2
Данные за последние годы о результатах и изменениях в антимонопольном законодательстве России
16
2.3
Возможности применения опыта зарубежных стран в антимонопольной политике России
26
Заключение
30
Список использованных источников
32
Алан Гринспен в своей статье критикует закон Шермана (1890г.) и всю систему антимонопольного законодательства в США. Он утверждает, что монополии – это нормальное явление в экономике, которое могло бы успешно регулироваться самим рынком.
Тресты возникли потому, что это был самый эффективный размер предприятия в тех отраслях, которые, будучи сравнительно новыми, оставались слишком небольшими для того, чтобы в них могло существовать более одной крупной компании.[5,36]
Для того, чтобы удерживать более 50% рынка продукции крупной отрасли в свободной экономике, требуются неординарные способности. Нужны необычайные производственные возможности, безошибочные бизнес-решения, неустанные усилия по непрерывному совершенствованию продукции и технологий. Та редкая компания, которая способна сохранять свою долю рынка год за годом, десятилетие за десятилетием, добивается этого через эффективность производства — и заслуживает одобрения, а не порицания.[5,37]
Следовательно, одной из важнейших целей, стоящих перед антимонопольными службами является выявление именно тех монополистических организаций, которые снижают общую экономическую эффективность. В этом и состоит главная сложность.
Монопольный контроль обрекает рынки на закрепление прежнего технологического уклада. Если существует устойчивая возможность диктовать потребителю цены и навязывать ему определенную продукцию, то нет необходимости обновлять производство и стремиться двигаться в русле инновационного типа воспроизводства.[10,216]
Противостояние между прежними и новыми формами проявления монополизма, их противоречивые переливы и слияния, а также криминализация хозяйственных отношений усиливают отечественный монополизм и на этапе реформирования и обостряют противоречия в системе производственных отношений. Учитывая неэкономический характер основных форм российского монополизма, нельзя рассчитывать на его преодоление одними экономическими методами. Безусловно, приоритет принадлежит здесь формам прямого административного ограничения и регулирования монополистической деятельности, коренному совершенствованию институциональных условий функционирования экономики.
Однако не следует забывать, что главным фактором антимонопольной политики является политика поддержки конкурентной среды в рамках разработки долгосрочной стратегии экономического развития, а в условиях переходной экономики – создание такой среды. Именно атмосфера экономического соперничества, характеризующаяся присутствием на рынке ряда конкурирующих между собой за потребительский спрос производителей, является важнейшим экономическим условием эффективной антимонопольной политики.[10,217]
Заключение
Сфера функционирования антимонопольного законодательства затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
В любой монопольной структуре потребители вынуждены слишком дорого платить за товары и услуги монополиста. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм также оказывает негативное влияние на возможность входа на рынок новым компаниям, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не даёт развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов, стремящихся устанавливать монопольно высокие цены. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести её в неценовую.
Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Среди комплекса мер антимонопольной политики
Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной собственности - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части.
Главной проблемой и одновременно
трудностью демонополизации в нашей стране
является специфика унаследованного от
социалистической эпохи монополизма:
российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы
путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-гигантов
возможна путем их разделения на части.
Эти монополисты формировались путем
объединения и поглощения независимых
фирм, которые могут быть восстановлены
в качестве самостоятельных компаний.
Российские монополисты, напротив, сразу
строились как единый завод или технологический
комплекс, который принципиально не может
быть разделен на отдельные части без
полного разрушения.
Список использованных источников